Звуковой строй современного русского языка - Л. В. Бондарко 1977
Звуковая система русского языка
Основные типы и способы интонационного оформления синтагм
Основными, типичными интонационными характеристиками являются такие, которые передают значения завершенности, незавершенности, вопроса и выделения. Так как они выражаются интонационно, то говорят об интонации завершенности, интонации незавершенности, интонации вопроса и интонации выделенности. Примеры односинтагменных предложений с этими типами интонации: 1) Утки летят; 2) Утки летят (а не плывут); 3) Утки летят?; 4) Утки летят!
Эти примеры условны в том отношении, что дают только выборочно соответствия между типом интонации и типом предложения. Так, интонация завершенности будет и © следующих синтагмах: 1) Нам известно, что утки летят; 2) Когда наступают холода, утки л е-т я т; 3) Посмотрел наверх и вижу — утки летят и т. д.
Дело в том, что между синтаксическим оформлением фразы и интонационными ее характеристиками нет прямой связи: один и тот же интонационный тип наблюдается в разных синтаксических структурах, и наоборот, при одном синтаксическом оформлении возможны различия в интонационном оформлении.
Определим, какими средствами оформляются интонационные типы. Компоненты интонации следующие: мелодика (т. е. изменение частоты основного тона голоса), длительность и интенсивность. Каждый из этих компонентов несет разную нагрузку при оформлении синтагмы. Рассмотрим их особенности.
Мелодика
На протяжении синтагмы частота основного тона голоса значительно изменяется. Это создает впечатление некоторого мелодического рисунка, накладывающегося на синтагму. Начинаясь от некоторой средней частоты (обычно это наиболее характерная для данного диктора частота основного тона), мелодическая кривая совершает восходяще-нисходящее движение, рисунок которого зависит от типа синтагмы.
Анализ кривых изменения основного тона показывает, что каждый из интонационных типов имеет свои специфические черты.
Интонация законченности характеризуется сильным понижением частоты основного тона на последнем ударном гласном синтагмы. Это понижение выражается не только в том, что на протяжении ударного гласного частота основного тона, как правило, изменяется очень сильно, а по отношению к средней частоте основного тона конечный ударный гласный в синтагме занимает очень низкое положение. Если за последним ударным гласным следуют безударные слоги, то на них продолжается понижение частоты основного тона. Обычно мелодические пики (подъем частоты основного тона) совпадают с ударными гласными.
Для вопросительной интонации характерно повышение частоты основного тона на ударном гласном последнего слова синтагмы. Это повышение характеризуется, во-первых, значительным изменением частоты внутри ударного гласного, а во-вторых, более высоким положением этого гласного по отношению к средней частоте основного тона. Если за ударным гласным в последнем слове синтагмы следуют еще и безударные, то на них наблюдается понижение частоты основного тона, однако гораздо менее значительное, чем то, которое характерно для интонации законченности.
Для синтагм, обладающих интонацией выделенности, типичен рисунок, довольно похожий на рисунок завершенной синтагмы. Однако есть и различия: такая синтагма начинается с более высокой частоты основного тона, мелодический пик в ней также занимает более высокое частотное положение, так что степень понижения основного тона на ударном гласном последнего слова («интервал падения тона») оказывается в этом случае более значительной, чем в синтагме с интонацией завершенности.
Мелодика незавершенности по общему рисунку очень близка к вопросительной мелодике. Различия между ними заключаются в том, что начинается такая синтагма с более низкой частоты основного тона, чем вопросительная; максимум — мелодический пик имеет меньшую частоту, чем при вопросительной мелодике, так же, как и ударный гласный последнего слова. Безударные слоги в конце незавершенной синтагмы характеризуются более высокими частотными значениями, чем при вопросительной мелодике.
Сравнение мелодических рисунков синтагм этих четырех типов показывает, что мелодика завершенности и мелодика выделенности близки друг к другу, тогда как вопросительная мелодика и мелодика незавершенности образуют вторую группу со сходными мелодическими рисунками. При исследовании мелодических характеристик разных типов синтагм в потоке речи обнаруживается, что возможные совпадения их в этих парах синтагм (т. е. различия между завершенной и выделительной мелодикой) могут исчезать, так же, как и различия в мелодике вопросительной и незавершенной синтагмы. Кроме изменения частоты основного тона, в последнем ударном гласном синтагмы для описания мелодики существенно также, в каком месте фразы расположен мелодический максимум, т. е. самое высокое значение частоты основного тона. При вопросительной мелодике и мелодике незавершенности мелодический максимум чаще всего совпадает с последним ударным гласным в синтагме, а при завершающей мелодике этот максимум всегда ближе к началу предложения. Для мелодики выделенности характерно, что мелодический максимум может появляться в разных местах синтагмы, в зависимости от того, какое слово выделено (см. рис. 45, а и б).
Рис. 45. Мелодика (изменение частоты основного тона) основных типов синтагм.
На этом рисунке показано, как оформляется мелодически синтагма Утки прилетели при интонации завершенности, выделенности, незавершенности и вопроса.
В качестве точек отсчета взяты такие значения частоты, как среднее, максимальное и минимальное. Внизу отмечены слоги, образующие синтагму, а на графике показано, каким образом изменяется частота основного тона (F0cH) на протяжении каждого гласного:
Утки прилетели — завершенность,
Утки прилетели — выделенность,
Утки прилетели? — вопрос,
Утки прилетели, но... — незавершенность.
Длительность (темп)
Характеризуя длительность звуков в синтагмах разных интонационных типов, мы тем самым определяем или темп произнесения всей синтагмы, или выделение какого-либо звука в синтагме по его длительности. Исследования длительности показали, что самой большой средней длительностью звука обладают синтагмы с интонацией выделенности. Средняя длительность увеличивается за счет большой длительности выделенного ударенного гласного. Далее следуют синтагмы с интонацией завершенности. Синтагмы с вопросительной и незавершенной интонацией обладают наименьшей средней длительностью звуков, что свидетельствует о более быстром темпе их произнесения.
При исследовании длительности отдельных звуков оказалось, что наибольшую длительность имеют ударные гласные в словах под синтагматическим ударением. Интересно также, что заударные гласные в абсолютном конце предложения также имеют очень большую длительность, которая часто бывает даже больше, чем длительность ударного гласного, не несущего синтагматического ударения.
В зависимости от интонационного типа синтагмы длительность гласного, несущего синтагматическое ударение, различна: она максимальна при интонации выделенности минимальна при интонации незавершенности.
Интенсивность
При исследовании интенсивности звуков в синтагмах разных типов обнаруживается, что начало любой синтагмы характеризуется большей интенсивностью, чем конец: к концу синтагмы интенсивность всегда ослабляется. Однако степень этого ослабления различна для разных типов интонации: она максимальна для завершенной интонации. В остальных типах степень ослабления интенсивности менее значительна. В ряде случаев максимальная интенсивность может характеризовать наиболее сильно ударный гласный в синтагме, если это вопросительная, восклицательная или незавершенная синтагма.
Таким образом, можно охарактеризовать перечисленные четыре типа интонации с точки зрения мелодических, временных и динамических характеристик следующим образом:
1) повествовательная или завершающая интонация характеризуется понижением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением; при этом мелодический уровень начала синтагмы довольно высок; к концу синтагмы с понижением основного тона уменьшается интенсивность и увеличивается длительность ударного гласного;
2) вопросительная интонация характеризуется повышением частоты основного тона ударного гласного выделенного (чаще всего последнего) слова при его высокой интенсивности и небольшой длительности; на заударных слогах основной тон понижается;
3) интонация незавершенности, близкая к интонации вопроса, характеризуется меньшим подъемом основного тона ударного гласного и более высоким уровнем заударных слогов; интенсивность ударного и заударных слогов выше, а длительность несколько меньшая, чем в первом случае;
4) интонация выделенности реализуется усилением одного из параметров — повышением частоты основного тона, увеличением интенсивности или длительности на выделяемом слове.
Итак, синтагматическое ударение оказывается связанным с мелодической характеристикой синтагмы. Так как ни интенсивность, ни длительность не служат для выделения синтагматически ударного гласного при любой интонации, единственным постоянным признаком синтагматического ударения является мелодика, характерная для данной синтагмы и реализующая на последнем ударном гласном этой синтагмы.
Мы уже говорили, что синтагматическое ударение обычно падает на последний ударный гласный в синтагме. В тех случаях, когда в синтагме имеется другое слово, характеризующееся более сильным ударением, чем другие слова (в том числе и последнее), возникает впечатление особой подчеркнутости этого слова. Ср. Мы едем на поезде и Мы едем на поезде. В последнем случае особое выделение слова мы происходит за счет необычного расположения синтагматического ударения. Синтагматическое ударение «не на своем месте» (т. е. не на последнем ударном гласном синтагмы) часто называют логическим ударением.
Все эти характеристики интонационных типов синтагм являются тем фундаментом, на котором строится сложная интонационная система звучащей речи. Речевой отрезок любой длительности является последовательностью синтагм. Комбинация синтагм создает более сложные интонационные рисунки, число которых в речи практически неограниченно.
Кроме предложений классификации основных интонационных типов нужно сказать и о классификации, созданной Е. А. Брызгуновой. Она насчитывает в русском языке не четыре, а пять типов интонационных конструкций. (ИК)
ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях: Анна стоит на мосту; Наташа поёт и т. д. Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.
ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительным словом: Кто пьёт сок?; Как поёт Наташа?. При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.
ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова: Это Антон?; Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.
ИК-4 — вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а: А вы? А это? На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.
ИК-5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименнымл словами: Какой сегодня день!; Какой суп вкусный/ На ударной части — повышение тона, которое может продолжаться и на заударной.
Как мы видим, при этой классификации также учитываются особенности завершенной повествовательной и вопросительной интонации, а также предлагается более специальная интонация трех типов вопроса. Это не противоречит тому, что мы сказали об основных интонационных типах, наблюдаемых при анализе синтагм, отличающихся только интонацией. Вспомним также, что ударной частью синтагмы обычно является последнее слово, но могут быть и другие слова синтагмы.