Путь и шествие в историю словообразования русского языка - Вадим Гурей 2019

Восклицательные слова: АГ!, ЯГ, ОГ!, ЁГ!, ЕГ!, ЭГ!, ИГ!, ЫГ!, УГ!, ЮГ!
Слова: АГ, ЯГ

Звучание слов в этой группе очень схоже со звучанием выше рассмотренных слов: АК, ЯК, ОК, ЁК…, которыми мы часто их заменяем в нашей разговорной речи, особенно, когда они находятся в конце словообразования: берЕГ — берЕК; порОГ — порОК; шАГ — шАК; врАГ — врАК...

Вероятно, поэтому слова: АГ! ЯГ! ОГ! ЁГ! …, использовались людьми в схожем восклицательном значении, формируя в словах те же образы «нечто одинокого и объединяющего в один». Однако, благодаря звуку «Г», который делает звучание слов этой группы более яркими, люди передавали ими более экспрессивные образы и образы «нечто опасного» и с их помощью никогда не формировали в словах образы «нечто уменьшительного».

Необходимо сказать, что слова этих двух групп: АК! ЯК! ОК! ЁК! …, и АГ! ЯГ! ОГ! ЁГ! …, в южном диалекте нашего языка люди заменяли и до сих пор заменяют восклицательными словами: АХ! ЯХ! ОХ! ЁХ! ЕХ! …, в которых звук «х» произносится твёрдо «хъ» или между звуками «г» и «х». Например, в словах: АГония — АХЪония; АГрессия — АХЪрессия; нАГайка — нАХЪайка; врАГ — врАХЪ; бОГ — боХЪ; порОГ — порОХЪ; ЮГ — ЮХЪ...

В тех словах, где происходит такая замена, их внутренний смысл в своей основе остаётся тот же, так как по сути, одно восклицательное слово заменяется другим. Однако зная смысловые различия этих восклицательных слов, можно более точно определить, какое именно слово участвовало в формировании рассматриваемого словообразования.

Например, в формировании слова «РОГ — ро+ОГ!» восклицание «ОГ!» характером своего звучания, более точно передаёт образ этого слова, так как РОГ таит в себе опасность и может нанести смертельную рану; также и в слове «порОГ», где восклицание «ОГ!» формирует тот же образ опасности потому, что об порог можно споткнуться. Это позволяет с уверенностью предполагать, что именно слово «ОГ» участвовало в формировании этих слов, хотя в нашей разговорной речи они могут прозвучать: «РОК», «ПОРОК», со словом «ОК» или как в южном диалекте: «РОХЪ», «ПОРО́ХЪ», со словом «ОХЪ!».

А слово «ЖИРЯКА», которое мы произносим: «ЖИРЯГА — жир+ЯК+га!», сложилось при помощи слова «ЯК», несущего образ сравнения: «жир ЯК или как жир, выделяющийся», где звукоподражательное восклицание «ГА!» несёт образ «громкого выделяющегося звука или нечто выделяющееся». (См. знач. сл. ГА). К слову сказать, здесь мы видим, что правильное с точки зрения языковедов слово «ЖИРЯКА — жир+як+ка» содержит в себе два слова «ЯК» и «КА», несущих одинаковое значение «КАК» или сложенное из них старое слово «ЯКА - какая».

Благодаря яркому экспрессивному звучанию слов этой группы и возникшему у них образу «опасности», некоторые из этих слов люди использовали для передачи образа огня. Это хорошо видно в самом слове «ОГОНЬ», сформированном словом «ОГ!», которым люди передали образы «восхищения и опасности» при виде огня. Слово «ОГОНЬ», вероятнее всего, сложилось в результате нескольких, часто повторяющихся восклицаний: «ОГ! ОНЬ или он»; «ОГ! ГО! ОНЬ или ОГО! ОНЬ» и «ОГ! ГОНЬ или ОГ! (как) ГОНит», которые люди говорили при виде огня. Здесь зеркальное слово «ГО!» является звукоподражательным, несущим образ «ГОГОта или много звука от огня». (См. знач. сл. ГО).

В слове «ОГонёк — ОГ!+онь+ок или ОГ!+го!+онь+ок», слово «ЁК» или «ОК», придаёт значение «одинок и маленький».

В слове «ОГни — ОГ!+ни» слово «НИ» формирует образ «протяжённого пространства огня или множественное число огней». В слове «ОГниво — ОГни+во», люди добавили указательное слово «ВО», указывающее на огни, которые извлекает огниво.

Восклицательное слово «ОГ!» в образе огня можно видеть в слове «ЖЁГ — жё+ОГ!», которое мы никогда так не произносим, а говорим: «ЖОГ — жо!+ОГ!», а также в сформированных им словах: оЖЁГ — оЖОГ — о!+жо!+ОГ! или ож!+жо!+ОГ!; проЖЁГ — проЖОГ; переЖЁГ — переЖОГ; сЖЁГ — сЖОГ; приЖЁГ — приЖОГ...

Образ «огня» лежит и в слове «ПИРОГ», сложенном из слов: «пи+ир+ОГ!», формирующих образы «ПИтать или ПИща, усиленная ОГнём»; и в слове «ТВОРОГ — твор+ОГ или ТВОРить ОГнём». В этих словах мы видим слово «РОГ», которое возникает случайным образом и в их формировании не участвовало.

Кроме слова «ОГ!» образ «огня» в этой группе несут слова: «УГ» и «ЮГ». Например, слово «УГ!» в образе «огня» мы можем видеть в слове «УГЛИ — УГ!+ли» и в слове «утЮГ — уть!+УГ!», так как первые утюги были на углях. Слово «ЮГ» получило значение «стороны света», которая сильнее всего подвержена солнечному огню.

Образ «ОГня» лежит и в слове «АГОНИЯ — АГ!+гонь+ия!», где слово «АГ» формирует внутренний образ «опасный, объединённый в одно огненный ГОН, выраженный восклицанием ИЯ!», где образ «огня» передаёт образ «сильного жара».

Современное слово «ЗАЖИГАЛКА» сложено из слов: «за+жи!+ИГ!+ал+ка» или «за+жиг+ал+ка», несущее образ «ЗАЖИГание увеличивАЛ КАк» или «ЗАЖИГАЛ КАк». А современное слово «МАГНЕТО — ма+АГНЬ+это» буквально говорит: «принадлежит своей природе, огненной, это».

Некоторые из слов этой группы в значение «огня» сохраняются внутри слов, которыми люди называли богов, так как культ огня и солнца в нашей цивилизации существовал очень долго, дожив почти до наших дней.

Например, в русском слове «БОГ», сложенном всего из двух слов: «бо+ОГ!», лежит двойной очень ёмкий образ «БОльшого ОГня», который конечно же может принадлежать только нашему солнцу, которому люди поклонялись долгое время, и образ «нечто настолько БОльшого, что они выразили восклицанием ОГ!». Здесь мы видим, как всего два составных слова способны были объединить старое и новое мировоззрение людей в одном слове БОГ.

В этой связи нельзя не вспомнить индийского бога огня — А́ГНИ, бога домашнего очага, жертвенного костра, главного из земных богов, основной функцией которого является посредничество между ними и людьми.

Трудно не заметить совершенное сходство слова «А́ГНИ» со словом «АГНИ́», которое звучит в акающем диалекте нашего языка, проливая свет на природу возникновения названия этого бога. Когда люди смотрели на большое количество ОГНЕЙ в ночном небе, которые не оставляют равнодушными и современных людей, имеющих о них научное представление, то невольно сравнивали их с солнцем или его божественным огнём, от которого зависит всё живое на нашей земле и который так многолик в рассыпанных по небу огнях, и в устрашающей молнии, и в маленьких искорках, вылетающих от удара камнем о камень, возникающих из неоткуда и исчезающих в никуда, и в уютном домашнем очаге.

В нашей истории хорошо известен и бог Сварог, где в слове «СВАРОГ — с+вар+ОГ!» мы видим образ «СВАРивает ОГ или ОГонь». Древнерусский Бог Сварог, согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы — бог-кузнец, отец Дажьбога, по мнению некоторых исследователей, означает «верховный бог восточных славян, НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ».

Бог «ОГУН — ог!+гу!+ун или ог!+гун» есть в Африке у народа Йоруба, в мифологии которого бог Огун, сын Обатала, — один из изначальных ориша, является богом, принёсшим цивилизацию, подарив людям технологию обработки металлов. Здесь мы видим, что ГУН — представитель степного народа ГУНОВ дошёл до Африки, до народа Йоруба, в котором оставил своё истинное название «ОГУН или ОГненный».

Вполне возможно, что у слова «ОГУН» были и другие формы: «ЁОГУН» и «ЯГУН», что подтверждает хорошо известное некоторым нашим восточным краеведам, древнерусское слово «ЯГУНЯ — яг+гун+ня», которым называли женщину ЯГУНА. Такое построение женского образа от мужского — типично для русского языка и хорошо было видно при знакомстве со словом «ОН».

Вполне возможно, что названия бога ИЕГова, ЯХве или ЯГве, тоже произошли от древних слов: «ЯаГ», «ЁоГ», от которых также возникли слова: ЙОГА, ЙОГИ, ЙОГИН..., в которых лежит всё тот же образ «ОГНЯ».

С этой точки зрения становиться понятно происхождение сказочного персонажа — баба ЯГА, который скорее всего возник в результате яростной борьбы с культом ОГНЯ и солнца. Этот культ основан на очевидном природном явлении — перерождения всего живого на нашей земле, которое происходит благодаря периодичности движения солнца и его огня, ставшего для людей богом РА. Такая периодичность породила в головах людей веру в перерождение людей и их бессмертие, поэтому совершенно неслучайно в наших сказках баба ЯГА подсказывает добру молодцу или Иванушке дурачку дорогу к Кощею бессмертному в старую веру бессмертия, которую он олицетворяет. А добрый молодец уничтожает Кощея Бессмертного, вернее сказать символ бессмертия и становится смертным или СМЕРДОМ. Теперь люди считают, что путь в бессмертие лежит только через Христианскую церковь, которая на старую веру Огня Солнца и перерождение всего живого на нашей земле повесило свою вывеску.

Слово «АГНЕЦ — АГ+не+эц!» или «агнь+эц!» и слово «ЯГНЁНОК — ЯГ+нё+он+ок» или «ягнё+он+ок» скорее всего произошли от жертвоприношения богу ОГНЮ, АГНЮ или ЯГНЮ. Обратите внимание, как в слове «ОГОНЬ» присутствует слово «ГОН», означающее «гнать», так и в слове «АГНЕЦ — АГОНЕЦ» есть слово «ГОНЕЦ», несущее образ «посланца богу или от бога». Как известно, рождение Христа было связанно с яркой звездой, вспыхнувшей на небе. Вероятно, именно поэтому его называли АГНЕЦ божий или АГНЕЦ бога АГНИ — бога огня, который всегда связывали с образом нашего солнца. Это говорит о том, что Иисус Христос родился во времена поклонения солнцу и огню, когда ещё не было никакого христианства и традиция рисовать на иконах солнце за его головой и за головами других святых, не двусмысленно говорит — кому на самом деле он и эти святые поклонялись и сыном какого бога считал себя сам Иисус Христос. С этой точки зрения, происхождение древних русских кокошников, украшающих головы девушек и женщин образом солнца за их головами, похожим на нимбы святых, совершенно естественно и понятно.

Древнее имя бога «ЯГО —яг+го» или «ЯГА —яг+га» хорошо видно в слове «ЯГОда» или «ЯГАда», состоящее из слов: «яг+го+от+да», которые формируют несколько образов: «ЯК ГОДА или как год, так бог ЯГО ОДАст» много ягод. И зря некоторые языковеды считают этимологию Мошинского, происхождения слов ЯГОДА и ЕДА вообще от ЯГЛА, ЯГЛО неприемлемой:

Невероятна и по семантическим соображениям неприемлема этимология Мошинского — к *jagla, *jaglo «толокно, просяная каша» <«еда, пища вообще» и к *agoda (см. Moszynski. Pierwotny zasiЈ\g 227).

По семантическим соображениям его этимология может быть и неприемлема, но слова: «ЯГЛА», «ЯГЛО» и «ЯГОДА» объединяет слово «ЯГ» или «ЯГО», означающего бога солнечного огня ЯГО, благодаря которому люди складывали не только эти, но и другие слова для обозначения того, что им создано или благодаря ему растёт и созревает. В слове «ЯГЛА — ЯГ+ла» лежит внутренний образ «бога ЯГИ или его ОГня, ЛАд или ЛАдный». В слове «ЯГЛО — ЯГ+ло» мы видим образ «бога ЯГи место».

Вполне возможно, что слова: ГНИТЬ, заГНИВание, переГНИВание…, возникли именно от образа «ОГНЯ», так как процесс гниения способствует выделению тепла и люди о сгнившем сене иногда говорят, что оно сгорело.

В нашем народном языке было интересное слово «ЗАГНЕТА», которое означало «заулок в русской печке», куда сгребались угли и где их накрывали, ограничивая к ним доступ воздуха, чтобы угли медленно тлели, сохраняя огонь до утра, для растопки печи на следующий день, так как спички были дороги.

В слове «ЗАГНЕТА» образ «ГНЁТА» соединился с образом «ОГНЯ», где сложение слов: «за+ГНЕТ+та» формируют образ «за ГНЁТом ТА», а слова: «за+АГНь+эт!+та», образ «за огнём ЭТА или действуЕТ ТА». Эти образы очень хорошо соответствуют значению слова ЗАГНЕТА у которого были и другие формы: «ЗАГНЕТ — за+гнет или за+агнь+эт»; «ЗАГНЕТЬ», «ЗАГНЕТКА», «ЗАГНИВКА — за+гнив+ка или за+агнь+ив+ка», где лежит схожий образ «за гнётом» и «за огнём принадлежать КАк».

Слово «ГНЁТ» в нашем языке несёт два значения «сгибает» и «нечто тяжёлое», предназначенное для давления или имеющее способность давить, например, тяжёлая доля, судьба или камень, использующийся для гнёта при засолке грибов или квашенной капусты. Вероятно, слово «ГНЁТ» произошло от слова «ГОН» или «ГОНИТ — ГОНЕТ», что лучше видно в слове «наГНЕТать».

В связи со словом «ЗАГНЕТА» не могу пройти мимо совершенно абсурдного исследования этого старого слова, которое в своей книге «Слово о словах», приводит господин Успенский. Вот что он пишет:

Вы, вероятно, знаете, что в русском языке есть слово «загнетка». По разъяснению В. Даля, оно означает «заулок в русской печке, куда сгребается жар». Даль хотел бы догадаться, от какого корня могло произойти это слово; по его мнению выходило, что «загнетать» значит «угнетать до конца», «собирать в ворох и укрывать». «По-видимому, ямка в печи, в которой собирают и укрывают под золой угли, именно поэтому так и названа», — думал он.

Но в Лужском районе, в этой самой деревне Смерди, я сам слышал, как десятилетние мальчики и девочки, собираясь в лес, кричали: «Тараба́ра (так звали они не в меру говорливую свою подругу), идём на речку. Будем там костерок гнетить!»

В их языке каким-то чудом, передаваясь от прабабки к правнучке, сохранилось древнейшее слово, слово того же корня, что и «загнетка», — глагол. И глагол этот означает вовсе не «собирать в кучку», а «палить», «жечь», «зажигать».

Совершенно ясно, что и наша «загнетка» значит отнюдь не место, где угли собираются в кучку, а «место, где сохраняются горячие угли, жар, пламя, от которого можно печку «загнетить« вновь». «Загнетка» по своему значению и образованию — точное подобие нашего слова «зажигалка».

В действительности, как оказывается, у В. Даля в описании слова «ЗАГНЕТКА» я не нашёл никакого желания о чём-то догадаться, не от какого корня произошло это слово, не почему ямка в печи так названа. Вот описание этого слова, из его словаря:

ЗАГНЕТАТЬ, загнести или загнесть кого, угнетать до конца, гнести в конец, уничтожить гнетом; || — что, покрывать, кутать сверху, собирать в ворошок и укрывать. — ся, взв. и стрд. по смыслу речи; закрываться, кутаться, зарыться во что. Загнетание ср. длт. загнет м. загнетка ж. об. дейст. по знач. гл. || Загнет, загнета ж. загнеть, загнетка, моск. загнивка, заулок на шестке русской печи, обычно левый, ямка на передпечье, куда сгребается жар; горнушка, порск, жароток, бабурка, бабка, зольник. || Загнетка также прижим, гнёт, нажим, дрюк, притуг. || Загнета арх. растопка, щепа, лучина; загнеткой же зовут пук лучин, зажигаемый в устье печи, после посадки хлебов, чтобы они лучше подрумянились.

Как видите, В. Даль показал разные формы слова «ЗАГНЕТАТЬ» и его разные значения в разных городах и районах нашей страны, среди которых было и значение: «Загнета арх. растопка, щепа, лучина; загнеткой же зовут пук лучин, зажигаемый в устье печи, после посадки хлебов, чтобы они лучше подрумянились». Однако, до этого места в описании В. ДАЛЯ господин Успенский в своём чтении видимо не дошёл, как и не смог понять предназначения ЗАГНЕТКИ в которой собирались и накрывались угли, чтобы они не сгорели до конца, а медленно тлели до утра и это своё непонимание приписал В. Далю.

Возвращаясь к словам: АГ! ЯГ! ОГ! ЁГ! …, можно сказать, что при формировании других слов, кроме значения «одинок и объединяющий в один», они могут нести образ «огня или нечто опасного».

Слова: «АГ», «ЯГ»

Слова: «АГ!», «ЯГ!» в образе «одинок и объединяющий в один» или в образе «огня или нечто опасного», в словах: врАГ, мАГ, оврАГ, нАГ, зИГзАГ, шАГ — ша+АГ!; был блАГ — бы+ла+АГ!; балАГан, дрАГоценен — др!+АГ!+оценен или др!+АГ!+го!+ценен; камень АГат, нАГайка, напрЯГ — на+прь!+АГ!; запрЯГ, впрЯГ, натЯГ, тЯГать, перетЯГ, залЯГ, налЯГ, лЯГать; дрЯГать...

В современных словах: пАГон — па!+АГ!+он; АГрессия, нАГан, АГитатор, АГент, АГрегат...

В названии камня «АГАТ — АГ+ат!», вероятно, лежит образ «объединяющего в один разного цвета действие», так как этот камень может иметь разный цвет.

В слове «МАГ», означающем «волшебник», сочетанием слов: «ма+АГ!» люди передали образ «принадлежать своей природе огненной, нечто опасного, неожиданного или необычного». В слове «МАГИЯ — ма+АГ!+ия!», восклицанием «ИЯ!» люди выразили образ «действия магии и связанный с ней восторг».

В слове «ВРАГ — вр!+АГ!» слово «АГ!» может нести все свои образы «один или единственного числа, объединённый в одно, опасное и может быть связанное с огнём». А звукоподражательное слово «ВР!» может передавать образ «действие врага». Вполне возможно, слово «ВР» здесь является сокращением слова «ВОР» или сочетания слов: «во+ор», так как у слова «ВРАГ» есть другая форма «ВОРОГ — во+ор+ОГ!», в которой лежит внутренний образ «ВОт ОР, одинок, объединяющий в одно с опасностью и может быть связан с огнём», где слово «ОГ» несёт те же значения, что и слово «АГ».

В слове «ОВРАГ — о!+вр!+АГ! или ов+вр!+АГ!» мы видим тоже сочетание слов «ВР!» и «АГ!» формирующих схожий образ «Объединять опасность или ей принадлежать», который люди сравнили с ВРАГом.

В слове «НАГ — на+АГ!», означающим «голый», можно видеть образ «НА! или побуждение, понуждение реакции к возникшей наготе», которую люди передали восклицанием «АГ!». В слове «НАГОЙ — НАГ+ой!» они добавили восклицательное слово «ОЙ!».

Слово «НАГАН» может быть сложено из слов: «на+ган», где слово «ГАН» или «ГОН» нам уже знакомо. Однако, вероятнее всего, оно сложено из слов: «на+АГ!+ган» при помощи слова «АГ» и стоящего за ним образа «опасности и огня».

Трудно сказать, участвовало-ли слово «АГ» в образе «огня» в слове «БАЛАГАН — бал+АГ!+ган» или несло в нём только восклицательное значение «объединяющего в одно бала и гона», которым люди превратили образ «бала» в «БАЛАГАН».

В слове «АГРЕССИЯ — АГ!+гр!+есь+сия» слово «АГ» может нести все свои значения, в том числе и образ огня, а звукоподражательное слово «ГР!» тоже неплохо передаёт образ этой сущности, который дополняют слова «есь — есть» и «сия».

В слове «зИГзАГ — зи!+ИГ!+за+АГ!» сочетание восклицательных слов: «зи!+иг!» формируют образ «быстроты действия или движения», а указательное слово «ЗА» в сочетании со словом «АГ», показывает его направленное действие ЗА или ЗАгибающееся. Кроме того, слова: «ИГ» и «АГ» в своих сочетаниях, кроме восклицательного, несут значение «одинок и объединяющий в одно».