История русского письма - Е. Э. Иванова 2018

Письменность в древней руси
Материалы и орудия письма

Основными материалами для письма на Руси являлись пергамен(т)7, бумага, береста.

7 В работах по истории письма, палеографии, источниковедению обычно пергамен, общеупотребительное — пергамент.

Пергамен — специально выделанная кожа молодого животного (телячья, баранья или козья). Слово пергамен — заимствование петровской эпохи. Источник — немецкое слово, которое восходит к ср.-лат. pergamentum, а оно, в свою очередь, к греч. Это суффиксальное образование от географического названия — г. Пергама в Малой Азии, который славился выделкой пергамена.

На Руси до Петра I пергамен назывался хартией (греч. ‘лист для письма’), а рукопись, написанная на нем, — харатейным письмом. Слово это было в употреблении еще в XIX в. У Пушкина, например, читаем:

  Когда-нибудь монах трудолюбивый

  Найдет мой труд усердный, безымянный,

  Засветит он, как я, свою лампаду –

  И, пыль веков от хартий отряхнув,

  Правдивые сказанья перепишет.

Для изготовления пергамена кожу промывали, выбеливали в хлорной извести, очищали, растягивали на рамы и сушили. Потом счищали мелом жир, гладили пемзой, выстругивали ножом и опять шлифовали пемзой. Из шкуры одного животного можно было сделать 7-8 листов. Известно, что для Остромирова Евангелия использован пергамен, выделанный из кожи 175 телят.

Выделка пергамена была нелегким делом, на первых порах его привозили из Византии. Пергамен был дорогим писчим материалом. На рубеже XIV-XV вв. было переписано Евангелие для Кирилло-Белозерского монастыря, на полях есть приписка: «На кожу дал три рубля» (конь в то время стоил 1 руб.). Вследствие дороговизны пергамен могли употреблять дважды. Для этого смывали молочной кислотой или соскабливали первоначальный текст. Такой материал назывался палимпсест, от греч. ‘стертый, очищенный’. Пергамен был пригоден для нового использования, но все же контуры прежних букв проступали. Именно благодаря этому современные ученые могут восстановить при помощи ультрафиолетовых и инфракрасных лучей более ранний, иногда очень редкий текст (см. Практические задания, рис. 60).

С середины XIV в. в России появляется бумага, хотя пергамен наряду с ней употребляется до конца XIV в., в особых случаях и позднее. Самым ранним дошедшим до нас памятником, написанным на бумаге, является договорная грамота великого князя Семена Ивановича Гордого, сына Ивана Калиты, с братьями, составленная около 1350-1351 гг.

Слово бумага итальянского происхождения (итал. bambagia ‘хлопок’). Первую бумагу привозили в Россию из Италии, откуда и пришло название. Затем бумагу привозили из Германии, Франции, Польши и Голландии. Первые попытки бумажного производства в России относятся к XVI в. Первое бумажное предприятие было основано в 1550 г. на реке Усе, второе — в 1655 г. на реке Пахре. При Петре I бумажное производство получило бурное развитие. К концу XVIII в. действовало уже более двадцати бумажных мануфактур, которые, однако, не удовлетворяли потребность страны в бумаге. К 1825 г. действовало уже 88 бумажных фабрик, производивших в год свыше 700 тысяч стоп бумаги (стопа — 480 листов). Бумага русского производства дошла до нас только с начала XVIII в.

Как изготавливали бумагу? До XIX в. сырьем для бумаги служило тряпье. Его разрезали на лоскуты или перемалывали на бумажных мельницах, вымачивали до загнивания, размалывали в воде ступами. Затем бумажную массу разливали по формам. Форма представляла собой деревянную раму с ситом из железных проволок. Часть бумажной массы уходила через отверстия, другая часть затягивала сито сплошной пленкой. Затем бумагу вытряхивали из сита и сушили. Следы от нитей сита оставались, так как на проволоку бумажная масса ложится более тонким слоем и эти места оказываются прозрачнее. Со временем каждая фабрика стала делать специальные контурные рисунки из проволоки, изображающие фабричные марки, имена владельцев бумажных предприятий, год изготовления бумаги. Контурные рисунки прикреплялись к дну сита. Они назывались водяными знаками из-за большей прозрачности, полученной как бы от промокания бумаги, или филигранями (от итал. filigrana ‘водяной знак на бумаге’). Филиграни имеют большое значение для датировки рукописей. Изучением этих знаков занимались многие ученые, но самым полным трудом в этой области является трехтомное исследование Н. П. Лихачева «Палеографическое значение бумажных водяных знаков», изданное в Санкт-Петербурге в 1899 г.

Бумага, высушенная на воздухе, была пригодной для печати. Бумагу для письма проклеивали животным клеем: связку из нескольких листов намачивали клеевым раствором, затем отжимали прессованием и вновь высушивали. Потом бумагу разглаживали ручным способом: лист бумаги клали на стол с подкладкой из кожи и обе стороны натирали гладким камнем. Позднее эту операцию механизировали.

Интересно, что и сегодня изготавливают бумагу по старинной технологии. Наш земляк Шакир Губаев из г. Михайловска производит 500 листов в месяц «ручным способом». Такая бумага пользуется спросом у художников для письма акварелью. По словам мастера, около десяти человек в стране владеет этой технологией.

Распространенным материалом была береста — верхний покров березовой коры. До середины XX в. науке были известны памятники на бересте, но все они поздние, XVII-XIXвв. Так, в Сибири в 1715 г. в берестяную книгу записывали ясак — дань в пользу московского царя. Книга сохранилась. Этнограф С. В. Максимов видел в середине XIX в. берестяную книгу у старообрядцев на реке Мезени и восхищался необычным писчим материалом: «Только один недостаток — береста разорвалась от частого употребления в мозолистых руках поморских чтецов по тем местам, где находились в бересте прожилки». Более ранние документы не были обнаружены, так как береста была дешевым писчим материалом и плохо хранилась, поэтому ее, как правило, выбрасывали. В земле же дерево (и кора) не сохраняются.

В июле 1951 г. произошло открытие новгородских берестяных грамот, датированных XI-XV вв. (с середины XV в. береста выходит из употребления в связи с распространением бумаги, которая именно в это время становится относительно дешевой). 26 июля найдена первая грамота, в честь этой находки в Новгороде отмечается День берестяной грамоты.

Почему новгородские берестяные грамоты сохранились в новгородском культурном слое? Повышенная влажность новгородской почвы препятствовала проникновению вглубь нее воздуха, поэтому отсутствовала возможность возникновения гнилостных бактерий. Буквы на грамотах были процарапаны писалом (костяным или железным стержнем), поэтому текст хорошо сохранился. Лишь две из найденных грамот были написаны чернилами.

Береста рассматривалась как эфемерный, не престижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; ее использовали в основном для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергамене (бересте доверялись лишь их черновики). В грамоте № 831, представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать ее на пергамен и лишь потом послать адресату.

В силу указанных обстоятельств обнаруженные археологами берестяные грамоты представляют собой, как правило, выброшенные документы, попавшие в землю в том месте и в тот момент, когда в них исчезала практическая надобность. Целые берестяные грамоты при их обнаружении обычно представляют собой свернутый свиток бересты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры (реже на обеих ее сторонах). Меньшая часть целых документов находится в земле в развернутом виде. Текст помещается на бересте в строку, в подавляющем большинстве грамот (как и в средневековых славянских рукописях вообще) без разделения на слова.

Значительную долю находок составляют фрагменты берестяных грамот, нередко повредившихся уже после попадания в землю, но еще чаще уничтоженных (разорванных или разрезанных) перед тем, как их выбросили. Эта практика упоминается в «Вопрошании» Кирика Новгородца XII в., где спрашивается, нет ли греха в том, чтобы по разрезанным грамотам «ходили ногами». Цель уничтожения грамот понятна: адресаты писем заботились о том, чтобы ставшее ненужным письмо не прочел посторонний. В роли такого «постороннего» и оказываются современные исследователи. Хотя в интерпретации фрагментов грамот накоплен значительный опыт и в большинстве случаев удается уловить общий характер документа (интерпретации не поддаются лишь совсем крохотные

фрагменты), наличие оборванных букв и лакун часто затрудняет истолкование отдельных мест (см. рис. 19).

Рис. 19. Грамота № 165, сохранившаяся в виде двух полосок бересты. XII в. [Древнерусские берестяные грамоты]

Датировка берестяных грамот

Главным способом датировки берестяных грамот является стратиграфическое датирование (на основании археологического слоя, из которого извлечена грамота). При этом важную роль играет дендрохронология — способ оценки временных интервалов путем наблюдения за годичными кольцами деревьев.

Начиная с X в. улицы города мостили. Когда по сторонам улицы нарастал культурный слой и грязь выплескивалась на мостовую — улицу снова мостили. Во время раскопок древней Великой улицы Новгорода было расчищено 28 ярусов сосновых мостовых, древнейший из которых относился к X в., а самый поздний — к XV в. Если 500 лет разделить на 28, то получится средняя продолжительность существования одного яруса мостовой — 17-18 лет.

Более точный метод дает дендрохронология. Каждый год, отличаясь условиями погоды от предыдущего, по-разному влияет на развитие дерева. Если составить график погодных изменений и сравнить со срезом любого найденного на земле бревна, можно установить, в каком году дерево было срублено. Если целая мостовая состоит из плах, срубленных в 1223 и 1224 гг., значит, ее настелили в 1224 г.

Некоторое количество берестяных грамот может быть датировано благодаря упоминанию в них известных по летописям исторических лиц или событий (например, в ряде грамот выступают представители шести поколений знаменитого новгородского рода бояр Мишиничей — посадники Варфоломей, Лука, Юрий Онцифорович и др.).

В последнее время, с накоплением фонда берестяных грамот, появилась возможность комплексного параметрического датирования

грамот на основе целого ряда внестратиграфических признаков — прежде всего палеографии, а также лингвистических признаков и этикетных формул, имеющих хронологическое значение. Данный метод, разработанный А. А. Зализняком, успешно применяется для грамот, не имеющих (вообще или достаточно узкой) стратиграфической даты.

Количество найденных берестяных грамот перевалило за тысячу. Данные на октябрь 2017 г.: Великий Новгород — 1102 грамоты и 1 берестяная грамота-иконка, Старая Русса — 48, Торжок — 19, Смоленск — 16, Псков — 8, Тверь — 5, Москва — 4, Звенигород Галицкий (Украина) — 3, Мстиславль (Белоруссия) — 2, Витебск (Белоруссия) — 1, Старая Рязань — 1, Нижний Новгород — 1, Вологда — 1.

В редких случаях писчим материалом служили деревянные доски, на которых записывались документы частного характера. Найдены дощечки для письма со следами воска, служившие школьными тетрадями. Прежде чем обучать письму по бересте, школьники писали по воску, каждый раз затирая написанное писалом. Такие таблички назвали церами — от лат. cera ‘воск’ (см. рис. 20).

Рис. 20. Новгородская цера с остатками воска. XIV в. [Новгородские археологи...]

Церы представляют собой прямоугольные пластины с вырезанным внутренним пространством, которое заливалось воском черного или какого-нибудь иного цвета.

Для того, чтобы воск прочнее держался на поверхности дерева, внутреннее поле покрывалось насечками. На некоторых церах делались отверстия для соединения с другими табличками, для чего употреблялись кожаные ремешки, шнурки или другой прочный материал. Таким образом составлялись диптихи, триптихи и полиптихи.

У триптихов и полиптихов внутренние таблички имели выемки на обеих сторонах, а крайние таблички были своего рода обложками, одна из которых могла украшаться геометрическим и растительным орнаментом или различными изображениями (см. рис. 21).

Рис. 21. Церы и писала [Археология]

В июле 2000 г. в пластах первой четверти XI в. была обнаружена деревянная книга — Новгородский кодекс (по наиболее надежно читаемому тексту — Псалтырь). Находка представляет собой триптих, размер липовых дощечек 19 х 15 х 1 см. Бывший владелец (почерк во всем памятнике единый) в течение двухтрех десятилетий написал десятки текстов, каждый раз затирая предыдущий (см. рис. 22).

Рис. 22. Первая страница Новгородского кодекса [Столярова, Каштанов]

По стратиграфическим, радиоуглеродным и внутритекстовым данным книга датируется 1-й четвертью XI в., так что она на несколько десятилетий старше Остромирова Евангелия (1056-1057). Кодекс лежал в полуметре и на 30 см ниже сруба, получившего надежную дендро-хронологичускую дату: 1036 г. Радиоуглеродный анализ воска указывает на 1015 год (± 35 лет). Восстановлена затертая запись, в которой говорится, что в 1015 г. монах Исакий был поставлен попом в Суздале в церкви святого Александра-армянина.

Также находят надписи на камнях, гончарных изделиях, серебряных платежных слитках, на литейных формочках, на оружии, драгоценной утвари, на предметах христианского культа (ковчегах, иконах, крестах), на мозаиках и фресках, на штукатурке стен зданий, а также вышитые нитками на ткани.

Орудия письма

1. Писало — костяной или железный стержень, заостренный с одной стороны и имеющий лопаточку на другом. Писало использовали для письма по воску и бересте, вероятно, по штукатурке, глине, дереву. Острым концом писали, лопаточкой затирали написанное (если позволял материал).

2. Резец — металлический стержень, используемый для письма по камню и металлу.

3. Перо применялось в качестве орудия письма по пергамену и бумаге. Обычно использовали гусиные перья, реже, в виде роскоши, — лебединые, однажды, в Псковском Апостоле 1307 г., упоминается павье перо (павлина). Перья затачивались специальным ножом, который назывался перочинным.

Чернила делали из смеси чернильных орешков, железных опилок и вишневого клея. Варили на меду или на квасе. Были дешевые чернила из сажи, называемые «копчеными».

4. Карандаш — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок), применяемый для письма и рисования.

Карандашные контуры встречаются в рукописях с XVI в. Слово карандаш заимствовано в Петровские времена из тюрк. karadas («черный камень»).

5. Кисть использовалась при письме твореным золотом и серебром, а также красками. Из различных красок, употребляемых для письма, важнее всего красная, используемая для заголовков и инициалов. От этого обычая красных заголовков ведут свое начало термины рубрика в смысле заголовка отдела (ср.: лат. ruber ‘красный’) и красная строка в смысле начальной строки отдела, теперь отмечаемой абзацем, т. е. небольшим пробелом в начале.

Зализняк А. А. Новгородский кодекс первой четверти XI в. — древнейшая книга Руси / А. А. Зализняк, В. Л. Янин // Вопр. языкознания. — 2001. — № 5. — С. 3-25.

Щепкин В. Н. Русская палеография / В. Н. Щепкин. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 270 с.

Янин В. Л. Берестяная почта столетий: очерк / В. Л. Янин. — М.: Педагогика, 1979. — 128 с.

Янин В. Л. Я послал тебе бересту / В. Л. Янин. — М.: Школа. Языки русской культуры, 1998. — 462 с.

1. Какие материалы для письма использовали в Древней Руси?

2. Какие методы используют ученые для датировки берестяных грамот?

3. Что Вы знаете о Новгородском кодексе? Когда, по мнению исследователей, он был создан?

4. Какие орудия письма использовались на Руси?