История русского письма - Е. Э. Иванова 2018

Сопоставление азбук
Какая азбука древнее и автором какой азбуки был Кирилл

Наличие двух славянских азбук вызывает вопросы: какая из них создана Кириллом и откуда появилась вторая славянская азбука?

Все дошедшие до нас сведения о первоначальной славянской азбуке могут быть отнесены как к кириллице, так и к глаголице. Так, черноризец Храбр сообщает о количестве знаков азбуки — 38. Как уже было сказано, в кириллице, согласно памятникам XI в., было 43 буквы. Однако в первоначальной кириллице небыло четырех йотированных: Кроме того, лигатура не воспринималась как буква, хотя некоторые ученые считают, что не было «ука йотированного» — Таким образом, получается 38 букв. В первоначальной глаголице не было «малого юса» и, возможно, «большого юса йотированного»2: 40 — 2 = 38.

2 Несмотря на обилие реконструкций, состав первоначальных азбук (как кириллицы, так и глаголицы) остается не вполне ясным, так как сами рукописи Кирилла и Мефодия до нас не дошли.

Единого мнения о возникновении славянских азбук у исследователей нет. Наблюдаются две противоположные точки зрения.

1. Большинство современных ученых признает азбукой Кирилла глаголицу. Гипотеза была выдвинута в конце XVIII в. чешским ученым Г. Добнером. Она развивалась в середине XIX в. словацким ученым П. И. Шафариком, а затем русскими учеными И. В. Ягичем, В. Н. Щепкиным. Сторонниками этой гипотезы являются зарубежные ученые, авторы монографий по истории письма Ч. Лоукотка, М. Коэн, автор курса старославянского языка А. М. Селищев, автор курса древнерусского языка Л. П. Якубинский и др. По их мнению, глаголица изобретена Кириллом, а кириллица появилась полувеком позднее в восточной Болгарии, в Преславском книжном центре. Другой вариант этой теории был выдвинут в конце XIX в. российскими учеными В. Ф. Миллером и П. В. Голубовским, развит и обоснован болгарским ученым Е. Георгиевым. По их мнению, кириллица — дохристианское славянское письмо, возникшее из византийского устава эволюционным путем. Кирилл знал о существовании этого письма у славян, он мог познакомиться с его образцами в Херсонесе. Но, стремясь к созданию оригинального письма, лишь использовал его для разработки глаголицы, отсюда сходство азбук. В конце IX — начале X в. графически более простая кириллица снова возродилась в Болгарии, возможно, она была доработана Константином Преславским.

Изложенные два варианта гипотезы не противоречат друг другу.

2. Многие ученые считают, что Кирилл изобрел кириллицу. Глаголицу создали в Моравии после смерти Мефодия его ученики по причине преследования кириллицы немецко-католическим духовенством, которое соперничало с Византией. Кириллица же была очень похожа на византийское письмо, поэтому ученики Мефодия переработали кириллицу на глаголицу, для этого они одни буквы перевернули, другие снабдили петельками, завитушками и т. п.:

Эта гипотеза была выдвинута в середине XIX в. чешским ученым Й. Добровским, поддержана русскими учеными И. И. Срезневским, А. И. Соболевским, Е. Ф. Карским, В. А. Истриным.

По мнению других ученых, глаголица сформировалась у славян в дохристианский период как самобытное славянское письмо, а впоследствии была вытеснена созданной Кириллом кириллицей. Гипотеза была выдвинута чешским славистом А. Лингардтом, считавшим, что глаголица возникла еще в V-VI вв. у западных славян. Новую трактовку этой идеи предложили советские ученые в середине XX в. Они выводили глаголицу из «протоглаголицы», которая, якобы, возникла эволюционным путем у восточных славян.

Рассмотрим аргументы большей древности глаголицы и контраргументы, выдвигаемые в защиту создания Кириллом кириллицы (следовательно, ее первичности).

1. Памятники, написанные глаголицей, связаны с Великой Моравией и Паннонией, где проповедовали Кирилл и Мефодий. Кириллица же в этих областях не известна.

Сторонники теории создания Кириллом кириллицы не отрицают западнославянского происхождения глаголицы. Они только считают, что ее создал не Кирилл, а ученики Кирилла и Мефодия в годы преследования. Но остается без ответа вопрос: почему нет следов кириллицы в западных областях?

2. Памятники, написанные глаголицей, как правило, более архаичны по языку, чем кириллические тексты. Это должно указывать на первые славянские переводы.

Сторонники большей древности кириллицы считают, что большая архаичность языка глаголических рукописей не имеет прямого отношения к вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл.

Во-первых, открытие новых памятников кириллицы и глаголицы сужает промежуток между созданием той и другой азбуки до 50-60 лет. Одна из азбук создана в 862-863 гг., другая — в первых двух десятилетиях X в. (время, к которому относятся древнейшие памятники и кириллицы, и глаголицы). За такой короткий срок старославянский язык не мог измениться настолько, чтобы на основе этих изменений можно было бы с уверенностью сказать, какие из памятников старше.

Во-вторых, и это главное: ни кириллических, ни глаголических памятников IX в. до нас не дошло, поэтому мы ничего не можем знать о степени архаичности их языка. Большая же архаичность глаголических рукописей XI в. по сравнению с кирилловскими рукописями того же времени может объясняться тем, что глаголица уже начала вытесняться кириллицей, стала превращаться в письмо, известное лишь ученым книжникам, искусственно сохраняемое и архаичное.

3. До нас дошли глаголические палимпсесты, т. е. рукописи, написанные кириллицей на пергамене по смытой или соскобленной глаголице, указывающие на более древнее глаголическое письмо. При этом нет ни одного глаголического текста, написанного по смытой кириллице.

По мнению сторонников кириллицы, палимпсест указывает лишь на то, что старая запись не нужна. Глаголический палимпсест указывает, что глаголица подверглась вытеснению кириллицей как более удобным письмом.

Но остается вопрос: почему нет ни одного кириллического палимпсеста?

4. Название кириллица ранее принадлежало глаголице (древность термина кириллица не доказана, он прослеживается в таком значении только до Киевской духовной школы XVI в.).

В 1047 г. в Новгороде поп Упырь Лихой написал произведение «Пророки с толкованиями». Сохранились копии, которые донесли до нас запись Упыря. Писец сообщает, что переписал эту книгу Однако доказано, что он переписал книгу с оригинала, сделанного глаголицей. В списках содержатся отдельные буквы и даже целые слова, написанные глаголицей, которые поп Упырь, очевидно, переписал с оригинала. Следовательно, в XI в. в Новгороде кириллицей именовали глаголическое письмо, названное так в честь создателя (термин глаголица возник, видимо, достаточно поздно — в XV в. в Хорватии).

Сторонники большей древности кириллицы отмечают, что название Упырем Лихим глаголического текста кириллицей является единственным фактом. Скорее всего, это ошибка самого Упыря или других переписчиков его рукописи.

5. На большую древность глаголицы указывают и особенности памятников, содержащих как кириллические, так и глаголические буквы. В кириллических памятниках нередко встречаются отдельные слова или предложения, записанные глаголицей. Это свидетельствует о том, что текст списан с глаголического. Напротив, все известные кириллические приписки в глаголических рукописях — позднего происхождения.

Сторонники кириллицы возражают: то, что в кирилловских памятниках встречаются глаголические вставки, свидетельствует лишь о том, что писец знал обе азбуки и предпочитал кириллицу как более удобную.

6. Литературные источники подчеркивают оригинальность азбуки, изобретенной Кириллом.

В «Похвале святым Кириллу и Мефодию» говорится: «Произвели свое дело, полагаясь не на чуждую основу, а сызнова буквы изобрели». В письме римского папы Иоанна VIII от 3 июня 880 г. есть подобное свидетельство. Черноризец Храбр подчеркивает, что Константин Философ создал совершенно оригинальную азбуку, которую он противопоставляет греческой, созданной язычниками.

Напротив, в «Охридском житии» Климента говорится, что Климент после приезда в Болгарию «изобрел также знаки других письмен, для большей ясности, отличные от тех, которые изобрел мудрый Кирилл». Этими знаками и была кириллица, названная так в честь первоучителя.

Сторонники большей древности кириллицы считают, что эта заметка — указание на пополнение азбуки новыми буквами — йотированными.

7. Языковые доказательства.

Особенности глаголицы показывают, что она гораздо в большей степени подходила для передачи на письме солунского диалекта, носителем которого был Кирилл и который предположительно лег в основу письма, созданного Кириллом. Например, в глаголице используется одна буква «ять» вместо двух кириллических «аз йотированный». Раньше считалось, что это связано с несовершенством глаголического алфавита. Однако исследование современных южнославянских диалектов показало, что неразличение этих двух фонем характерно для многих болгарских диалектов, в том числе и для диалектов, близких к Солуни.

По сведениям Мюнхенского абецедария и «Азбучной молитвы» Константина Преславского (имеющей два стиха на х), в первоначальной славянской азбуке были две буквы для передачи [х] (возможно, для различения [х] и [х’]). В глаголических памятниках две буквы «холм» и«хер», обозначавшие [х], употребляются в соответствии с кириллическим Буква называется иногда «паукообразное х», она четыре раза встречается в памятниках XI в.: три раза в Синайской Псалтыри и один раз в Ассеманиевом Евангелии. Во всех четырех случаях символ передавал первую букву слова хлъмъ, отсюда название буквы.

Таким образом, большинство современных исследователей не сомневается, что Кирилл создал глаголицу. Они считают, что глаголица — искусственно созданный, а кириллица — исторически сложившийся алфавит, т. е. греческое письмо, приспособленное к звуковому строю славянской речи под влиянием глаголицы.

Кузьменко Ю. К. Появление письменности в средневековой Европе. Создание славянской письменности / Ю. К. Кузьменко // История лингвистических учений. Средневековая Европа / отв. ред. С. Д. Канцельсон. — Л.: Наука, 1985. — С. 39-55.

Ротт-Жебровски Т. История русского письма / Т. Ротт- Жебровски. — Люблин: Изд-во Ун-та Марии Кюри-Склодовской (Uniwersytet Marii Curie-Sklodowskiej), 1983. — 142 с.

УхановаЕ. В. У истоков славянской письменности / Е. В. Уханова. — М.: Муравей, 1998. — 240 с.

1. Между кириллицей и глаголицей больше сходств или различий? Чем это объясняется?

2. Каково Ваше мнение: какая азбука древнее и автором какой азбуки был Кирилл? Какие доказательства кажутся Вам наиболее убедительными?

Выполните практическое задание № 1.