Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977
Звуковая система русского языка
Функции слога в звуковой системе. Слоговые контрасты
Будучи минимальной произносительной единицей, слог (теперь мы можем уточнить — открытый слог) является условием существования минимальных звуковых единиц—аллофонов фонем. Разные аллофоны одной и той же фонемы, как показано выше, могут сильно отличаться друг от друга по своим характеристикам, но это обстоятельство как будто и не замечается носителями русского языка. Это значит, что, кроме собственных характеристик отдельных звуков, люди, пользующиеся звуковым языком, могут использовать еще какие-то свойства речи, помогающие им справиться со звуковым многообразием. Так как наибольшие изменения звуков в открытом слоге определяются их произносительной слитностью, собственными характеристиками согласного будет то, что отличает этот согласный от гласного, а собственными характеристиками гласного —отличие его от согласного. Эти различия согласного и гласного в слоге СГ назовем контрастом.
Любой слог, содержащий согласный и гласный, может быть охарактеризован числом реализующихся в нем контрастов. Рассмотрим с этой точки зрения, например, слог па. Выясним, какие изменения в артикуляции и, следовательно, в акустической картине происходят во время его произнесения и как это отражается в звучании.
1. Слог начинается без участия голосовых связок, которые начинают колебаться только с началом артикуляции гласного. Таким образом, согласный и гласный в слоге контрастируют по признаку наличия основного тона. Этот контраст характеризует начальный элемент слога как глухой согласный.
2. Акустическая картина изменяется от очень короткого щелчка (взрыва), следующего за паузой, до длительного звучания на гласном.
3. Щелчок характеризуется нерегулярным спектральным распределением, тогда как гласный обнаруживает четкую формантную структуру.
4. При переходе от согласного к гласному происходит резкое нарастание интенсивности.
5. Переходный участок гласного характеризуется собственными частотными характеристиками формант, связанными с местом образования гласного. Особенно заметно и регулярно это изменение для FII.
Слогу па, следовательно, можно приписать контрасты следующих типов: 1) контраст по основному тону (ниже — контраст по F0CH.); 2) контраст по длительности; 3) контраст по формантной структуре; 4) контраст по интенсивности; 5) контраст по частоте FII.
Если рассмотреть все слоги СГ с точки зрения того, сколько видов контрастов и в какой комбинации в них сохраняется, мы получим следующую картину: 1) контраст по FOCH. наблюдается во всех слогах с начальными глухими согласными; 2) контраст по длительности наблюдается только в слогах с начальными глухими взрывными твердыми п и г; 3) контраст по F-структуре наблюдается в слогах с начальными взрывными и некоторыми щелевыми согласными; 4) контраст по интенсивности, присутствующий во всех слогах, значительно меняется по своей выраженности — от максимального в слогах с начальными взрывными глухими до минимального в слогах с сонантами; 5) контраст по FII максимален в слогах с далеко отстоящими друг от друга укладами артикуляций согласного и гласного, например в слоге ту, где происходит резкое изменение артикуляции от т, (язык продвинут вперед и вверх) к у (все тело языка оттянуто назад, задняя часть языка поднята вверх).
Рассмотрим более подробно характер контрастировав ния по каждому из перечисленных здесь признаков,
1. Контраст ПО основному
Для сочетаний глухого смычного согласного с гласным характерно, что после раскрытия смычки голосовые связки начинают работу с некоторой задержкой. Предполагается, что длительность этой задержки определяется временем, необходимым для выравнивания внутриртового и подсвязочного давления воздуха. Вообще для ударных слогов характерно, что глухой согласный, предшествующий гласному, не озвончается под влиянием этого гласного.
Контраст по FOCH., ярко выраженный в ударных слогах, может несколько ослабляться в безударных. Это происходит за счет того, что часть глухой смычки озвончается под влиянием предшествующего гласного, а абсолютная длительность смычки сокращается.
Более частным видом контраста по F0CH. является изменение высоты основного тона на границе между звонким согласным (или сонантом) и гласным. Само это изменение теоретически предсказуемо, так как артикуляция гласного всегда характеризуется падением внутриртового давления по сравнению с артикуляцией любого
согласного. Как правило, в слоге СГ '(независимо от качества или ударности-неударности гласного) повышение частоты основного тона на гласном по сравнению с предшествующим согласным больше, если ему предшествует шумный согласный, и меньше, если в начале слога находится сонант. И эта характеристика является существенной при опознании слога.
2. Контраст по длительности
В слоге СГ возможны две комбинации звуков с точки зрения длительности. В первом случае согласный характеризуется принципиально теми же временными параметрами, что и гласный, хотя в данном конкретном сочетании может быть и более коротким, чем гласный. В эту группу входят все слоги с сонантами, слоги с начальными звонкими согласными, слоги с глухими щелевыми.
Другое соотношение длительностей наблюдается в слогах с начальными твердыми глухими взрывными согласными. Акустически эти согласные реализуются в виде короткого («мгновенного») шума, спектральные характеристики которого являются довольно неопределенными. В результате этого создается контраст между начальным согласным и следующим гласным, который никогда не может иметь столь малую длительность.
Среди твердых глухих слоги с начальным к в меньшей степени обладают этим контрастом, так как длительность взрыва к может достигать 35—40 мс, т. е. приближаться к длительности безударного гласного. Слоги, начинающиеся с согласных п или г, характеризуются постоянным контрастом по длительности, так как длительность этих согласных не превышает 20 мс (подчеркнем еще раз, что речь идет только об акустической длительности, так как артикуляционно начальные глухие смычные не отличаются сколько-нибудь существенно от других групп согласных).
Слоги с глухими взрывными мягкими согласными (особенно слоги, начинающиеся г') примыкают к слогам первой группы, так как контраст по длительности в них не сохраняется в связи с сильной аффрикатизацией (появлением щелевой фазы после смычки) их.
Длительность других групп согласных колеблется от 35 до 210 мс, т. е. укладывается в диапазон изменений длительностей гласного '(длительность 210 мс сопоставима с длительностью ударного гласного, длительностью 35 — с длительностью безударного гласного).
3. Контраст по F-структуре
Переход от согласного к гласному может характеризоваться резким-изменением формантной структуры — от ее полного отсутствия на глухом взрывном согласном и до регулярной F-структуры на гласном. Разные слоги в разных позициях реализуют несколько типов контрастов по F-структуре. Как уже было сказано, максимальный контраст наблюдается в слогах с начальным п. Отсутствует контраст в слогах с начальными сонантами, имеющими четкую формантную структуру. Фонетически изменения контраста по F-структуре связываются в первую очередь с такими признаками согласного, как активный действующий орган и способ образования, а также и с относительной интенсивностью шумовых составляющих.
Рассмотрим на конкретных примерах, какие видоизменения контраста вообще возможны. Так как щелчок малой длительности, представляющий взрыв согласного, характеризуется нерегулярным распределением энергии в спектре, в слогах с начальными глухими взрывными отсутствует F-структура на согласном п, т. е. контраст по F-структуре ярко выражен. В слогах с г и к взрыв может обладать формантной структурой, так что этого контраста может не быть.
Взрывные мягкие п', т', к ввиду их сильной аффрикатизации также характеризуются F-структурой, наблюдаемой на аффрицированном участке согласного.
Щелевые глухие обнаруживают в спектре регулярные области усиления частот, совпадающие по частоте с Fill и FIV гласных, следующих за этими согласными.
В спектре звонких щелевых формантная структура выражена еще более ярко, однако при большей интенсивности и большем числе формант наблюдается прерывистость F-структуры во времени: начальная и конечная фазы звонкого согласного имеют четкую F-структуру, а средняя, собственно шумная фаза характеризуется ее ослаблением и даже полным исчезновением. Прерывистостью F-структуры характеризуется также и сонант р.
По этому типу контрастов слоги с начальным согласным h противопоставлены всем остальным слогам, в которых согласный содержит, как правило, хотя бы одну форманту.
Однако, если слоги, начинающиеся гласным п, характеризуются полным отсутствием формант в спектре согласного и в результате этого — максимально ярким контрастом по формантной структуре, то степень выраженности этого контраста в других слогах различна. При этом важны как качество начального согласного, так и ударность-безударность гласного; для слогов с начальными смычными и щелевыми характерно увеличение числа формант согласного в безударном слоге по сравнению с ударным, т. е. в безударных слогах с начальными шумными контраст по формантной структуре слабее, чем в ударных.
4. Контраст по интенсивности
Контраст по интенсивности — это различие между согласным и гласным с точки зрения их относительной громкости. Естественно ожидать, что гласный в слоге СГ должен обладать большей громкостью, чем предшествующий ему согласный. Однако фактически дело обстоит не совсем так. Относительная интенсивность согласного (по отношению к интенсивности гласного в том же слоге) зависит от качества согласного, от качества гласного и от ударности-безударности слога в целом. При изучении относительной интенсивности сонантов, губно-зубного щелевого в и остальных шумных согласных оказывается, что далеко не всегда относительная интенсивность согласного меньше единицы (т. е. меньше интенсивности гласного). В безударных слогах сонант может быть интенсивнее гласного (особенно если этот гласный — и или у), однако шумные согласные, как правило, менее интенсивны, чем гласные. Интересно, что согласный в по этому типу контраста ближе к сонантам, чем к шумным.
5. Контраст по FII
Контраст по FII, по существу, является контрастом между начальной частотой FII (обозначим ее FII0) на границе согласного и гласного, и стационарной частотой FII. В цифровых данных этот контраст может быть охарактеризован следующими величинами: 1) начальная (исходная) частота FII0; 2) конечная (стационарная) частота FII; 3) величина перепада, т. е. разница между частотой FII0 и FII; 4) направление перепада — положительное или отрицательное значение величины перепада, т. е. повышение или понижение частоты форманты от начала гласного к стационарному участку.
Рассмотрим сначала эти характеристики FII в изолированно произнесенных слогах, где возможны сочетания всех согласных со всеми гласными. На таблице даны цифровые значения величин перепада и частоты FII на стационарном участке с указанием типа слога, в котором такое значение наблюдается.
Приведенные в таблице данные говорят о том, что степень изменения частоты FII очень сильно зависит от типа сочетания. Максимальный перепад (т. е. разница между исходной частотой FII и стационарной частотой FII) может превышать 1000 Гц, т. е. в пределах одного гласного происходит такое сильное изменение частотного положения FII. Если мы вспомним, что гласные между собой в меньшей степени отличаются по частоте FII, то поймем значимость такого сильного перепада для звукового облика слога. Важно также, что изменение частоты FII может вообще отсутствовать — тогда мы имеем слог с нулевым контрастом по FII. Как уже говорилось, степень контраста по FII зависит от артикуляторного сходства или различия элементов слога: чем меньше цифра, характеризующая контраст по FII, тем меньше выражено движение артикулирующих органов при переходе от согласного к гласному. Наконец, важно, что для определения элементов слога нам нужно знать не только величину перепада, но и конечное значение FII, т. е. частоту FII на стационарном участке гласного. В изолированно произнесенных слогах этот стационарный участок наблюдается всегда.
Несколько иначе обстоит дело с гласными в словах. Рассмотрим более подробно те соотношения, которые наблюдаются между характеристиками FII гласного из изолированно произнесенного слога и из ударного слога, произнесенного в составе слова. Как правило, в этом последнем случае наблюдается повторение рисунка, характерного для переходного участка, т. е. исходная частота FII и разность между исходной и конечной частотами FII сохраняются и при отсутствии стационарного участка. Это значит, что довольно часто контраст по FII характеризует не только качество предшествующего согласного, но и качество гласного.
Наибольшим изменениям подвержены частотные характеристики безударных слогов. Рассмотрим соотношения между FII0 и FII стационарного участка для слогов, занимающих разные позиции по отношению к ударению, т. е. не только ударные, но и предударные и заударные.
Как правило, направление изменения и конечная частота FII для ударных слогов в словах и для изолированно произнесенных слогов совпадают. В конкретных группах слогов это выглядит следующим образом;
1) а-слоги с губными твердыми и л имеют исходную частоту FII0 гораздо более низкую, чем частота FII стационарного участка;
2) а-слоги с твердыми переднеязычными характеризуются исходной частотой FII, незначительно более высокой, чем FII стационарного участка;
3) а-слоги с заднеязычными твердыми также имеют FIIo или несколько превышающую по частоте FII стационарного участка, или совпадающую с ней;
4) у-слоги после губных и заднеязычных твердых характеризуются отсутствием изменения частотных характеристик FII;
5) «/-слоги после переднеязычных твердых имеют FIIo более высокую, чем FII стационарного участка;
6) «/-слоги после мягких согласных характеризуются еще более высоким значением частоты FII0 и более сильным ее понижением;
7) все w-слоги характеризуются отсутствием изменения частоты FII на всем ее протяжении;
8) ы-слоги обнаруживают заметное повышение FII стационарного участка по сравнению с FII0, причем после губных ил — более сильное, чем после язычных.
Таким образом, общие признаки контраста по FII сохраняются и в изолированно произнесенных слогах, и в ударных слогах в слове.
В безударных слогах картина принципиально другая, так как сильные артикуляционные изменения безударных гласных под влиянием соседних согласных часто приводят к тому, что частотные характеристики FII этих гласных вообще не совпадают с теми, которые наблюдаются в ударных гласных. Речь идет и об отсутствии стационарного участка, и об общем сдвиге частотного положения FII. На рис. 43, а и б приведены данные о частоте FII тех безударных гласных, которые наиболее резко отличаются от соответствующих ударных (в произношении двух дикторов). Для большей наглядности на рисунке пунктирной линией отмечены наиболее типичные частоты FII соответствующих гласных в ударных слогах. Для безударного а (см. рис. 43) возможны как повышение частоты FII, так и понижение ее; последнее, как можно заметить, встречается все же чаще, чем первое. Для гласного у преобладающей является тенденция к повышению FII, для гласных и и ы — к понижению. В целом для гласных с очень высоким (как у и и ы) и очень низким (как у у) положением FII характерны при редукции смещения частоты FII в некоторую среднюю частотную область, для гласного же а возможны более разнообразные отклонения частоты FII. Интересно рассмотреть вопрос о том, приводит ли изменение частоты FII безударного гласного к появлению нового типа контраста, характерного для другого слога. Так, в слоге, где гласный у находится после мягкого согласного, частота FII сильно повышается. Выясним, не может ли это привести к совпадению этого гласного с гласным и. Анализ спектрограмм показывает, что такое совпадение не происходит, если рассматривать нe характеристики отдельного гласного, а характер изменения частоты, зависящий, как мы знаем, от качества соседних согласных: если для гласного у повышение FII до 1500 Гц сопровождается или ослаблением контраст по FII, или изменением знака контраста, то для слогов характерно сохранение высокой частоты FIIHCx., как б сильно ни понижалась затем частота FII (см. табл.) Это значит, что если сравнивать гласный у из слов люби (см. рис. 44) и гласный у из сочетания на людях, то по собственным характеристикам они меньше похожи друг на друга, чем этот последний гласный на гласный е или и. Однако если взять целый слог лю [л' у], то характер контраста в обоих случаях одинаков и не совпадает с контрастом в слогах с другими гласными.
Рис. 44. Гласный у в предударном и заударном слоге: в слове люби гласный у, сильно изменяясь под влиянием мягких согласных, все же ближе к гласному у в ударном или изолированно произнесенном слоге (ср., например, со слогом лю на рис. 30), чем заударный у в сочетании на людях. Обратите внимание на высокое значение частоты FII в этом случае даже на стационарной части гласного.
Все данные о слоговых контрастах, приведенные здесь, свидетельствуют о том, что звуковые характеристики слога являются более устойчивыми и постоянными, чем характеристики звуков, входящих в слог: различия между согласным и гласным оказываются полезными признаками для фонемной классификации этих звуков.