Русский язык: Учебное пособие - Для школьников старших классов и поступающих в вузы - Д. Э. Розенталь 2010

Орфография. Принципы русского правописания
Междометие

  Междометие — это неизменяемая часть речи, выражающая чувства.

Междометия, не обладают номинативной функцией (т. е. функцией называния), так как являются своего рода речевыми знаками, сигналами, употребляемыми для
кратчайшего выражения реакций кого-либо на различные события действительности или для выражения требований, желаний. Выражая (но не называя) чувства и
волю говорящего, междометия тем не менее всем понятны, так как междометие имеет определенное значение. Но это значение может быть понято лишь из контекста,
потому что одни и те же междометия служат для выражения различных чувств. Ср.: Ай, ай, как изба настудилась! (Н.) — выражение испуга; А неблагодарность... ай! Какой гнусный порок! (Т.) — выражение порицания; Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона! (Кр.)— выражение одобрения, но с оттенком иронии; Ай! ай! ай! Какой голосок! Канарейка, право, канарейка! (Г.) — выражение восхищения; Я отвечал, что Маша осталась в крепости на руках у попадьи. «Ай! ай! ай!» — заметил генерал (П.) — выражение сожаления.

Междометия неизменяемы, т. е. у них отсутствуют категории рода, числа, падежа, лица, времени и т. д.

Междометия не являются членами предложения. Однако иногда междометия выступают в роли сказуемого: Татьяна ах! а он реветь (П.).

По своему лексическому значению междометия делятся на три основных разряда:

1) эмоциональные междометия, т. е. выражающие чувства (ай, тьфу, господи);

2) повелительно-побудительные междометия, т. е. выражающие волю, приказ и т. д. (алло, марш, кис-кис);

3) междометия, выражающие формулы приветствия, благодарности и т. п. (здравствуй, спасибо).

По своему образованию различаются междометия:

1) непроизводные (первообразные), состоящие или из одного гласного звука, или из двух звуков: А!; О!; Ай!; Ах!; Ой!; Эх!; Ха! и др.; иногда употребляются сочетания
двух или трех таких междометий: Ай-ай!; Ха-ха-ха!;

2) производные, т. е. образованные из других частей речи — существительных: Глупости!; Беда!; глаголов: Здравствуйте!; Извиняюсь!; наречий и местоимений: То-то же!; Полно! и др.

2. С междометиями не следует смешивать звукоподражательные слова, являющиеся воспроизведением звуков, криков животных, птиц, шумов природы и т. д.: гав-гав, мяу-мяу, трах-тах-тах, динь-динь.

3. Междометия и звукоподражательные слова, образованные повторением основ, пишутся через дефис: Ай-ай!; мяу-мяу.

301. Прочитайте предложения. Найдите в них междометия и звукоподражательные слова и определите их значение.

1. Татьяна ах! а он реветь. (П.) 2. «Ах, да, я было и забыла попросить тебя об одной вещи», — сказала она, подавая отцу тарелку с супом. (Л. Т.) 3. Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая. А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки! Сизые, с морозцем! (Г.) 4. «Пусть голодные учатся, мне не надо...» — «Фи, какой ты глупый, злой, гадкий!» — презрительно сказала девушка. (М. Г.) 5. «Уф, жарко... Я взмок весь», — сказал Крящ. (Гайд.) 6. Часы на Каланче отбивают четверти: «Был день — было дело! Дин-дон». (Гайд.) 7, «Эй», — слегка дрогнувшим альтом крикнул дядя Саша. (Кат.) 8. Ага! Уже не пятнадцатого, а двадцатого? А я вам говорю, что пятого... (Кат.) 9. Девушка села у открытого окна и начала обмахиваться платком. «Фу-у-у! — сказала она. — Жарища страшенная!». (Пауст.) 10. Он подошёл к ребёнку и подкинул его к потолку: «Ух ты, какая у нас сегодня нарядница!» (Г. Н.)

302. Перепишите, раскрывая скобки и ставя, где нужно, дефис.

1. Ещё тарелочку; послушай: «Ушица, ей (же) ей, на славу сварена!» (Кр.) 2. Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин (дин) дин... (П.) 3. Помнится, на возвратном пути домой мне было довольно приятно думать, что моему другу, Владимиру Тархову, может прийтись — ой (ой), как солоно от «нового типа». (Т.) 4. «Хо (хо) хо!» — басовито засмеялся режиссёр. «Хе (хе) хе!» — тоненьким смехом откликнулся поверенный. (Скит.) 5. «Что болит, сынок?» — «Нога», — сказал Нифонов. «Которая?» — «Левая». — «Ох (ох) ох!» — вздохнула старушка. (Пан.) 6. Вам бы быть писателем, ей (ей)\ (Баб.) 7. Мальчик позвал котёнка: «Кис (кис) кис...» С улицы в открытую форточку доносилось в ответ жалобное мяу (мяу).

Повторительные упражнения по орфографии

303. Прочитайте текст и объясните написание выделенных слов.

Экипаж самолёта «Родина», совершавший в 1938 году перелёт Москва — Владивосток, был вынужден приземлиться в совершенно неизвестной местности. Как полагается по инструкции, при непредвиденной посадке штурман должен опуститься на парашюте. Гризодубова, командир самолёта, сообщила об этом Марине Расковой, штурману.

Приземлившись, Раскова услышала шум моторов и, заключив по этому, что она опустилась недалеко от самолёта, решила отправиться к месту посадки. К несчастью, Марина взяла далеко не верное направление и в продолжение одиннадцати суток блуждала в тайге.

Представьте себе, сколько препятствий приходится преодолевать одиночке в непроходимой для человека чащобе. Полуголодная, обессилевшая, Раскова еле пробиралась сквозь густые заросли, изрезанные ломаными и путаными тропами. Прожорливые хищники, невидимые человеку, подстерегали её на каждом шагу. Всё время приходилось идти навстречу неизвестной опасности.

Однажды Раскова пошла по роскошному зелёному ковру, расстилавшемуся перед ней, и чуть не стала его жертвой: ковёр оказался не чем иным, как трясиной. Как
ни тяжелы были дни пребывания женщины-лётчицы в тайге, что ни приходилось претерпевать ей, она не падала духом.

Штурман Раскова с уверенностью рассчитывала, что экипаж «Родины» в ближайшее время будет разыскан. Расчёты Расковой оказались правильными.

304. I. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните выбранное написание.

II. Подчеркните в тексте слова с двойными согласными: на стыке приставки и корня — одной чертой; на стыке корня и суффикса — двумя чертами.

III. Выпишите из текста переходные и непереходные глаголы (в два столбика).

Богата природными ресурсами наша страна. И одинаково дороги нам стремительный бег горных рек, тихий шелест пшеничной волны, ш..пот водных струй и весёлый
шум (бронзо) ствольных сосен. (В) общем, всё, что зовём мы простым, но великим словом — природа.

Богатства её восстанавливаются. Вырублен..ый лес выр..стает вновь. Косяк рыб, отловлен..ый в одну весен..юю путин..у, в следующий год пополняет свой состав
(за) счёт нового поколения. Каждый охотник знает, что, отстреляв положенное ему по плану количество белок, он в будущем сезоне может ра..считывать (на) удачу. Однако способность природы залечивать свои раны (не) безгранична.

...Кому (не) известен бобр — житель наших тихих рек? Но мало кто знает, что (в) начале XX века этих ценных зверьков насчитывалось всего (два) три десятка.

Ещё интереснее история зубров. В 20-х годах XX века на Северном Кавказе погиб последний живший на вол., лесной великан. На всей земле оставалось пят..десят.. (шесть) зубров, и то их можно было встретить только в загонах (зоо) парков. Учён..ые возродили их.

Но охрана природы не только забота об отдельных редких видах животных и растений.

Прежде всего (не) надо забывать, что каждый из нас постоянно и (не) посредственно связан с природой и от его поведения завис..т многое. Виновниками обеднения
природы (не) редко являемся мы сами. (По Н. Гладкову.)

305. I. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните выбранное написание.

II. Найдите в тексте сложные слова и объясните их образование.

III. Разберите по составу слова заснеженный, приспущенный, рассыпчатый.

Я заметила мальчишку (из) дали. Маленькая его фигурка хорошо была видна среди молодых саженц..в на слегка заснеженном склоне кургана. Он подгребал к
стволу берёзки сухой, рассыпчатый снег и притаптывал его серыми вал..нками.

Поднят..ся туда оказалось (не) просто. Пронизывающий ветер упругой стеной вставал на пути, швырял в лицо пригоршни колюч..й снежной пыли. Здесь, на кургане,
ветер — полновлас..ный хозяин.

Дальше мы с мальчиком шли вместе. (Не) сговариваясь остановились у скорбящей матери, (на) вечно склонивш..йся над телом погибшего сына. У подножия
монумента лежали свеж..е белые розы.

— Здесь всегда цветы, — сказал Генка.

Сталинград! В 1942 — 1943 годах здесь решалась судьба человечества. Двести дней и ночей шли ожесточ..нные бои.

Советские солдаты отстаивали каждый дом, зная, что ..дать Сталинград — значит открыть фашистам сер..це страны. И выстояли. Не ..дали.

С тех пор прошёл (не) малый срок. Давно восстановлены города, выр..сли новые сёла. Но (н..) пр..кращает..ся людской поток сюда, на (М, м)амаев курган, не вянут цветы у солдатских могил. Каждый думает о тех, чьи имена начертаны на приспущенных боевых знамёнах, кто собстве..ной жизнью заплатил (за) то, что (бы) стояла
над землёй мирная тишина. И шумят листвой на (М, м)амаевом кургане подмосковные берёзки и литовская сирень, узбекские чинары и грузинская пихта, Кавказ..кая липа и украинский каштан. И глядят летом в знойное волгоградское небо (иссиня) голубые незабу..ки. (По Г. Мартыновой.)