Русский язык: Учебное пособие - Для школьников старших классов и поступающих в вузы - Д. Э. Розенталь 2010

Синтаксис и пунктуация
Словосочетание

Словосочетание — это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложное наименование явлений действительности. Например: интересная книга — предмет и его признак; писать сочинение — действие и предмет, на который оно переходит; читать вслух — действие и его признак.

Словосочетание состоит из главного (господствующего) и зависимого слов. Между ними существуют три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Главные члены предложения словосочетания не образуют.

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову: важный вопрос; центральная улица; новые дома.

Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенной падежной форме (без предлога или с предлогом),
обусловленной значением главного слова: читать письмо; интересоваться искусством; любовь к родине.

Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором подчиненность зависимого слова выражается лексически, порядком слов и интонацией.
Примыкают наречие, инфинитив, неопределенная форма глагола, деепричастие: тихо шептать; предложить войти; говорить улыбаясь.

306. Прочитайте словосочетания и укажите тип связи слов (согласование, управление, примыкание).

Интересная книга; написать изложение; встречаться изредка; уехать на юг; уединённое место; каждый ученик; войдя в комнату; советы родителей; писать быстро; писать карандашом; любовь к родине; предложить сесть; заниматься по плану; проснуться рано; последние известия; подплыть к берегу; готовый услужить; достойный похвалы; стремление к знаниям; желание учиться; вытереть насухо; говорить по-английски; контроль над исполнением.

307. Перепишите, раскрывая скобки: образуйте словосочетания со связью согласование.

1. Амплуа (широкий); бюро (справочный); жюри (авторитетный); какао (вкусный); кафе (отремонтированный); кино (широкоэкранный); коммюнике (официальный); кофе (чёрный); меню (разнообразный); метро (московский); портмоне (кожаный); резюме (краткий); трико (шёлковый); трюмо (стенной); фойе (просторный).

2. Батуми (солнечный); Миссисипи (полноводный); Токио (многомиллионный); Чикаго (огромный); Лимпопо (длинный); Эри (большой); Эльтон (солёный).

308. I. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните словосочетания со связью согласование.

II. Разберите по составу слово сотрудничество.

III. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Олимпийские игры, проводившиеся в Москве, стали уже историей. Но ещё слышатся эхо бурных страстей, бушевавших две недели на спортивных аренах. Ещё не
стихло душевное волнение участников и гостей, рождённое драматическими мгновениями борьбы, дружескими встречами, отразившими взаимное расположение посланцев всех континентов друг к другу, стремление сынов и дочерей разных народов к общению, контактам, мирному спортивному сотрудничеству. Олимпиада закончилась, но, познакомив, подружив десятки тысяч людей, она навсегда оставила след в их сердцах.

309. I. Прочитайте текст и укажите словосочетания со связью согласование. Определите, в чем выражается эта связь (в роде, падеже, числе).

II. Объясните употребление и написание частиц не и ни.

III. Разберите как часть речи причастия издающиеся, напечатанные.

Есть в Москве, в Российской государственной библиотеке, зал, где лежат газеты, издающиеся во многих странах. Там можно увидеть газеты, напечатанные изящной вязью грузинского и армянского алфавита, газеты со строгим латинским шрифтом, газеты с причудливыми знаками арабской письменности. И есть множество газет, напечатанных привычным и родным нам русским алфавитом, но не на русском языке. Это газеты, напечатанные на языке тех народов, которые никогда раньше не имели своей письменности. У них не было и не могло быть ни книг, ни газет, ни школ... (По Л. Разгону.)

310. I. Прочитайте текст и укажите словосочетания со связью управление. Определите, в чем выражается эта связь (предложная / беспредложная конструкция, падежная форма).

II. Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными.

III. Найдите в тексте деепричастия и укажите их вид.

В третьем полку он появился перед самой контратакой, и спутники запомнили его именно по нагану, вызвавшему в машине множество шуток. Прямо с грузовика он бросился в бой, догоняя моряков третьего полка. В первые минуты его видели впереди: размахивая своим наганом, он что-то кричал, оборачиваясь, и молодое его
лицо горело яростным восторгом атаки. Кто-то заметил потом, что в руках его появилась немецкая винтовка и что, наклонив её штык вперёд, он ринулся один, в рост, к
пулемётному гнезду.

Теперь, найдя его здесь, возле отбитого им пулемёта, среди десятка убитых фашистов, краснофлотцы поняли, что сделал в бою безвестный черноморский моряк, который так и вошёл в историю обороны Севастополя под именем «Федя с наганом».

Фамилии его не узнали: документы были неразличимо залиты кровью, лицо изуродовано выстрелом в упор. О нём знали одно: он был моряком. (По Л. Соболеву.)

311. Перепишите, заменяя беспредложное сочетание двух существительных синонимическим сочетанием существительного с прилагательным.

Образец: берег реки — речной берег.

Вершина горы; волны моря; время обеда; горы Кавказа; капля дождя; луч солнца; музеи Санкт-Петербурга; окраина города; отношения родства; работник библиотеки; рабочие фабрик; растительность степей; свет луны; счастье семьи; темнота ночи; ущелья гор.

312. Перепишите, заменяя предложное сочетание двух существительных синонимическим сочетанием существительного с прилагательным.

Образец: ария из оперы — оперная ария.

Банка из-под консервов; вагон для багажа; воротник из меха; жизнь в деревне; задача по алгебре; книги для детей; коробка из дерева; кувшин из глины; .плавание
под водой; платье из бархата; портфель из кожи; пространство без воздуха; простыни из полотна; работа по вечерам; статуя из мрамора; упражнения по орфографии; хлеб из пшеницы; чай из Индии; яблоки из Крыма.

313. Перепишите, заменяя (где это возможно) сочетание существительного с прилагательным синонимическим сочетанием (предложным или беспредложным) двух существительных.

Образец: велосипедное колесо — колесо велосипеда; танцевальная площадка — площадка для танцев.

Безоблачное небо; бесконечные поиски; военная служба; волчья стая; городские жители; дворовая собака; дружеская поддержка; Кавказское побережье; карманные часы; коровье молоко; кухонная посуда; масляные краски; математические расчёты; мирная политика; морской берег; шерстяной костюм; народный праздник; овечье стадо; охотничьи рассказы; папиросная бумага; парусная лодка; приморские страны; речная вода; сливочное масло; стальной цвет; старинные нравы; ученический кружок; часовая цепочка; чеховские пьесы; читальный зал; шёлковая подкладка; школьная библиотека.

314. Прочитайте текст и выпишите из него словосочетания со связью примыкание.

Сегодня мы можем точно назвать даты всех космических стартов, довольно точно определить рубежи истории космоплавания, назвать имена дерзких мечтателей и
смелых первопроходцев, но мы никогда не узнаем, когда появилась мечта о полёте к звёздам. Мечта эта так же стара, как и само человечество.

Легенды и мифы о парении подобно птице, сказания о ковре-самолёте, гигантской пушке сопровождали многие поколения людей, будоражили воображение, рождали
силы и жажду познания, звали вперёд. Человек рвался к Солнцу и звёздам, чтобы приблизить бесконечно далёкие миры, таинственно мерцающие в ночном небе.