Русский язык: Учебное пособие - Для школьников старших классов и поступающих в вузы - Д. Э. Розенталь 2010

Орфография. Принципы русского правописания
Глагол

§ 45. Значение, категории и формы глаголов

Глагол — это часть речи, объединяющая слова, которые обозначают действие или состояние и отвечают на вопрос «что делать?» или «что сделать?». Как правило, глагол в предложении выступает в роли сказуемого.

Неопределенная форма (инфинитив) является начальной, исходной формой глагола. Она имеет окончание -ть (-ти) или нулевое (в глаголах на -чь).

1. Различаются два вида глаголов: несовершенный и совершенный. Несовершенный вид обозначает действие в его течении, без указания на предел, границу
действия: ходил, пропалывал. Совершенный вид обозначает действие, ограниченное пределом: пришёл, прополол. Если глаголу одного вида соответствует близкий по смыслу глагол другого вида, то эти глаголы образуют видовую пару: расти — вырасти, срезать — срезать. Есть глаголы, не образующие видовых пар: 1) подпевать, разгуливать, сожалеть — несовершенного вида; 2) телеграфировать, жениться, закричать, разбудить, посидеть — совершенного вида. Есть двувидовые глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида: велеть, обещать, ранить и др.

2. Глаголы переходные и непереходные различаются отношением к объекту действия, выраженного глаголом. К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет — объект действия: читать книгу, построить дом. К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение
в пространстве, физическое и нравственное состояние: лететь, болеть, страдать. С лексическим значением переходных-непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в форме винительного падежа без предлога: читать книгу, любить сына, а непереходные глаголы требуют дополнения только в форме косвенного падежа без предлога или с предлогом: болеть гриппом, ходить за хлебом. При переходных глаголах объект действия может быть выражен формой родительного падежа при обозначении части объекта: выпить воды, купить хлеба либо при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал писем.

Глаголы с суффиксом -ся/-сь (возвратные) являются непереходными: нуждаться, радоваться.

3. Различаются три наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное) и повелительное.

Изъявительное наклонение обозначает действие реальное (в настоящем, прошлом или будущем) и имеет формы времени. Глаголы несовершенного вида имеют все три временные формы: настоящего, прошедшего и будущего сложного: читаю, читал, буду читать. Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшего и будущего простого: прочитал, прочитаю.

Условное наклонение обозначает действие желаемое или возможное, но зависящее от каких-либо условий. Оно образуется от основы неопределенной формы
глагола при помощи суффикса -л и частицы бы: гулял бы, пришёл бы.

Повелительное наклонение выражает волю говорящего — просьбу, приказание, побуждение к действию. Оно образуется от основы настоящего (будущего простого)
времени при помощи суффикса -и или нулевого: приди, гуляй, оставь. Форма единственного числа имеет нулевое окончание: иди, стой, обеспечь, а форма множественного числа — окончание -те: идите, стойте, обеспечьте.

4. Категория времени выражает отношение действия глагола к моменту речи. Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с
моментом речи: Отселе я вижу потоков рожденье (П.) — зрительное восприятие действия происходит в то самое время, когда автор говорит об этом.

Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи: Много я часов бежал... (Л.) — глагол выражает действие, которое производилось говорящим до того, как он начал говорить об этом.

Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи: Пойду теперь домой и буду питать себя надеждами (Ч.).

5. Изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам называется спряжением. По своим личным окончаниям глаголы делятся
на две группы. Глаголы I спряжения имеют безударные личные окончания -у / -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут / -ют. Глаголы II спряжения — безударные окончания -у / -ю,
-ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят. Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, зиждиться и стелить), 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) и 4 глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Остальные глаголы относятся к I спряжению.

Имеются также разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть, которые спрягаются частично по I, частично по II спряжению. Особые формы спряжения имеют глаголы дать и есть (‘кушать’).

6. Категория лица указывает на говорящего (1-е лицо), собеседника говорящего (2-е лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (3-е лицо).

Существуют также безличные глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя: вечереет, знобит, рассветает, смеркается.

208. Прочитайте предложения. Найдите в них глаголы и разберите их по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид, спряжение, переходный / непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.

Образец: Я хотел бы выяснить, как делается стекло.

хотел бы — неопр. ф. хотеть; несов. вид, разноспряг., неперех., условн. накл., ед. ч., м. р.

выяснить — неопр. ф. выяснить; сов. вид, II спр., перех.

делается — неопр. ф. делаться; несов. вид, I спр., неперех., изъявит, накл.; ед. ч., наст, вр., 3-е л.

1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (Т.) 2. С вечера всё спится, на дворе темно,
лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. (Фет) 3. «Ты бы не читал, а спал», — заботливо советовал он. (М. Г.)

209. Прочитайте тексты. Выпишите из них глаголы и укажите, что они обозначают (действие, состояние).

1. Макар замолчал и, спрятав в кисет трубку, запахнул на груди чекмень. Накрапывал дождь, ветер стал сильнее, море рокотало глухо и сердито. Один за другим
к угасающему костру подходили кони и, осмотрев нас большими, умными глазами, неподвижно останавливались, окружая нас плотным кольцом. (М. Г.)

2. Часов около девяти Гаврик уже шагал в город. Он нёс на плече садок с бычками. Можно было, конечно, переложить их в корзину, но садок имел более солидный
вид. Он показывал, что рыба совершенно свежая, живая, только что из моря. (Кат.)

3. Степь мертвела в безлюдье. Макар долго лежал у подножия кургана. Вначале он слышал, как неподалёку фыркал, переступал конь, звякая удилами, а потом конь
сошёл в лог, где богаче была травяная поросль, и стала вокруг такая тишина, какая бывает лишь позднею сухою осенью в покинутой людьми и отработанной степи. (Ш.)

210. Перепишите, подчеркивая глаголы. Рядом с каждым глаголом укажите, переходный он или непереходный.

Изредка поздней осенью выдаются такие дни — сонные, хмурые, когда тёплый туман как залёг с утра над рекой, так и лежит, не редея, до самого вечера. Облака
очень низко висят над серой водой, и потому с того берега всё слышно так ясно, как в запертой комнате, — то женщины колотят вальками, стирают бельё, то лениво
тяпает топором бакенщик, то каркает ворона на старой раките.

Перевозчик Никифор кипятит в солдатском котелке чай на костре, отворачивается от дыма. Плотник Семён сидит на лавочке около шалаша, курит, сплёвывает и

смотрит на реку. Лодка только что ушла на тот берег, и видно, как на ней дружно гребут две девушки. (По К. Паустовскому.)

211. Укажите неопределенную форму данных глаголов. Обратите внимание на правописание.

1. Веду, несу, расту, цвету, плету, вырасту, выведу, выскребу.

2. Прочту, сочту, сяду, кладу.

3. Увлеку, жгу, теку, могу.

4. Сею, таю, рею, вею, затею.

212. Перепишите глаголы, распределяя их на три группы: 1) несовершенного вида; 2) совершенного вида; 3) двувидовые.

Собирать, ринуться, преследовать, пообещать, сдать, использовать, собрать, подписать, подражать, организовать, перекричать, звать, механизировать, вертеть, опротиветь, наскучить, состязаться, реорганизовать, грянуть, состоять, отгрузить, гарантировать, понадобиться.

213. От данных глаголов образуйте повелительную форму единственного и множественного числа.

Отрезать, съесть, припрятать, спрятаться, взметнуть, бегать, ложиться, прочистить, назначить.

214. Перепишите глаголы, распределяя их на две группы: 1) I спряжения; 2) II спряжения. Около каждого глагола укажите форму 3-го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения.

Образец:

  I спряжение  II спряжение

  колоть — колют  коптить — коптят

Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить, строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть навеять, обезуметь, угаснуть.

§ 46. Правописание личных окончаний глаголов

1. К глаголам I спряжения относятся, в частности, такие глаголы с безударными личными окончаниями, как реять, полоть, мыть и др.

2. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и в форме прошедшего времени. Личные формы образуются от глагола стлать.

3. Переходные глаголы с приставкой обез- имеют в неопределенной форме и в форме прошедшего времени суффикс а непереходные — суффикс -е-: обессилить
кого-либо, обессилеть самому.

215. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Ты внемл..шь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов. (П.) 2. Ползут, как змеи, облака, игру бессвязную завод..т, в провалы душные
заход..т. (Л.) 3. Я видел, как пол..т, как, беспрестанно нагибаясь, выдёргивают сорные травы. (Акс.) 4. Горит алмазами пшеница, ковёр душистый стел..т гречь. (Фет) 5. Смотри, как роща зелене..т, палящим солнцем облита, а в ней какою негой ве..т от каждой ветки и куста. (Тютч.) 6. Готовую жатву подрежут серпами, в снопы перевяж..т, на ригу свезут просуш..т, колот..т-колот..т цепами, на мельнице смел..т и хлеб испекут. (Н.) 7. Дождичек вымоч..т, солнышко высуш..т. (Гонч.) 8. Слабый ночной свет чуть се..тся сквозь тёмные стёкла. (Т.) 9. Варька кол..т лучину. (Ч.) 10. Молодая зелень шепч..т, колыш..тся. (М. Г.) 11. Осень дыш..т чарой скошенных лугов. (Бр.) 12. Для геройства не сыщ..шь предела, у отваги не видно конца. (Л.-К.) 13. Больно щипл..т нос и щеки лунный мороз. (Гл.) 14. Мы здесь долго продержимся. (Н. О.) 15. Ветер осенний навод..т печаль, по небу тучи осенние гон..т. (Н.) 16. Сып..т, сып..т метель, как вчера, на дорогу. (Сим.) 17. По-прежнему зыб..тся море. (Н.-П.) 18. У опушки дремл..т кони, подпирая боком ель; снится им, что в поле стон..т безголосая метель. (Исак.) 19. Равняясь, стро..тся полки. (П.) 20. Будет буря. Мы поспорим, и побор..мся мы с ней. (Яз.) 21. Глупых и злых [он] ненавид..т, бедным жела..т добра, помн..т, что слыш..т и вид..т. (Н.)

216. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Что было, то вид..м, что будет, то увид..м. 2. Где стро..шь, тут и ро..шь. 3. Не по словам суд..т, а по делам. 4. Работа и корм..т и уч..т. 5. Конь вырв..тся — догон..шь, а слова сказанного не ворот..шь. 6. Бездонной кадки водою не наполн..шь. 7. Пожале..шь лычка — не увяж..шь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мел..т. 9. Правда глаза кол..т. 10. Потерянного времени не ворот..шь. 11. Одной рукой и узла не завяж..шь. 12. Пашню паш..т — руками не маш..т. 13. Ноги нос..т, а руки корм..т. 14. Скаж..шь — не ворот..шь, напиш..шь — не сотрёшь, отруб..шь — не пристав..шь. 15. Словами, что листьями, стел..шь, а стеблем в глаза кол..шь. (Пословицы).

217. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. За околицей громко ла..ли собаки. 2. Снег уже раста..л. 3. Провинившийся ученик искренне раска..лся. 4. Ре..ли знамёна спортивных обществ. 5. В лицо ве..л холодный ветерок. 6. Опасения рассе..лись, после того как врач поставил диагноз. 7. Издавна народ леле..л мечту о лучшей жизни. 8. Не обессилили гребцы, не опустили вёсел. 9. Тяжёлый недуг и бессонные ночи обессил..ли больного. 10. Многие деревни обезлюд..ли во время войны. 11. Фрукты зачервив..ли. 12. Бревно заплеснев..ло.
13. Пресная пища опротив..ла. 14. Ребенок капризнич..л, оттого что был болен. 15. Клоун корч..л забавные гримасы. 16. Прогулка завис..ла от погоды. 17. Больной вороч..лся в своей постели.

218. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Выид..те из класса и пройдите в кабинет физики. 2. Когда вы выйд..те из комнаты, закройте за собой дверь. 3. Выгреб..те золу из печки. 4. После того как выгреб..те золу, затопите печь. 5. Выпиш..те незнакомые слова в отдельную тетрадь. 6. Вы выпит..те газету на следующий квартал? 7. Выруч..те меня, пожалуйста, и на этот раз. 8. Если вы меня выруч..те, буду очень признателен. 9. Вышл..те заказанные книги наложенным платежом. 10. Когда вышл..те посылку, сообщите об этом. 11. Вымет..те окурки и крошки на полу. 12. В комнате станет чище, когда вы вымет..те сор. 13. Думаю, что тему для классного сонинения вы выбер..те без затруднений. 14. Выбер..те тему реферата. 15. Вытр..те стол: он у вас влажный. 16. Когда вытр..те руки, повесьте полотенце на вешалку. 17. Умолкн..те хоть на минуту! 18. Ребята! Пока не умолкн..те, я не буду рассказывать. 19. Наполн..те чайник водой. 20. Когда наполн..те кастрюлю водой, поставьте её на плиту. 21. Привыкн..те к режиму в спортлагере. 22. Когда привыкн..те, вставать рано утром вам даже понравится.

§ 47. Употребление буквы ь в глагольных формах

Буква 6 в глаголах пишется:

1) в неопределенной форме («что делать?», «что сделать?»): мыть, мыться, беречь, беречься;

2) в окончании 2-го лица единственного числа: радуешь, радуешься;

3) в форме повелительного наклонения после согласных: отрежь, отрежьте;

4) в суффиксе -сь, находящемся после гласной: вернись, вернитесь.

219. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Чем кумушек считать трудит..ся, не лучше ль на себя, кума, оборотит..ся? (Кр.) 2. А Васька-кот в углу, припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудиться над курчонком. (Кр.) 3. Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напит..ся, и надобно ж беде случит..ься, что около тех мест голодный рыскал Волк. (Кр.) 4. Недаром говорит..ся, что дело мастера боит..ся. (Кр.) 5. Орлам случа..т..ся и ниже кур спускат..ся, но курам никогда до облак не поднят..ся. (Кр ) 6. Свежо предание, а верит..ся с трудом. (Гр.) 7. Не спит..ся, няня! (77.) 8. Что-то слыш..т..ся родное в долгих песнях ямщика. (П.) 9. Давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпают..ся. воображение ре..т и нос..т..ся, как птица, и всё так ясно движ..т..ся и стоит перед глазами. (У.) 10. Сребристый стел..т..ся ковыль вокруг пещеры. (Л.) 11. В поле чистом серебрит..ся снег волнистый и рябой, светит месяц, тройка мчит..ся по дороге столбовой. (Н.) 12. Где трудно дыш..т..ся, где горе слыш..т..ся, будь первым там. (Н.) 13. Не сидит..ся в хате тесной, не лежит..ся на печи. (Н.) 14. Волны звучат так ласково, точно просят пустить их погрет..ся. (М. Г.) 15. Клубы дыма стел..т..ся над горизонтом. (Cm.) 16. Иду я рано поутру, еще чуть брезж..т..ся. (Остр.)

220. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёш..ся по ясной лазури, одна ты навод..ш.. унылую тень, одна ты печал..ш.. ликующий день. (П.) 2. Дорого-любо, кормилица-нива, видеть, как ты колосиш..ся красиво, как ты, янтарным зерном налита, гордо стоиш.. , высока и густа. (Н.) 3. Хмурыми осенними днями, когда не только не вид..ш.. , но и не чувству..ш.. солнца, забыва..ш.. о нём, — осенними днями не однажды случалось плутать в лесу. (М. Г.) 4. Труд..ш..ся много ты, да пользы в этом нет. (Кр.) 5. Шутку люб..ш.. над Фомой, так люби и над собой. (Поел.) 6. Семь раз отмер.. , один раз отреж.. . (Поел.) 7. Помнож..те первую дробь на вторую. 8. В случае затруднений справ..тес., в орфографическом словаре. 9. Ознаком..тес.. с условиями приёма в университет. 10. Приготов..тес.. слушать приказ командира. 11. Утеш..тес.. : беда не столь велика. 12. Назнач..те день. 13. Исправ..те ошибки на полях работы. 14. Довер..тес.. своим друзьям. 15. Остав..те ключ в дверной скважине. 16. Эконом..те время, не трат..те его попусту. 17. Остав..те эту трудную задачу, не упрям..тес.. и воз..митес.. за другую. 18. Спряч..тес.. скорее от дождя.

221. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Хочеш.. — останеш..ся век мужиком смож..ш.. — под небо взовьёш..ся орлом. (Н.) 2. Войдёш.. в дом и прежде всего услыш..ш.. запах яблок. (Бун.) 3. Сделай милость, поклонис.. , потеш.. старика! Ведь ты мне какую обиду сделал! А поклониш..ся, всё мне легче будет. (Остр.) 4. И когда чита..ш.. очерки их путешествий,
удивляешься, как мало люди вид..ли. (М. Г.) 5. А ну-те-ка, братцы, грян..те вдвоём что-нибудь для старых костей, уважьте, право! (М. Г.) 6. Чтобы отвлеч..ся от
ненавистных мыслей, Корчагин стал слушать шёпот своих соседок. (Н. О.) 7. А обид..ш.. — в ногах у ней буд..ш.. валят..ся. (Гл.) 8. Учит...ся никогда не поздно. (Посл.)

222. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Как только сын выздоров..т, мы уед..м в деревню. 2. Интересная работа никогда не опротив..т. 3. Эти пустые занятия вам быстро надоедят и опостыл..т. 4. Если
пловец отда..ся воле волн, гибель не мину..т его. 5. Никто не пожелал отда.хя пустому времяпрепровождению. 6. Брату, возможно, уда..ся поступить в консерваторию. 7. Больной настолько плох, что никакая операция уже не может уда..ся. 8. Честный человек никогда не преда..ся врагу. 9. Заблудившись в лесу, дети готовы были преда..ся отчаянию. 10. Каждому возда..ся по заслугам. 11. Бегите домой, как только разда..ся удар грома. 12. Чудесное настроение не могло не переда..ся другим. 13. Художник
был уверен, что влечение к искусству переда..ся его сыну. 14. Каждую минуту могла созда..ся угроза для спасателей. 15. Есть все основания полагать, что новый кружок созда..ся. 16. Поедем купат..ся, если выда..ся тёплый день. 17. Можете не кра..ся: все уже проснулись, и вы никого не разбуд..те.

223. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Поживи подольше, так увид..ш.. побольше. 2. В решете воду не удерж..ш.. . 3. За двумя зайцами погон..ш..ся — ни одного не пойма..ш.. . 4. Стан..ш.. торопит..ся — из рук дело повалит..ся. 5. Грамоте учит..ся всегда пригодит..ся. 6. Умел ошибит..ся, умей и поправит..ся. 7. Не плюй в колодец: пригодиться водицы напит..ся. 8. Не играй с огнём — мож..ш.. обжеч..ся. 9. Волков боят..ся — в лес не ходить. 10. Счастье не в воздухе вьёт..ся, а руками даёт..ся. 11. Не трудит..ся, так хлеба не добит..ся. 12. Одинокое дерево ветра боит..ся, одинокий человек людей страшит..ся. 13. Не за своё дело не берис.. , а за своим делом не ленис.. . 14. Легко обжеч..ся, коли торопит..ся. 15. Как постел..ш.. , так и высп..ш..ся. (Пословицы.)

§ 48. Правописание суффиксов глаголов

1. В неопределенной форме глагола и в формё прошедшего времени пишется суффикс -ова- / -ева-, если в форме 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глагол оканчивается на -ую / -юю: заведовать, заведовал (заведую); воевать, воевал (воюю); кочевать, кочевал (кочую).

Если же в указанной форме глагол оканчивается на –ываю / -иваю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени сохраняется тот же суффикс: опаздывать, опаздывал (опаздываю); настаивать, настаивал (настаиваю).

2. Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на ударные -есть, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого
суффикса: одолеть — одолевать, одолеваю; забить — забивать, забиваю. Исключения: затмить — затмевать, затмеваю; продлить — продлевать, продлеваю; застрять — застревать, застреваю.

Не следует смешивать глаголы увещевать — увещеваю (с ударным -ва-) и усовещивать — усовещиваю (с безударным -ва-, ср. усовестить).

224. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В трёх верстах от станции стало накрап..вать. (П.) 2. Весть о свободе моей обрадовала Савельича. (П.) 3. Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом. (П.) 4. Я никак не мог растолк..вать своей шестилетней сестрице, как складывать целые слова. (Акс.) 5. Мы ночевали возле татарской деревни на берегу полноводной и очень рыбной речки. (Акс.) 6. Илинька с робкой улыбкой удивления погляд..вал на нас и, когда ему предлагали попроб..вать тоже, отказ..вался. (Л. Т.) 7. Лыжи на накатанной дороге раскат..вают..ся. (Л. Т.) 8. Прихваченная морозом земля потела и отта..вала на солнце. (Т.) 9. Около мельничных колёс разд..вались слабые звуки. (Т.) 10. Мой конь постук..вал копытами в обнажённые корни, храпел, настораж..вался, прислуш..ваясь к гулко щёлкающему в лесу эху. (Кор.) 11. «Не гор..вать тебе, а рад..ват..ся надо», — говорил Павел. (М. Г.) 12. Мужество воспит..вает..ся изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. (Н. О.) 13. Зная эту его слабость, к нему навед..вались самые различные посетители. (Фед.) 14. Таня рассказ..вала, как она вместе с водолазом обслед..вала на дне пролива затонувший военный корабль. (Ант.) 15. Через час Андрей доклад..вал свой план помощи голодающим. (Кав.)

225. От данных глаголов совершенного вида образуйте при помощи суффикса -ыва- / -ива- парные глаголы несовершенного вида.

Выиграть, выписать, закончить, засеять, ощипать, покусать, поплясать, продолбить, прочитать, развеять, расхвалить.

226. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Завед..вать, проповед..вать, исповед..вать, командо..вать, намер..ваться, обур..вать, потч..вать, заноч..вать, раскорчёв..вать, размежёв..вать, отмежёв..ваться, затушёв..вать, вытанцов..вать, перелицов..вать, развальцов..вать. созд..вать, заст..вать, одерев..неть, олед..неть, остекл..неть.

227. (повторение). Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Ленивою рукою обт..рал он катившийся градом пот. (Г.) 2. Последний луч зари на башнях ум..рает. (Ж.) 3. До вечера оставалось не более получаса, а заря
едва-едва зажигалась. (Т.) 4. Перевозчики предл..гали нам свои услуги. (Акс.) 5. С поля медленно подн..мает..ся туман и матовой пеленой заст„лает всё доступное для
глаза. (Ч.) 6. Он провёл рукой по лицу и потом пальцами по глазам, точно ст..рая пыль с лица и глаз. (М. Г.) 7. Впереди расстилалась ставропольская степь в радуге
летних красок. (Баб.)

228. (повторение). Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните выбранное написание.

Однажды летом мы возвращалис.. с прогулки домой. Лёгкий ветерок колыш..т травы, которые ещё не успели увянуть, засохнуть от жары. Над головой почти безоблачное небо.

И вдруг в течение нескольких минут все меня..т..ся. Солнце пряч..т..ся за тучи. Вот они уже обл..пили весь горизонт и образ..вали абсолютно непроницаемый свод.

Мутная мгла обн..мает дальние горы и высокий лес. Всё вокруг становит..ся мрачным. Перестают покач..ват..ся деревья, прекраща..т..ся вечный шорох их листьев.

Мы прибавляем шагу, чтобы успеть где-либо укрыт..ся и не вым..кнуть под проливным дождём. Однако тут же убежда..мся, что добежать до ближайшей деревеньки уже не удас..ся. Быстро сооружаем подобие шалаш..ка и укрыва..мся в нём. Дождь был сильным, но, к счастью, недолгим.

Оглядыва..ш..ся вокруг и вид..ш.. , как всё в природе преобража..т..ся: светле..т неб..свод, благодарно трепещ..т освежённая листва; уже не бор..т..ся с истомой насекомые; жужжат шмели, щебеч..т птиц.. ; по солом..нке, как по лес..нице, ше..ствует жуч..к; летают разноцветные бабочки и бирюзовые стрекозки.

Радос..но вид..ть прои..шедшие на глазах перемены в природе. Не хоч..т..ся уходить из леса, но уже близ..т..ся вечер и все мы изрядно вым..кли. Не теряя времени, трога..мся в путь.

229. (повторение). I. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Передайте своими словами основное содержание текста.

II. Подчеркните в тексте сложные слова.

III. Образуйте формы единственного и множественного числа повелительного наклонения от глаголов броситься, познакомиться, съесть.

IV. Разберите по составу слова вкладываю, проявляем, управлять.

Представьте себе корабль со спущенными реями, рваными парусами, перекошенными винтами. Такой корабль не пересеч..т океан, не войдёт в свою гавань. Человек же куда более сложный и тонкий организм, чем любой корабль. Он втройне нужда..т..ся в регулировк.. , настройк.. , правильной самоорганизаци.. . А мы сплош.. и рядом проявляем больше заботы о порядк.. в своей квартире, чем о порядк.. в себе самом.

В понятие «сотвори себя» я вкладываю не только физическое развитие, но и психический самоконтроль, воспитание воли. Очень важным я считаю умение держать
себя в узде и делать прежде всего то, что надо, а уж потом то, что хоч..т..ся. В век научно-технической революции почти каждый человек управляет какой-нибудь машиной. Но нельзя хорошо управлять машиной, не научившее.. управлять самим собой. Это закон.

Я глубоко уверен вот в чём: строгость, щепетильность, требовательное отношение к себе — залог будущих успехов. Буд..ш.. к себе строг — буд..ш.. самому себе другом. (По Н. Каманину.)

230. (повторение). I. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните выбранное написание.

II. Составьте план текста.

III. Найдите в тексте глаголы с чередующимися гласными в корне.

IV. Укажите фонетический состав слов грязь, обрыв, снаряд.

V. Разберите по составу слова облегчённо, рассечённый.

Ноябрь. Зав..южило. Выпал снег.

Незавидная жизнь у связистов. Снег, непогода, грязь, бомбят самолёты с неба, снаряды вздымают землю, пули разносят смерть — будь к походу готов, связист. Повредило проводку бомбой, оборвало снарядом провод, фашист..кий разведчик разрушил связь — собирайся, солдат, в дорогу.

В ноябре вновь завязалис.. бои за Мамаев курган. В самый разгар сражения прервалас.. телефонная связь с командным пунктом дивизии. С командного пункта как
раз артиллеристам давали команды к стрельбе по целям. Оборвалис.. теперь команды. Прекратился огонь артил..ерии.

На исправление повреждения вышел связист Титаев. Ползёт Титаев вдоль провода, ищет, где произошёл обрыв... А там, на кургане, грохоч..т бой. И нужен, как воздух, огонь артиллерии. Понима..т это Титаев. Тороп..т..ся. Метрах в тридцати впереди показалась воронка от взрыва. Вот где оно, повреждение. Дополз до воронки солдат. Вот лежит провод, рассечённый стальным осколком. Подхватил Титаев один конец. Тян..т быстрей второй...

Молчал, молчал телефон на командном пункте и вдруг заработал. Облегчённо вздохнул командир...

Ждут в связной роте, когда же вернётся Титаев. Не возвраща..т..ся что-то боец. На поиски связиста отправились два солдата. Ползут они тем же следом. Видят —
воронка. На краю воронки признали Титаева. Прижался к земле боец. Подползли солдаты поближе. Глянули — мёртв, недвижим Титаев.

На войне солдаты ко многим вещам привыкли. Не удивиш.. их в сражении подвигом. Но тут...

Оказалось, что в момент, когда Титаев, обнаружив обрыв провода, пытался соед..нить его концы, настигла солдата смертельная пуля. Нет у солдата сил устранить
повреждение. Но, прощаясь с жизнью, теряя сознание, в последнюю секунду успел солдат поднести провода ко рту. Зажал, как в тиски, зубами.

Громили наши войска противника. А там, у края воронки, лежал солдат. Нет, не лежал — стоял на посту солдат. (По С. Алексееву.)

§ 49. Ударение в глагольных формах

231. От данных глаголов образуйте форму 2-го лица единственного числа. Расставьте ударения.

Будить, варить, воротить, городить, грузить, дарить, дразнить, катить, клонить, колотить, крошить, кружить, крутить, лениться, манить, молотить, проглотить, солить,
студить, торопить, точить, тупить, ценить, цедить, чертить.

232. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени. Расставьте ударения.

Образец: бить — бил, била, било, били.

1. Брить, дуть, жать, класть, красть, крыть, мыть, мять, пасть, ржать, шить.

2. Быть, взять, вить, внять, врать, гнать, дать, драть, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, слать, снять, спать.

3. Дожить, донять, задать, замереть, занять, запереть, нажить, нанять, начать, отнять, отпить, подать, поднять, понять, прибыть, придать, принять, продать, прожить, проклясть, пролить, убыть, умереть.

233. Прочитайте глаголы, соблюдая правильное ударение. (В случае затруднения воспользуйтесь словарями русского языка.)

Брататься, блекнуть, соболезновать, ходатайствовать, варить (варю, варишь), вьюжить, группировать (группирую, группируешь), дозвониться, забронировать (‘закрепить что-либо за кем-либо’), забронировать (‘покрыть броней’), закупорить, заржаветь, звонить (звоню, звонишь), информировать, облегчить, откупорить, премировать, принудить.

234. Заполните три таблицы, образуя от данных глаголов все формы прошедшего времени и указывая правильное ударение.
  Образцы:

1. Ударение во всех формах прошедшего времени падает на основу и совпадает с ударением в неопределенной форме:

Неопределенная форма

Форма прошедшего времени

единственное число

множественное число

мужской род

женский род

средний род

думать

думал

думала

думало

думали

2. Ударение во всех формах прошедшего времени падает на последний слог:

Неопределенная форма

Форма прошедшего времени

единственное число

множественное число

мужской род

женский род

средний род

беречь

берёг

берегла

берегло

берегли

3. Ударение падает на окончание только в форме женского рода, а в остальных формах прошедшего времени — на основу, совпадая с ударением в неопределенной форме:

Неопределенная форма

Форма прошедшего времени

единственное число

множественное число

мужской род

женский род

средний род

слыть

слыл

слыла

слыло

слыли

Белить, блюсти, брать, брезжить, бухнуть (разбухать), быть, валить (о дереве), валить (о снеге), варить, верить, вести, взвиваться, взвиться, взобраться, взойти,
взорваться, взять, взяться, вить, виться, влиться, вложить, внять, впиться, врать, всплыть, всхлипнуть, гнаться, давать, догнать, дожить, дозваться, долить, донять,
дробить, ждать, жить, задать, занять, звать, класть, колоть, крошить, купить, толочь, ловить, набрать, нажить, налить, нанять, начать, обдать, облиться, обнять, обессилеть, отплыть, плести, пилить, перебраться, поднять, принять, прожить, разодраться, рвать, сесть, спать, удаться, уплыть, устлать.