Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977

Звуковая система русского языка
Основные типы и способы интонационного оформления синтагм

Основными, типичными интонационными характеристиками являются такие, которые передают значения завершенности, незавершенности, вопроса и выделения. Так как они выражаются интонационно, то говорят об интонации завершенности, интонации незавершенности, интонации вопроса и интонации выделенности. Примеры односинтагменных предложений с этими типами инто­нации: 1) Утки летят; 2) Утки летят (а не плывут); 3) Утки летят?; 4) Утки летят!

Эти примеры условны в том отношении, что дают только выборочно соответствия между типом интонации и типом предложения. Так, интонация завершенности будет и © следующих синтагмах: 1) Нам известно, что утки летят; 2) Когда наступают холода, утки л е-т я т; 3) Посмотрел наверх и вижу утки летят и т. д.

Дело в том, что между синтаксическим оформлением фразы и интонационными ее характеристиками нет пря­мой связи: один и тот же интонационный тип наблюда­ется в разных синтаксических структурах, и наоборот, при одном синтаксическом оформлении возможны раз­личия в интонационном оформлении.

Определим, какими средствами оформляются интона­ционные типы. Компоненты интонации следующие: мелодика (т. е. изменение частоты основного тона голо­са), длительность и интенсивность. Каждый из этих компонентов несет разную нагрузку при офор­млении синтагмы. Рассмотрим их особенности.

Мелодика

На протяжении синтагмы частота основного тона голоса значительно изменяется. Это создает впечатле­ние некоторого мелодического рисунка, накладывающе­гося на синтагму. Начинаясь от некоторой средней ча­стоты (обычно это наиболее характерная для данного диктора частота основного тона), мелодическая кривая совершает восходяще-нисходящее движение, рисунок которого зависит от типа синтагмы.

Анализ кривых изменения основного тона показыва­ет, что каждый из интонационных типов имеет свои спе­цифические черты.

Интонация законченности характеризуется сильным понижением частоты основного тона на послед­нем ударном гласном синтагмы. Это понижение выражается не только в том, что на протяжении ударного глас­ного частота основного тона, как правило, изменяется очень сильно, а по отношению к средней частоте основ­ного тона конечный ударный гласный в синтагме зани­мает очень низкое положение. Если за последним удар­ным гласным следуют безударные слоги, то на них про­должается понижение частоты основного тона. Обычно мелодические пики (подъем частоты основного тона) совпадают с ударными гласными.

Для вопросительной интонации характерно по­вышение частоты основного тона на ударном гласном последнего слова синтагмы. Это повышение характери­зуется, во-первых, значительным изменением частоты внутри ударного гласного, а во-вторых, более высоким положением этого гласного по отношению к средней ча­стоте основного тона. Если за ударным гласным в по­следнем слове синтагмы следуют еще и безударные, то на них наблюдается понижение частоты основного тона, однако гораздо менее значительное, чем то, которое характерно для интонации законченности.

Для синтагм, обладающих интонацией выделенности, типичен рисунок, довольно похожий на рисунок завершенной синтагмы. Однако есть и различия: такая синтагма начинается с более высокой частоты основного тона, мелодический пик в ней также занимает более вы­сокое частотное положение, так что степень понижения основного тона на ударном гласном последнего слова («интервал падения тона») оказывается в этом случае более значительной, чем в синтагме с интонацией завер­шенности.

Мелодика незавершенности по общему рисун­ку очень близка к вопросительной мелодике. Различия между ними заключаются в том, что начинается такая синтагма с более низкой частоты основного тона, чем вопросительная; максимум — мелодический пик имеет меньшую частоту, чем при вопросительной мелодике, так же, как и ударный гласный последнего слова. Безудар­ные слоги в конце незавершенной синтагмы характери­зуются более высокими частотными значениями, чем при вопросительной мелодике.

Сравнение мелодических рисунков синтагм этих че­тырех типов показывает, что мелодика завершенности и мелодика выделенности близки друг к другу, тогда как вопросительная мелодика и мелодика незавершенности образуют вторую группу со сходными мелодическими рисунками. При исследовании мелодических характери­стик разных типов синтагм в потоке речи обнаружива­ется, что возможные совпадения их в этих парах син­тагм (т. е. различия между завершенной и выделитель­ной мелодикой) могут исчезать, так же, как и различия в мелодике вопросительной и незавершенной синтагмы. Кроме изменения частоты основного тона, в послед­нем ударном гласном синтагмы для описания мелодики существенно также, в каком месте фразы распо­ложен мелодический максимум, т. е. самое высокое зна­чение частоты основного тона. При вопросительной ме­лодике и мелодике незавершенности мелодический мак­симум чаще всего совпадает с последним ударным глас­ным в синтагме, а при завершающей мелодике этот ма­ксимум всегда ближе к началу предложения. Для мело­дики выделенности характерно, что мелодический ма­ксимум может появляться в разных местах синтагмы, в зависимости от того, какое слово выделено (см. рис. 45, а и б).

Рис. 45. Мелодика (изменение частоты основного тона) основных типов синтагм.

На этом рисунке показано, как оформляется мелодически син­тагма Утки прилетели при интонации завершенности, выделенности, незавершенности и вопроса.

В качестве точек отсчета взяты такие значения частоты, как среднее, максимальное и минимальное. Внизу отмечены слоги, обра­зующие синтагму, а на графике показано, каким образом изменя­ется частота основного тона (F0cH) на протяжении каждого глас­ного:

Утки прилетели — завершенность,

Утки прилетели — выделенность,

Утки прилетели? — вопрос,

Утки прилетели, но... — незавершенность.

Длительность (темп)

Характеризуя длительность звуков в синтагмах раз­ных интонационных типов, мы тем самым определяем или темп произнесения всей синтагмы, или выделение какого-либо звука в синтагме по его длительности. Исследования длительности показали, что самой боль­шой средней длительностью звука обладают синтагмы с интонацией выделенности. Средняя длительность увели­чивается за счет большой длительности выделенного ударенного гласного. Далее следуют синтагмы с интонацией завершенности. Синтагмы с вопросительной и неза­вершенной интонацией обладают наименьшей средней длительностью звуков, что свидетельствует о более быст­ром темпе их произнесения.

При исследовании длительности отдельных звуков оказалось, что наибольшую длительность имеют ударные гласные в словах под синтагматическим ударением. Интересно также, что заударные гласные в абсолютном конце предложения также имеют очень большую дли­тельность, которая часто бывает даже больше, чем длительность ударного гласного, не несущего синтагматиче­ского ударения.

В зависимости от интонационного типа синтагмы длительность гласного, несущего синтагматическое уда­рение, различна: она максимальна при интонации выде­ленности минимальна при интонации незавершенности.

Интенсивность

При исследовании интенсивности звуков в синтагмах разных типов обнаруживается, что начало любой син­тагмы характеризуется большей интенсивностью, чем конец: к концу синтагмы интенсивность всегда ослабля­ется. Однако степень этого ослабления различна для разных типов интонации: она максимальна для завер­шенной интонации. В остальных типах степень ослабле­ния интенсивности менее значительна. В ряде случаев максимальная интенсивность может характеризовать наиболее сильно ударный гласный в синтагме, если это вопросительная, восклицательная или незавершенная синтагма.

Таким образом, можно охарактеризовать перечислен­ные четыре типа интонации с точки зрения мелодиче­ских, временных и динамических характеристик следую­щим образом:

1) повествовательная или завершающая интонация характеризуется понижением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением; при этом мелодический уровень начала син­тагмы довольно высок; к концу синтагмы с понижением основного тона уменьшается интенсивность и увеличи­вается длительность ударного гласного;

2) вопросительная интонация характеризуется повы­шением частоты основного тона ударного гласного вы­деленного (чаще всего последнего) слова при его высокой интенсивности и небольшой длительности; на за­ударных слогах основной тон понижается;

3) интонация незавершенности, близкая к интонации вопроса, характеризуется меньшим подъемом основного тона ударного гласного и более высоким уровнем за­ударных слогов; интенсивность ударного и заударных слогов выше, а длительность несколько меньшая, чем в первом случае;

4) интонация выделенности реализуется усилением одного из параметров — повышением частоты основного тона, увеличением интенсивности или длительности на выделяемом слове.

Итак, синтагматическое ударение оказывается связанным с мелодической характеристикой синтагмы. Так как ни интенсивность, ни длительность не служат для выделения синтагматически ударного гласного при любой интонации, единственным постоянным признаком синтагматического ударения является мелодика, характерная для данной синтагмы и реализующая на последнем ударном гласном этой синтагмы.

Мы уже говорили, что синтагматическое ударение обычно падает на последний ударный гласный в синтагме. В тех случаях, когда в синтагме имеется другое слово, характеризующееся более сильным ударением, чем другие слова (в том числе и последнее), возникает впечатление особой подчеркнутости этого слова. Ср. Мы едем на поезде и Мы едем на поезде. В последнем случае особое выделение слова мы происходит за счет необычного расположения синтагматического ударения. Синтагматическое ударение «не на своем месте» (т. е. не на последнем ударном гласном синтагмы) часто называют логическим ударением.

Все эти характеристики интонационных типов синтагм являются тем фундаментом, на котором строится сложная интонационная система звучащей речи. Речевой отрезок любой длительности является последовательностью синтагм. Комбинация синтагм создает более сложные интонационные рисунки, число которых в речи практически неограниченно.

Кроме предложений классификации основных интонационных типов нужно сказать и о классификации, созданной Е. А. Брызгуновой. Она насчитывает в русском языке не четыре, а пять типов интонационных конструкций. (ИК)

ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях: Анна стоит на мосту; Наташа поёт и т. д. Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.

ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительным словом: Кто пьёт сок?; Как поёт Наташа?. При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.

ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова: Это Антон?; Ее зовут Наташа? Для этой интона­ции характерно значительное повышение тона на удар­ной части.

ИК-4 — вопросительная интонация, но с сопостави­тельным союзом а: А вы? А это? На ударной части про­исходит повышение тона, продолжающееся на безудар­ных слогах.

ИК-5 реализуется при выражении оценки в предло­жениях с местоименнымл словами: Какой сегодня день!; Какой суп вкусный/ На ударной части — повышение тона, которое может продолжаться и на заударной.

Как мы видим, при этой классификации также учи­тываются особенности завершенной повествовательной и вопросительной интонации, а также предлагается бо­лее специальная интонация трех типов вопроса. Это не противоречит тому, что мы сказали об основных интона­ционных типах, наблюдаемых при анализе синтагм, от­личающихся только интонацией. Вспомним также, что ударной частью синтагмы обычно является последнее слово, но могут быть и другие слова синтагмы.