Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977

Звуковая система русского языка
Функции слога в звуковой системе. Слоговые контрасты

Будучи минимальной произносительной единицей, слог (теперь мы можем уточнить — открытый слог) является условием существования минимальных звуковых единиц—аллофонов фонем. Разные аллофоны од­ной и той же фонемы, как показано выше, могут сильно отличаться друг от друга по своим характеристикам, но это обстоятельство как будто и не замечается носителями русского языка. Это значит, что, кроме собственных ха­рактеристик отдельных звуков, люди, пользующиеся зву­ковым языком, могут использовать еще какие-то свой­ства речи, помогающие им справиться со звуковым мно­гообразием. Так как наибольшие изменения звуков в открытом слоге определяются их произносительной слит­ностью, собственными характеристиками согласного бу­дет то, что отличает этот согласный от гласного, а соб­ственными характеристиками гласного —отличие его от согласного. Эти различия согласного и гласного в слоге СГ назовем контрастом.

Любой слог, содержащий согласный и гласный, может быть охарактеризован числом реализующихся в нем контрастов. Рассмотрим с этой точки зрения, например, слог па. Выясним, какие изменения в артикуляции и, следовательно, в акустической картине происходят во время его произнесения и как это отражается в звуча­нии.

1. Слог начинается без участия голосовых связок, которые начинают колебаться только с началом артику­ляции гласного. Таким образом, согласный и гласный в слоге контрастируют по признаку наличия основного тона. Этот контраст характеризует начальный элемент слога как глухой согласный.

2. Акустическая картина изменяется от очень корот­кого щелчка (взрыва), следующего за паузой, до дли­тельного звучания на гласном.

3. Щелчок характеризуется нерегулярным спектраль­ным распределением, тогда как гласный обнаруживает четкую формантную структуру.

4. При переходе от согласного к гласному происходит резкое нарастание интенсивности.

5. Переходный участок гласного характеризуется собственными частотными характеристиками формант, связанными с местом образования гласного. Особенно заметно и регулярно это изменение для FII.

Слогу па, следовательно, можно приписать контра­сты следующих типов: 1) контраст по основному тону (ниже — контраст по F0CH.); 2) контраст по длительно­сти; 3) контраст по формантной структуре; 4) контраст по интенсивности; 5) контраст по частоте FII.

Если рассмотреть все слоги СГ с точки зрения того, сколько видов контрастов и в какой комбинации в них сохраняется, мы получим следующую картину: 1) конт­раст по FOCH. наблюдается во всех слогах с начальными глухими согласными; 2) контраст по длительности наблюдается только в слогах с начальными глухими взрыв­ными твердыми п и г; 3) контраст по F-структуре наблю­дается в слогах с начальными взрывными и некоторыми щелевыми согласными; 4) контраст по интенсивности, присутствующий во всех слогах, значительно меняется по своей выраженности — от максимального в слогах с начальными взрывными глухими до минимального в слогах с сонантами; 5) контраст по FII максимален в слогах с далеко отстоящими друг от друга укладами артикуляций согласного и гласного, например в слоге ту, где происходит резкое изменение артикуляции от т, (язык продвинут вперед и вверх) к у (все тело языка оттянуто назад, задняя часть языка поднята вверх).

Рассмотрим более подробно характер контрастировав ния по каждому из перечисленных здесь признаков,

1. Контраст ПО основному

Для сочетаний глухого смычного согласного с глас­ным характерно, что после раскрытия смычки голосовые связки начинают работу с некоторой задержкой. Пред­полагается, что длительность этой задержки определяет­ся временем, необходимым для выравнивания внутриртового и подсвязочного давления воздуха. Вообще для ударных слогов характерно, что глухой согласный, пред­шествующий гласному, не озвончается под влиянием этого гласного.

Контраст по FOCH., ярко выраженный в ударных слогах, может несколько ослабляться в безударных. Это происходит за счет того, что часть глухой смычки озвон­чается под влиянием предшествующего гласного, а абсо­лютная длительность смычки сокращается.

Более частным видом контраста по F0CH. является изменение высоты основного тона на границе между звонким согласным (или сонантом) и гласным. Само это изменение теоретически предсказуемо, так как арти­куляция гласного всегда характеризуется падением внутриртового давления по сравнению с артикуляцией любого

согласного. Как правило, в слоге СГ '(независимо от качества или ударности-неударности гласного) по­вышение частоты основного тона на гласном по сравне­нию с предшествующим согласным больше, если ему предшествует шумный согласный, и меньше, если в на­чале слога находится сонант. И эта характеристика яв­ляется существенной при опознании слога.

2. Контраст по длительности

В слоге СГ возможны две комбинации звуков с точки зрения длительности. В первом случае согласный характеризуется принципиально теми же временными параметрами, что и гласный, хотя в данном конкретном сочетании может быть и более коротким, чем гласный. В эту группу входят все слоги с сонантами, слоги с на­чальными звонкими согласными, слоги с глухими щеле­выми.

Другое соотношение длительностей наблюдается в сло­гах с начальными твердыми глухими взрывными соглас­ными. Акустически эти согласные реализуются в виде короткого («мгновенного») шума, спектральные харак­теристики которого являются довольно неопределенны­ми. В результате этого создается контраст между началь­ным согласным и следующим гласным, который никогда не может иметь столь малую длительность.

Среди твердых глухих слоги с начальным к в мень­шей степени обладают этим контрастом, так как длитель­ность взрыва к может достигать 35—40 мс, т. е. прибли­жаться к длительности безударного гласного. Слоги, на­чинающиеся с согласных п или г, характеризуются по­стоянным контрастом по длительности, так как длитель­ность этих согласных не превышает 20 мс (подчеркнем еще раз, что речь идет только об акустической длитель­ности, так как артикуляционно начальные глухие смыч­ные не отличаются сколько-нибудь существенно от дру­гих групп согласных).

Слоги с глухими взрывными мягкими согласными (особенно слоги, начинающиеся г') примыкают к слогам первой группы, так как контраст по длительности в них не сохраняется в связи с сильной аффрикатизацией (по­явлением щелевой фазы после смычки) их.

Длительность других групп согласных колеблется от 35 до 210 мс, т. е. укладывается в диапазон изменений длительностей гласного '(длительность 210 мс сопоставима с длительностью ударного гласного, длительностью 35 — с длительностью безударного гласного).

3. Контраст по F-структуре

Переход от согласного к гласному может характеризоваться резким-изменением формантной структуры — от ее полного отсутствия на глухом взрывном согласном и до регулярной F-структуры на гласном. Разные слоги в разных позициях реализуют несколько типов контра­стов по F-структуре. Как уже было сказано, мак­симальный контраст наблюдается в слогах с началь­ным п. Отсутствует контраст в слогах с начальными со­нантами, имеющими четкую формантную структуру. Фо­нетически изменения контраста по F-структуре связыва­ются в первую очередь с такими признаками согласного, как активный действующий орган и способ образования, а также и с относительной интенсивностью шумовых составляющих.

Рассмотрим на конкретных примерах, какие видо­изменения контраста вообще возможны. Так как щел­чок малой длительности, представляющий взрыв соглас­ного, характеризуется нерегулярным распределением энергии в спектре, в слогах с начальными глухими взрыв­ными отсутствует F-структура на согласном п, т. е. конт­раст по F-структуре ярко выражен. В слогах с г и к взрыв может обладать формантной структурой, так что этого контраста может не быть.

Взрывные мягкие п', т', к ввиду их сильной аффрикатизации также характеризуются F-структурой, наблю­даемой на аффрицированном участке согласного.

Щелевые глухие обнаруживают в спектре регулярные области усиления частот, совпадающие по частоте с Fill и FIV гласных, следующих за этими согласными.

В спектре звонких щелевых формантная структура выражена еще более ярко, однако при большей интен­сивности и большем числе формант наблюдается преры­вистость F-структуры во времени: начальная и конечная фазы звонкого согласного имеют четкую F-структуру, а средняя, собственно шумная фаза характеризуется ее ослаблением и даже полным исчезновением. Прерыви­стостью F-структуры характеризуется также и сонант р.

По этому типу контрастов слоги с начальным соглас­ным h противопоставлены всем остальным слогам, в ко­торых согласный содержит, как правило, хотя бы одну форманту.

Однако, если слоги, начинающиеся гласным п, ха­рактеризуются полным отсутствием формант в спектре согласного и в результате этого — максимально ярким контрастом по формантной структуре, то степень выра­женности этого контраста в других слогах различна. При этом важны как качество начального согласного, так и ударность-безударность гласного; для слогов с на­чальными смычными и щелевыми характерно увеличение числа формант согласного в безударном слоге по срав­нению с ударным, т. е. в безударных слогах с началь­ными шумными контраст по формантной структуре сла­бее, чем в ударных.

4. Контраст по интенсивности

Контраст по интенсивности — это различие между согласным и гласным с точки зрения их относи­тельной громкости. Естественно ожидать, что гласный в слоге СГ должен обладать большей громкостью, чем предшествующий ему согласный. Однако фактически дело обстоит не совсем так. Относительная интенсивность согласного (по отношению к интенсивности гласного в том же слоге) зависит от качества согласного, от каче­ства гласного и от ударности-безударности слога в це­лом. При изучении относительной интенсивности сонан­тов, губно-зубного щелевого в и остальных шумных со­гласных оказывается, что далеко не всегда относитель­ная интенсивность согласного меньше единицы (т. е. меньше интенсивности гласного). В безударных слогах сонант может быть интенсивнее гласного (особенно если этот гласный — и или у), однако шумные согласные, как правило, менее интенсивны, чем гласные. Интересно, что согласный в по этому типу контраста ближе к сонантам, чем к шумным.

5. Контраст по FII

Контраст по FII, по существу, является контра­стом между начальной частотой FII (обозначим ее FII0) на границе согласного и гласного, и стационарной час­тотой FII. В цифровых данных этот контраст может быть охарактеризован следующими величинами: 1) началь­ная (исходная) частота FII0; 2) конечная (стационар­ная) частота FII; 3) величина перепада, т. е. разница между частотой FII0 и FII; 4) направление перепада — положительное или отрицательное значение величины перепада, т. е. повышение или понижение частоты фор­манты от начала гласного к стационарному участку.

Рассмотрим сначала эти характеристики FII в изоли­рованно произнесенных слогах, где возможны сочетания всех согласных со всеми гласными. На таблице даны цифровые значения величин перепада и частоты FII на стационарном участке с указанием типа слога, в кото­ром такое значение наблюдается.

Приведенные в таблице данные говорят о том, что степень изменения частоты FII очень сильно зависит от типа сочетания. Максимальный перепад (т. е. разница между исходной частотой FII и стационарной частотой FII) может превышать 1000 Гц, т. е. в пределах одного гласного происходит такое сильное изменение частотного положения FII. Если мы вспомним, что гласные между собой в меньшей степени отличаются по частоте FII, то поймем значимость такого сильного перепада для звукового облика слога. Важно также, что изменение часто­ты FII может вообще отсутствовать — тогда мы имеем слог с нулевым контрастом по FII. Как уже говорилось, степень контраста по FII зависит от артикуляторного сходства или различия элементов слога: чем меньше цифра, характеризующая контраст по FII, тем меньше выражено движение артикулирующих органов при пере­ходе от согласного к гласному. Наконец, важно, что для определения элементов слога нам нужно знать не только величину перепада, но и конечное значение FII, т. е. частоту FII на стационарном участке гласного. В изолированно произнесенных слогах этот стационар­ный участок наблюдается всегда.

Несколько иначе обстоит дело с гласными в словах. Рассмотрим более подробно те соотношения, которые на­блюдаются между характеристиками FII гласного из изолированно произнесенного слога и из ударного слога, произнесенного в составе слова. Как правило, в этом последнем случае наблюдается повторение рисунка, характерного для переходного участка, т. е. исходная час­тота FII и разность между исходной и конечной часто­тами FII сохраняются и при отсутствии стационарного участка. Это значит, что довольно часто контраст по FII характеризует не только качество предшествующего со­гласного, но и качество гласного.

Наибольшим изменениям подвержены частотные ха­рактеристики безударных слогов. Рассмотрим соотноше­ния между FII0 и FII стационарного участка для слогов, занимающих разные позиции по отношению к ударению, т. е. не только ударные, но и предударные и заударные.

Как правило, направление изменения и конечная час­тота FII для ударных слогов в словах и для изолирован­но произнесенных слогов совпадают. В конкретных груп­пах слогов это выглядит следующим образом;

1) а-слоги с губными твердыми и л имеют исходную частоту FII0 гораздо более низкую, чем частота FII стационарного участка;

2) а-слоги с твердыми переднеязычными характери­зуются исходной частотой FII, незначительно более вы­сокой, чем FII стационарного участка;

3) а-слоги с заднеязычными твердыми также имеют FIIo или несколько превышающую по частоте FII стационарного участка, или совпадающую с ней;

4) у-слоги после губных и заднеязычных твердых характеризуются отсутствием изменения частотных ха­рактеристик FII;

5) «/-слоги после переднеязычных твердых имеют FIIo более высокую, чем FII стационарного участка;

6) «/-слоги после мягких согласных характеризуются еще более высоким значением частоты FII0 и более сильным ее понижением;

7) все w-слоги характеризуются отсутствием измене­ния частоты FII на всем ее протяжении;

8) ы-слоги обнаруживают заметное повышение FII стационарного участка по сравнению с FII0, причем после губных ил — более сильное, чем после язычных.

Таким образом, общие признаки контраста по FII сохраняются и в изолированно произнесенных слогах, и в ударных слогах в слове.

В безударных слогах картина принципиально дру­гая, так как сильные артикуляционные изменения без­ударных гласных под влиянием соседних согласных ча­сто приводят к тому, что частотные характеристики FII этих гласных вообще не совпадают с теми, которые на­блюдаются в ударных гласных. Речь идет и об отсутствии стационарного участка, и об общем сдвиге частотного положения FII. На рис. 43, а и б приведены данные о частоте FII тех безударных гласных, которые наиболее резко отличаются от соответствующих ударных (в про­изношении двух дикторов). Для большей наглядности на рисунке пунктирной линией отмечены наиболее ти­пичные частоты FII соответствующих гласных в удар­ных слогах. Для безударного а (см. рис. 43) возможны как повышение частоты FII, так и понижение ее; по­следнее, как можно заметить, встречается все же чаще, чем первое. Для гласного у преобладающей является тенденция к повышению FII, для гласных и и ы — к понижению. В целом для гласных с очень высоким (как у и и ы) и очень низким (как у у) положением FII ха­рактерны при редукции смещения частоты FII в некоторую среднюю частотную область, для гласного же а возможны более разнообразные отклонения частоты FII. Интересно рассмотреть вопрос о том, приводит ли изменение частоты FII безударного гласного к появле­нию нового типа контраста, характерного для другого слога. Так, в слоге, где гласный у находится после мяг­кого согласного, частота FII сильно повышается. Выясним, не может ли это привести к совпадению этого глас­ного с гласным и. Анализ спектрограмм показывает, что такое совпадение не происходит, если рассматривать нe характеристики отдельного гласного, а характер измене­ния частоты, зависящий, как мы знаем, от качества соседних согласных: если для гласного у повышение FII до 1500 Гц сопровождается или ослаблением контраст по FII, или изменением знака контраста, то для слогов характерно сохранение высокой частоты FIIHCx., как б сильно ни понижалась затем частота FII (см. табл.) Это значит, что если сравнивать гласный у из слов люби (см. рис. 44) и гласный у из сочетания на людях, то по собственным характеристикам они меньше похожи друг на друга, чем этот последний гласный на гласный е или и. Однако если взять целый слог лю [л' у], то характер контраста в обоих случаях одинаков и не сов­падает с контрастом в слогах с другими гласными.

Рис. 44. Гласный у в предударном и заударном слоге: в слове люби гласный у, сильно изменяясь под влиянием мяг­ких согласных, все же ближе к гласному у в ударном или изоли­рованно произнесенном слоге (ср., например, со слогом лю на рис. 30), чем заударный у в сочетании на людях. Обратите внима­ние на высокое значение частоты FII в этом случае даже на ста­ционарной части гласного.

Все данные о слоговых контрастах, приведенные здесь, свидетельствуют о том, что звуковые характери­стики слога являются более устойчивыми и постоянны­ми, чем характеристики звуков, входящих в слог: раз­личия между согласным и гласным оказываются полез­ными признаками для фонемной классификации этих звуков.