История русского письма - Е. Э. Иванова 2018

История создания славянских азбук
Источники, освещающие жизнь и деятельность Кирилла и Мефодия, а также историю создания азбук

Литература о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия огромна, и по многим важным вопросам существуют разногласия. Они объясняются тем, что дошедшие до нас источники противоречивы. Противоречивость вызвана тенденциозностью источников и интерполяциями (вставками позднего происхождения).

Основными источниками являются:

— Паннонские жития Кирилла и Мефодия, составленные их учениками в Паннонии после их смерти (Кирилл умер в 869 г., Мефодий — в 885 г.) и до завоевания Моравии немцами и мадьярами (905 г.). Житие Мефодия дошло до нас в списках XII в., житие Кирилла — в списках начала XV в.

— Краткие жития Кирилла и Мефодия (каждое — менее страницы), которые включены в Прологи — сборники житий святых, расположенных по месяцам и дням года. Самые ранние, дошедшие до нас, относятся к XII в. Житие — такой жанр литературы, где переплетаются подлинные факты и легенды. Поэтому их надо подтверждать реальными историческими документами.

— Сочинение болгарского писателя черноризца Храбра «О письменах». В своем произведении он сообщает о существовании письма у славян до принятия христианства, рассказывает о причинах создания азбуки Кириллом, дает ее характеристику. Сочинение написано вскоре после смерти Кирилла и Мефодия (автор указывает, что «еще живы те, кто видел их»), вероятно, между 886 и 893 гг. Трактат является первым очерком истории славянской письменности. Древнейший список относится к середине XIV в.

— Отрывок из «Повести временных лет» (конец XI в.), посвященный Кириллу и Мефодию, а также истории создания азбуки.

— Послания (буллы) римских пап Иоанна VIII и Стефана V по поводу миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия на подвластных им землях, а также письма священника и переводчика Анастасия Библиотекаря, который был хорошо знаком с просветителями.

— «Житие и перенесение мощей святого Климента» Гаудериха Веллетрийского. Так называемая «Итальянская легенда» была написана не позднее 882 г., так как в этом году умер папа Иоанн VIII, которому епископ Гаудерих преподнес легенду. Однако текст легенды сохранился лишь в обработке начала XII в.

— Жития Клемента и Наума, учеников Мефодия, написанные на греческом языке. Они составлены в Болгарии, житие Наума — в X в., житие Климента — во второй половине XI в.

— «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», написанное Климентом Охридским (ок. 830-916 гг.).

Загадкой остается полное отсутствие сведений о миссии Кирилла и Мефодия в византийских источниках IX-X вв., хотя они были посланы в славянские земли именно византийским императором. Кроме того, ни в одном источнике не сказано о существовании двух славянских азбук, хотя до нас дошли памятники письменности, созданные двумя азбуками: кириллицей и глаголицей.