Русский язык в афоризмах - Николай Векшин 2014


66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

ПРАВИЛО-1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон (если находится внутри главного).

ПРИМЕР. Не тот глупец, кто чего-то не понимает, а тот, кто таки понимает, но действует, как если бы не понимал (Ш. Рише).

ПРАВИЛО-2. Если условные придаточные с союзом ли или изъяснительные придаточные стоят перед главным предложением, то они могут отделяться от него не запятой, а тире (для интонационного подчеркивания).

ПРИМЕР. Кто весел — тот смеется (В. И. Лебедев-Кумач).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. В ряде случаев перед подчинительным союзом ставится двоеточие. Чаще всего это имеет место, когда в предыдущей части содержится предупреждение о последующем разъяснении.

ПРИМЕР. Можно быть уверенным только в одном: что ни в чем нельзя быть уверенным (Древний парадокс).

ПРАВИЛО-3. Если придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. д.), то запятая ставится один раз: перед союзом — если придаточное следует за главным, или после всего придаточного — если оно предшествует главному.

ПРИМЕР. Нередко случается, что после того как женщина отдала ключ от своего сердца, она на следующий день меняет замок (Сент-Бев).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Сложный союз может (в зависимости от смысла) распадаться на две части; первая часть войдет в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая будет выполнять роль союза. В таких случаях запятая ставится только перед второй частью сложного союза.

ПРИМЕРЫ. Люди держатся бодро до тех пор, пока они веселы (Дж. Леббок). Большинство людей устроены так, что их идеалы никогда не мешают их потребностям (А. Круглов).

ИСКЛЮЧЕНИЯ. Не распадаются следующие сложные союзы: тогда как, словно как, даже если, лишь когда.

ПРИМЕР. Глупость, даже если получит то, что желает, все-таки никогда не считает себя получившей достаточно (Цицерон).

ПРАВИЛО-4. Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше союз и, или, либо и т. п., то придаточное предложение от главного запятой не отделяется.

ПРИМЕРЫ. Иногда важно не что говорится, а как говорится. Нет прока от урока и когда зубрят, и когда спят.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Не являются придаточными предложениями и поэтому не отделяются запятой неразложимые выражения: во что бы то ни стало, как ни в чем ни бывало, кто во что горазд, что есть мочи и т. д.

ПРАВИЛО-5. Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется.

ПРИМЕР. Знаю, что душа бессмертна, но не знаю как (Д. Кардано).

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, вставляя запятую, точку с запятой, тире или оставляя пробел.

Еще фараон знал секрет повиновения (…) чтобы держать народ в страхе (…) карай не виноватых, карай невинных (Неизв.). Каждый человек (…) как буква в алфавите (…) чтобы образовать слово (…) надо слиться с другими (О. Мандельштам). Король должен помнить три вещи (…) что он управляет людьми (…) что он обязан управлять ими согласно с законами (…) что он не вечно будет управлять (Еврипид). Если у тебя спрошено будет (…) что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй (…) месяц (…) ибо солнце светит днем (…) когда и без того светло (…) а месяц — ночью (Козьма Прутков). Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос (…) что будет со мною (…) если исполнится то (…) чего я ищу (…) вследствие желания (…) и (…) если не исполнится? (Эпикур). Спрашивают (…) что будет с душою после смерти? Если ты пришел в эту жизнь (…) то откуда-нибудь вышел. Откуда или от кого вышел (…) туда или к тому и придешь (Л. Н. Толстой). Знай (…) что бы ты ни выдумал (…) все уже выдумано до тебя и требует только осмысления (Ф. Е. Топорищев). Дивишься драгоценности нашего языка (…) что ни звук (…) то и подарок (…) все зернисто, крупно (…) как сам жемчуг (…) и (…) право (…) иное названье еще драгоценней самой вещи (Н. В. Гоголь).

УПРАЖНЕНИЕ-2. Перепишите, вставляя запятую, точку с запятой, тире или оставляя пробел.

Если имею дар пророчества (…) и знаю все тайны (…) и имею всякое познание (…) и всю веру (…) так (…) что могу (…) и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто (апостол Павел). Не иметь врагов может лишь предельное ничтожество (…) так что я никому не советую этим хвастаться (А. Бужар). Как только одно государство увеличивает число своих войск (…) другое увеличивает свои (…) так (…) что от этого ничего не получается, кроме разорения (Монтескье). Большинство книг таково (…) что (…) прочитав несколько строк и просмотрев несколько фигур (…) уже знаешь о них все (…) так (…) что остальное помещено в этих книгах лишь для того, чтобы заполнить бумагу (Декарт). Революция лучше войны (…) потому (…) что (…) когда провозглашают революцию, то сражаться за нее идут только желающие (М. Пруст). Эгоист — это человек, который никогда не скажет дурного слова ни о ком (…) потому (…) что говорит только о себе (Неизв.). Первый брак часто оказывается неудачным (…) потому (…) что женщина торопится в него вступить, а торопится она (…) потому (…) что хочет успеть вступить во второй брак, если первый окажется неудачным (К. Мелихан).

УПРАЖНЕНИЕ-3. Перепишите, вставляя запятую, точку с запятой, тире или оставляя пробел.

Благородный муж все тяготы взваливает на себя, а другим оставляет легкие дела (…) в то время (…) как люди из толпы легкое берут на себя, а трудное оставляют другим (Мо-цзы). Я смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим (…) в то время (…) как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным (И. Ньютон). Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте (…) в то время (…) как другая делает следующий шаг (…) это — первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам (…) так и к отдельным людям (Й. Этвеш). Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать (…) что для того (…) чтобы не лишиться его (…) кажется (…) готовы искать несчастий (П. Кальдерон). Случается злому человеку заговорить (…) так (…) что (…) кажется (…) это зверь изъясняется в нем человеческими словами (А. Круглов). Есть особое искусство противоречить собеседнику (…) так (…) что это оборачивается самой ловкой лестью (Андре Моруа). Твои уста говорят «да» (…) в то время (…) как выражение твоего лица говорит «нет» (…) верный признак понимания — это радость на лице ученика, а не ответ «да» (Абуль-Фарадж).

УПРАЖНЕНИЕ-4. Перепишите, вставляя запятую, точку с запятой, тире или оставляя пробел.

Что такое настоящий писатель? Это человек, способный писать письма самому себе (…) так (…) что их интересно читать другим (А. Подводный). Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир (…) так (…) что все простое — правда, а все сложное — неправда (П. Л. Капица). Вот и растет «постройка», к которой каждый прикладывает руку (…) так (…) что самый дальний свидетель события оказывается осведомленным лучше, чем непосредственный (Монтень). Война будет повторяться (…) до тех пор (…) пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений (А. Барбюс). О рекламе можно сказать, что это наука затемнять рассудок человека (…) до тех пор (…) пока ты не получишь от него деньги (Ликок). Деспотизм не может существовать в стране (…) до тех пор (…) пока не уничтожена свобода прессы (…) подобно тому (…) как ночь не может надвинуться, пока солнце не зашло (К. Колтон). Я утверждаю, что знаниям человеческим есть какой-то предел (…) ибо (…) до тех пор (…) пока разум находится в теле, он не может познать (…) того (…) что находится вне природы (Маймонид). Родители, которые замечают, что сын хочет стать поэтом, должны пороть его (…) до тех пор (…) пока он либо не бросит стихоплетства, либо не станет великим поэтом (Лихтенберг).

УПРАЖНЕНИЕ-5. Перепишите, вставляя запятую, точку с запятой, тире или оставляя пробел.

Артистом, писателем и ученым должен руководить такой непреодолимый импульс к творчеству (…) что (…) даже (…) если бы работа не оплачивалась, они должны были бы быть готовы сами платить за то, чтобы иметь возможность заниматься своей работой (Н. Винер). Мужской монастырь напротив женского монастыря (…) даже (…) если ничего и не происходит, все-таки что-то есть (Китайская посл.). Когда низкий человек спросит меня о чем-либо (…) то (…) даже (…) если я не буду ничего знать, смогу рассмотреть этот вопрос с двух сторон и обо всем рассказать ему (Конфуций). Во мраке, нас окружающем, ученый стукается лбом об стену (…) тогда (…) как невежда спокойно сидит посреди комнаты (А. Франс). У нас часто принято судить о достижениях науки только по ее практическим результатам (…) и получается, что тот, кто сорвал яблоко, тот и сделал главную работу (…) тогда (…) как (…) на самом деле (…) сделал яблоко тот, кто посадил яблоню (П. Л. Капица). Я хочу попасть в ад, а не в рай (…) там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов (…) тогда (…) как рай населен одними нищими, монахами и апостолами (Макиавелли). Умный человек счастлив (…) лишь (…) когда удостаивается собственной похвалы (…) дурак же довольствуется аплодисментами окружающих (Дж. Аддисон).

УПРАЖНЕНИЕ-6. Перепишите, вставляя запятую, точку с запятой, тире или оставляя пробел.

Начальству нужно (…) чтобы оно было нужно (…) чтобы в коридоре ждали (А. Круглов). У всякого свой вкус и своя манера (…) кто любит арбуз, а кто офицера (Русская посл.). Часто бывает (…) так (…) что лучше не заметить оскорбления, чем потом мстить за него (Сенека). Опыт — корабль, который везет нас по морю жизни (…) до тех пор (…) пока мы не перегружаем его очередной глупостью (В. А. Жиляков). Равенство понимают (…) так (…) что вы равны высшим и выше тех, кто внизу (А. Декурсель). Обманчивое эхо общественного мнения — журнала (…) желая (…) во что бы то ни стало (…) сохранить читателей (…) будет содействовать перевороту (…) хотя бы для того (…) чтобы иметь (…) что рассказывать лишний месяц; они убьют общество, чтобы питаться его трупом (маркиз де Кюстин). Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать (…) почему (Конфуций). Некоторые люди видят вещи (…) как они есть и спрашивают (…) почему (…) другие мечтают о вещах, которых никогда не было и спрашивают (…) почему бы нет? (Б. Шоу). Умный в гору не пойдет, // Умный гору обойдет. // Обошел бы и дурак, // Только вот не знает (…) как (Ефим Самоварщиков). Пошлость — это не (…) что (…) а как (Г. Малкин).

ПРАВИЛО-6. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая.

ПРИМЕР. Нужно помнить, что школьники — это дети, что дети — цветы жизни, что цветы жизни не любят, когда их поливают (Неизв.).

ПРАВИЛО-7. Если однородные придаточные предложения сильно распространены (особенно когда внутри них появляются запятые) то между ними вместо запятой ставится точка с запятой.

ПРИМЕР. Не потерплю, чтоб развратитель // Огнем и вздохов, и похвал // Младое сердце искушал; // Чтоб червь презренный, ядовитый // Точил лилеи стебелек; // Чтобы двухутренний цветок // Увял еще полураскрытый (А. С. Пушкин).

ПРАВИЛО-8. Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится.

ПРИМЕР. Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех (М. Е. Салтыков-Щедрин).

ПРАВИЛО-9. Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятая ставится.

ПРИМЕР. Жизнь — это то, что приходится делать, когда нельзя идти спать (Фран Лебовиц).

ПРАВИЛО-10. При двух стоящих рядом подчинительных союзах (или при подчинительном союзе и относительном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или относительного слова) запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза — то, так, но; в противном случае запятая не ставится.

ПРИМЕРЫ. Лодырь понимает, что, если придется отвечать урок, он уже не сможет сослаться на обстоятельства (Неизв.). Идея судебного процесса заключается в том, что если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, то правда выплывет наружу (Б. Шоу).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. В первом случае придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить, поэтому запятая ставится. Во втором случае такого сделать нельзя, поэтому запятая между что и если не ставится.

ПРАВИЛО-11. Запятая с тире в сложном предложении ставится в следующих случаях:

а) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распад единого целого на две части;

ПРИМЕР. Когда вам становится очень туго, и все оборачивается против вас, и когда кажется, что нет сил терпеть ни одной минуты больше, — ни за что не отступайте: именно в такие моменты наступает перелом в борьбе (Г. Бичер-Стоу).

б) перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения;

ПРИМЕР. Нужны новые учебники, не какие-нибудь захламленные, как чердаки, заваленные рухлядью и ненужным, — новые учебники, для учеников.

в) внутри большого сложного предложения, чтобы разделить его на две интонационные части;

ПРИМЕР. Известна особенность людей: до того, как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше? (Я. Коменский).

УПРАЖНЕНИЕ-7. Перепишите, вставляя запятую, точку с запятой, запятую с тире или оставляя пробел.

Кофе должен быть горяч (…) как пекло, черен (…) как дьявол, чист (…) как ангел (…) и сладок (…) как любовь (Талейран). Вам лучше не знать (…) как делаются колбасы (…) и как создаются законы (Неизв.). Опыт — это не то (…) что происходит с человеком, а то (…) что делает человек с тем (…) что с ним происходит (Олдос Хаксли). Всякое учение истинно (…) в том (…) что оно утверждает (…) и ложно в том (…) что оно отрицает или исключает (Г. Лейбниц). Я сказал ей (…) что люблю ее, а она сказала мне (…) что любит меня (…) и теперь мы не знаем (…) что делать дальше (К. Мелихан). Нужно (…) чтобы все мы помнили (…) что должны умереть (…) и надо (…) чтобы все жили так (…) как (…) если бы были уверены (…) что должны жить вечно (Ф. Гвиччардини). Если человек говорит (…) что любит вас (…) это еще не значит (…) что он любит только вас (К. Мелихан). Литература есть самый отвратительный вид торга (…) и потому удвоенно-отвратительный (…) что тут замешивается несколько таланта (…) и (…) что «торгуемые вещи» суть действительные духовные ценности (В. В. Розанов). Когда человек отрицает решительно все (…) то это значит (…) что он не отрицает ровно ничего (…) и (…) что он (…) даже ничего не знает (…) и не понимает (Д. И. Писарев).

УПРАЖНЕНИЕ-8. Перепишите, вставляя запятую, точку с запятой, запятую с тире или оставляя пробел.

За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать (…) что (…) есть несчастные (…) и (…) что после непродолжительного счастья наступает несчастье (А. П. Чехов). Известно (…) что движение других планет кажется с Земли неправильным и хаотическим (…) и что следует мысленно перенестись на Солнце (…) дабы в полной мере оценить упорядоченность мироздания (Ривароль). Если хотите нравиться другим, надо говорить о том (…) что они любят и (…) что их трогает, избегать споров о вещах им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать (…) что вы умнее (Ларошфуко). Чувство юмора — это то (…) что заставляет вас смеяться над чем-то таким (…) что случилось с кем-то другим (…) и что привело бы вас в чувство ярости (…) если бы это случилось с вами (Неизв.). Истинные законы должны быть основаны не на идеале, а на том (…) что было (…) что есть и (…) что может быть (И. Мюллер). Женщины лишают свободы лишь тех (…) кто не знает (…) что с ней делать (Хелена Жмиевская). Тому (…) кто влюбился впервые (…) кажется (…) что он знает о жизни все (…) что нужно знать (…) и (…) пожалуй (…) он прав (М. Маклофлин). Многие люди в силу той радости (…) которую испытывают (…) когда начинают понимать отвлеченную и темно изложенную систему (…) начинают думать (…) что эта система доказана (Лихтенберг).

УПРАЖНЕНИЕ-9. Перепишите, вставляя запятую, точку с запятой, запятую с тире или оставляя пробел.

Экология — догадка (…) что (…) если ты (…) и свинья (…) и дуба тебе не жалко (…) все же не следует подрывать у него корни (А. Круглов). Справедливо некоторые врачи считают (…) что (…) если ребенок нервный (…) надо прежде всего лечить его родителей (Агния Барто). Идеальный подарок мужчине, у которого все есть (…) женщина (…) которая знает (…) что со всем этим делать (Неизв.). Если ты скажешь девушке (…) что она красивее всех на свете, она может тебе не поверить (…) но (…) если ты скажешь (…) что она красивее Яди, Хеленки и Баси (…) она поверит мгновенно (Янина Ипохорская). Главное (…) чему учит нас чтение книг (…) что лишь очень немногие книги заслуживают прочтения (Г. Менкен). Завтракайте плотнее, спартанцы (…) ужинать нам сегодня придется на том свете (царь Леонид, перед битвой). Будьте уверены (…) что человек нашей эпохи (…) который пишет о Красоте, Истине и Добре (…) дурен лицом, лжец по своей природе и интриган по ремеслу (Ж. и Э. Гонкуры). Тратьте меньше (…) чем зарабатываете (…) вот вам и философский камень (Б. Франклин). Структура управления (…) в которой на руководителя замыкается десять и более непосредственных подчиненных (…) инфарктная (В. Терещенко). Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное (…) что стоит спасать (…) свою честь (Гюго).

УПРАЖНЕНИЕ-10. Перепишите, вставляя запятую, точку с запятой, запятую с тире или оставляя пробел.

Самая трудная задача (…) стоящая перед парламентариями (…) как извлечь деньги из налогоплательщиков, не трогая избирателей (Неизв.). Безошибочный признак того (…) что (…) что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства (…) это скука (Б. Брехт). То (…) что боги существуют (…) это я не буду оспаривать, но буду оспаривать доказательства (Цицерон). Если отпустить в воздухе ничем не поддерживаемое фарфоровое изделие (…) то оно упадет и неминуемо разобьется (…) знать (…) как оно упадет и почему разобьется (…) это уже чисто умозрительный вопрос (Франклин). Если же появятся в будущем пустые зубоскалы (…) которые (…) хоть и не смысля ничего в математике (…) позволят себе хулить мое учение или нападать на него (…) я вовсе не буду этим огорчен, а к их суждениям отнесусь с презрением (Коперник). Все хвалят искренность (…) всяк говорит: будь прям (…) // А скажешь правду (…) по зубам (В. Капнист). Истина так нежна (…) что чуть только отступил от нее (…) впадаешь в заблуждение (…) но и заблуждение это так тонко (…) что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине (Паскаль). Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды (…) самые опасные (А. Смит). Только правда, как бы она ни была тяжела (…) легка (А. Блок).

УПРАЖНЕНИЕ-11. Перепишите, вставляя запятую, точку с запятой, запятую с тире или оставляя пробел.

Стоит людям раз усвоить себе неверное мнение, раз признать его за несомненную истину (…) тогда их уже невозможно вразумить (…) как невозможно разборчиво писать на перепачканной бумаге (Т. Гоббс). Требовать от честного человека (…) чтобы он действовал по внушениям своей совести, было бы излишне, а требовать (…) чтобы он действовал вопреки совести (…) значило бы оскорблять его (Т. Маколей). То (…) к чему стремится высший человек, находится в нем самом, а то (…) что ищет низший (…) в других (Конфуций). Кто слушает голос своего сердца, а не рыночные крики, и кто имеет мужество распространять, поучая (…) то (…) чему научило его собственное сердце (…) тот всегда будет оригинален (Л. Берне). Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить (…) когда ни слова не доходит до него (…) это опрометчивость (…) не говорить (…) когда слова бы до него дошли (…) это скрытность (…) и говорить, не наблюдая за выражением его лица (…) это слепота (Конфуций). Есть люди, никогда не рассуждающие о том (…) что они должны были бы сделать, а рассуждающие лишь о том (…) что они сделали (…) как если бы рассудок имел глаза на затылке и мог видеть только то (…) что позади (Г. Филдинг). Первый закон искусства: если тебе нечего сказать (…) молчи (…) если тебе есть что сказать (…) скажи и не лги (Р. Роллан).