Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977

Звуковая система русского языка
Место слоговой границы в слове

Простые фонетические единицы типа СГ и ГС легко обнаруживают различия в характере связи между глас­ным и согласным. Проанализируем, как обстоит дело в сложных звуковых последовательностях, образующих слова и сочетания слов. Вопрос о границах слогов в слове рассматривается на материале русского языка уже довольно давно, и предлагаемые решения зависят от того, как определяется слог. Почти все исследователи русского языка не сомневаются в том, что в последовательности СГСГСГ мы имеем дело с открытыми сло­гами и что слоговая граница расположена после глас­ного: СГ-СГ-СГ (вы-пи-ли, мо-ло-ко и т. д.).

Разногласия при установлении слоговой границы на­чинаются при анализе сочетаний согласных, находящих­ся между гласными. В этих случаях критерии для опре­деления места слоговой границы различны и не всегда связаны с пониманием слога как минимальной произно­сительной единицы.

1. Определение места слогораздела в соответствии с характеристиками конца или начала слова.

Еще М. В. Ломоносов предложил определять место слоговой границы в зависимости от того, какое сочетание согласных получается в начале слога: если данное со­четание встречается в начале слова, то оно может встре­титься и в начале слога, если же в начале слова его не бывает, то и в начале слога оно не должно появиться; Ал-тай (так как в начале русского слова нет сочета­ния лт), но о-мра-чать (так как сочетание мр — в начале слова встречается).

Подобный подход к слогоделению был развит извест­ным современным польским ученым Е. Куриловичем, ко­торый сравнивал характеристики начальных и конечных сочетаний согласных в слове и слоге и считал это основ­ным критерием, при установлении места межслоговой границы.

Как мы видим, такой подход совсем не учитывает особенностей слога как произносительной единицы и рассматривает слог просто как любую комбинацию со­гласного с гласным.

2. Определение места слогораздела в соответствии с теорией восходящей звучности в слоге.

При таком подходе слог понимается не как произно­сительная единица, а как некая единица звучности, обя­зательно включающая в себя вершину звучности — глас­ный — и менее звучные элементы — согласные.

Сочетание гласного с согласными образует волну звучности, и последовательность слогов — это последо­вательность усилений и ослаблений звучности. Такое понимание слога применительно к русскому языку разви­вает Р. И. Аванесов. Принципы слогоделения, основан­ные на этом понимании, следующие:

1) в русском языке существует тенденция к-образо­ванию открытых слогов;

2) любой неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного;

3) звуки разбиваются на три группы по их собствен­ной звучности: самые звучные — гласные, средние по звучности — сонанты, наименее звучные — шумные со­гласные.

Следовательно, в сочетаниях СГССГ граница между слогами будет проходить в разных местах в зависимости от звучности согласных: а) СГ-С1С2Г, если первый соглас­ный менее звучный, чем второй (в этом случае осуще­ствляется стремление к образованию открытого слога и не нарушается закон восходящей звучности); б) СГСрСгГ, если первый согласный более звучный, чем второй (обра­зованию открытого слова препятствует нарушение закона возрастающей звучности). Примеры слогоделения пер­вого типа: мо-сты, су-кно, ко-злы; примеры слогоделения второго типа: мар-ки, бан-ки, пол-зу.

В этой теории, как мы видим, вовсе не рассматри­ваются характеристики слога как произносительной еди­ницы. Кроме того, проводится противопоставление не­начальных и начальны'х слогов (ведь во многих словах в начальном слоге как раз возможно нарушение закона восходящей звучности: мстить, лбы, ржавый и т. д.). Наконец, и сами градации звучности являются более или менее условными: если иметь в виду действительную звучность согласных, то здесь можно выделить не две группы (шумные и сонорные), а гораздо больше: с, на­пример, более звучно, чем т; р более звучный, чем м или н и т. д., так что в случаях деления мо-сты, зве-зда фактически нет восходящей звучности во вторых слогах.

3. Определение места слоговой границы в зависимо­сти от места ударения в слове.

Такой подход на материале русского языка был сфор­мулирован Л. В. Щербой, который рассматривал слог как единицу, образуемую единым импульсом мускуль­ного напряжения. Последовательность слогов в слове—\ это чередование усилений и ослаблений мускульного напряжения, а граница между слогами находится в месте наименьшего мускульного напряжения. Изменение на­пряженности зависит от места ударения в слове: если в сочетании С1ГС2С3Г ударение падает на первый гласный, то Ci—сильноконечный, а С2— сильноначальный, и оба они примыкают к ударному гласному, являющемуся центром мускульного напряжения. При этом образуется закрытый слог. В случае, если ударным является второй гласный, то С2 может быть сильноконечным, т. е. обра­зовывать один слог со вторым гласным, если этот С2 не является сонантом, так как сонанты примыкают к пред­шествующему гласному, даже если он безударный. При­меры первого рода: шап-ка, лас-ты, кош-ки; примеры второго рода: ка-пкан, мо-сты, ме-шки; слоги с конечны­ми сонантами: мар-ка и ар-кан, вой-ны и вой-на.

В этой теории слога много общего с теорией восходя­щей звучности: и по той, и по этой теории сонант, начи­нающий сочетание согласных между гласными, отходит к предшествующему гласному, образуя закрытый слог. В отличие от теории восходящей звучности здесь учиты­ваются и произносительные характеристики слога, которые Л. В. Щерба связывает с ударностью или безудар­ностью слога. Однако бесспорных экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что ударный и без­ударный гласные по-разному связаны со следующим согласным, пока не получено.