Русский язык: Учебное пособие - Для школьников старших классов и поступающих в вузы - Д. Э. Розенталь 2010

Синтаксис и пунктуация
Предложение

§ 65. Типы предложений

Предложения различаются и по своим функциям, и по структуре.

По цели высказывания и зависящей от этой цели интонации предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Причем каждое из этих предложений при особой восклицательной интонации может стать восклицательным.

В зависимости от наличия (или отсутствия) второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные.

По составу предложения делятся на двусоставные и односоставные, а по строению — на простые и сложные.

Различаются также предложения полные и неполные. В полном предложении имеются все члены, необходимые для его понимания вне контекста и речевой ситуации. В неполном предложении отсутствует какой-либо член (главный или второстепенный). Обычно он легко «восстанавливается» из контекста или из ситуации.

315. Прочитайте предложения и укажите их типы по цели высказывания.

1. Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Что б было в нём без нас? (Кр.) 2. Принять его, позвать,
просить, сказать, что дома... (Гр.) 3. Она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами. (Л.) 4. Варвара Павловна смеялась их замечаниям и
восклицаниям. (Т.) 5. К истории сына Порфирий Владимирович отнёсся довольно загадочно. (С.-Щ.) 6. Что у тебя за охота всех женить и замуж выдавать! Какое тебе
дело? Пусть сами женятся как хотят. (Ч.) 7. Так и шло дело. (М. Г.) 8. Давай, Марина, об этом не спорить. (Ш.) 9. Пусть новый день обгонит день вчерашний своим весёлым, радостным трудом. (Л. К.) 10. Спать бы шёл и гостю бы покой дал... (Пол.)

316. Прочитайте предложения и охарактеризуйте их (распространенные или нераспространенные).

1. Были и лето и осень дождливы. (Ж.) 2. Карета подъехала и остановилась. (П.) 3. Дело казалось необыкновенной важности. (Г.) 4. Он был, казалось, лет шести. (Л.) 5. Притом же пёс — животное умное. (Т.) 6. Варя была с заплаканными глазами. (Ч.) 7. Лето кончилось. Всё реже был слышен голос незнакомки. (Пауст.) 8. Дни уплывали чёрной чередой. Баз опустел. Пусто стало и на душе Гришки. (Ш.) 9. Потом прибежал другой незнакомый человек с фотоаппаратом; он сфотографировал Лукашина и его станок. (Пан.) 10. Редактор задумался. В его строгой душе была слабая струнка. Единственный сын через неделю кончал курсы младших лейтенантов. (Сим.)

317. Прочитайте предложения и найдите среди них неполные. Укажите, какие члены предложения в них опущены, и объясните почему.

1. «А где ты был?» — «В кунсткамере, мой друг». (Кр.) 2. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры. (Г.) 3. Они смотрели друг на друга: Райский — с холодным любопытством, она — с дерзким торжеством, сверкая смеющимися глазами. (Гонч.) 4. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой. (Л.) 5. Вдруг
мне навстречу старушка, Машина мать. (Т.) 6. Они говорили долго: бабушка — тихо и жалобно, дед — крикливо и сердито. (М. Г.) 7. Нина несла кашу, Витя — пустую кастрюльку с ложкой. (Фед.) 8. Мужики — за топоры. (А. Т.) 9. А там Байкал — за тою далью, в полсуток обогнуть едва ль, а за Байкалом — Забайкалье. (Тв.)

318. Прочитайте предложения и распределите их на две группы: с двумя главными членами (укажите их номера слева) и с одним главным членом (укажите их номера справа).

1. Вам не видать таких сражений! (Л.) 2. На другой день Пьер приехал проститься. (Л. Т.) 3. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (Ч.) 4. Много
было интересного в доме, много забавного. (М. Г.) 5. Меня снова потянуло к нему. (М. Г.) 6. В комнату надо было подниматься по крутой лестнице. Там всегда пахло
краской и лаком от позолоты. (Пауст.) 7. Чехла снимать не будем. (Леон.) 8. Серёже трудно было дышать. (Ф.) 9. Жарко. Тишина. Лишь вдоль плетней шаркают ноги —
пылищу гребут. (Ш.) 10. Прошло ещё часа два. (Гайд.)

319. Перепишите предложения и охарактеризуйте их: 1) тип по цели высказывания; 2) распространенное/нераспространенное; 3) с двумя или с одним главным членом; 4) полное/неполное.

Образец: На стук его в дверь не было никакого ответа (Г.) — повествовательное, распространенное, с одним главным членом, полное.

1. Ах, в самом деле рассвело! (Гр.) 2. «А где-то нам сегодня ночевать?» — «Да здесь, в лесу». (П.) 3. Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.) 4. Уж вы капитана разбудите- сначала. (Л. Т.) 5. Вот железнодорожный переезд и застава. (Ч.) 6. Макар сидел на дровнях, покачиваясь, и продолжал свою песню. (Кор.) 7. Девушке до
боли стало жалко старика. (М. Г.) 8. Вы приготовили всё для купанья? (Мак.) 9. К вечеру рытьё траншей всюду было закончено. (Ш.) 10. Какая из прочитанных
книг вам больше всего нравится? (Н. О.) 11. У Николая даже в ушах зазвенело от обиды. (Кат.) 12. Для писателя память — это почти всё. (Пауст.) 13. Родители
Юлии Дмитриевны были обыкновенные люди с обыкновенной средней наружностью. (Пан.) 14. Тёркин мой — к огню поближе. (Тв.)

§ 66. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи

В конце повествовательного предложения ставится точка, в конце вопросительного — вопросительный знак, в конце восклицательного — восклицательный знак: Утро было солнечное. Но почему так холодно? Зима пришла!

При перерыве речи как в конце, так и в середине предложения ставится многоточие: Как бы так сказать... чтобы не обидеть, не рассердить... Не знаю.

320. Прочитайте предложения и объясните постановку знаков препинания в конце предложения и при перерыве речи.

1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. Чуть трепещут сребристых тополей листы. Луна спокойно с
высоты над Белой Церковью сияет... (П.) 2. Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой? (П.) 3. Ты всё
пела? Это дело: так поди же попляши! (Кр.) 4. Осада! Приступ! Злые волны, как воды, лезут в окна. (П.) 5. Как! Чтобы я примирился с этим грубияном? Никогда! (Г.) 6. Стоять я не могу... мои колени слабеют... душно... Где ключи? Ключи, ключи мои... (П.) 7. Слушай, отпусти ты меня... Высади куда-нибудь... Не бывал я в таких делах... Первый раз... Пропаду ведь я... (М. Г.)

321. Перепишите, разбивая высказывание на простые предложения и расставляя знаки препинания.

1. Поздно ветер встал холодный темно в долине роща спит над отуманенной рекою луна сокрылась за горою (П.) 2. Чапаев дал шпоры Фёдор последовал примеру
нагнали Потапова через десять минут въезжали в Казачью Таловку (Фурм.) 3. Куда так кумушка бежишь ты без оглядки (Кр.) 4. А видел ли слона каков собой на взгляд
(Кр.) 5. Ты чем-нибудь встревожен верно чем же уж на меня не сердишься ли ты (П.) 6. Что он сделал кто он этот самый человечный человек (М.) 7. Что ищет он в стране
далёкой что кинул он в краю родном (Л.) 8. Каких зверей каких там птиц я не видал какие бабочки букашки козявки мушки таракашки одни как изумруд другие как
коралл какие крохотны коровки есть право менее булавочной головки (Кр.) 9. Прекрасный человек Иван Иванович какой у него дом в Миргороде какие у него яблони
и груши под самыми окнами (Г.) 10. Жена его впрочем они были совершенно довольны друг другом (Г.) 11. Друг Моцарт эти слёзы не замечай их (П.) 12. Ай Миша как
приятен как ловок в танцах он как лёгок мил и статен (Кр.) 13. Волга страшно вообразить что такое была Волга (Акс.) 14. Ой вы гости-господа долго ль ездили куда
ладно ль за морем иль худо и какое в свете чудо (П.)