История русского письма - Е. Э. Иванова 2018

Глаголица
Гипотезы о происхождении глаголицы

Вопрос о происхождении глаголицы называют «проклятым» вопросом славистики. Едва ли можно назвать другую область славистики, где постоянные дискуссии не привели пока к общепризнанным результатам. Существует большое количество теорий о происхождении глаголицы, но все предлагаемые решения носят гипотетический характер. Гипотезы можно разделить на две группы.

2.1.1. Гипотезы о «естественном» происхождении глаголицы

Эти гипотезы получили широкое распространение в СССР в середине XX в. Они развивались в трудах П. Я. Черных, Е. М. Эпштейна, Н. А. Энговатова, И. А. Фигуровского, Н. А. Константинова и др.

По мнению исследователей, глаголица происходит из «протоглаголического письма» (прото- от др.-греч. ‘первый’), которое сформировалось у восточных славян эволюционным путем еще в дохристианское время. Причем каждый исследователь восстанавливал свой «протоглаголический» алфавит в зависимости от исследуемых памятников.

В 1950-е гг. широкое распространение получила гипотеза Н. А. Константинова, исследовавшего различные знаки на надгробьях, черепице, амфорах, найденных в Причерноморье. По мнению Константинова, они являются протоглаголическим письмом, которым пользовалось «праславянское» население Причерноморья, а свое происхождение ведут от кипрского слогового письма V-IV вв. до н. э. Н. А. Константинов основывался лишь на чисто внешнем сходстве некоторых причерноморских знаков с глаголическими буквами, хотя к этому времени уже была издана монография И. И. Мещанинова, в которой большинство

причерноморских знаков объяснялись как скифо-сарматские родовые знаки [Мещанинов].

Столь же сенсационной и недолговечной была гипотеза Н. В. Энговатова. Материалом для гипотезы послужили загадочные знаки в легендах древнейших русских монет (Владимира Святославича, Ярослава и Ярополка (X-XI вв.). На монетах вместо кирилловских букв иногда встречались загадочные знаки. Н. В. Энговатов, использовав однотипность знаков, предположил, что знаки, иногда заменявшие кирилловские буквы, являются буквами древнейшего протоглаголического письма. Но и эта гипотеза не выдерживает критики, так как ее автор работал не с самими монетами, а с их публикациями и не был знаком с техникой монетного производства. При сравнении оригиналов оказывается, что загадочные знаки являются по большей части непропечатавшимися буквами монетных штемпелей, быстро стиравшихся от употребления. Использованием старых штемпелей объясняется их повторяемость.

Такими «открытиями» в 1940-1950-е гг. полнятся страницы популярных журналов. При этом в качестве материала для исследования берутся недостоверные, разно-этнические и разновременные материалы.

Так, И. А. Фигуровский анализировал загадочные знаки и надписи на ремесленных изделиях и бытовых предметах, обнаруженных на территории России и относящихся к V-XVIвв. При этом некоторые надписи являлись хазарскими и, возможно, протоболгарскими. И. А. Фигуровский попытался их дешифровать, сопоставляя с буквами глаголицы, освободив последние от петель и завитков. Знакам в одном случае придавалось буквенно-звуковое значение, в другом — слоговое, а в третьем — логографическое, т. е. словесное (др.-греч. ‘слово’).

Сегодня гипотезы о естественном происхождении глаголицы признаются несостоятельными: документальных подтверждений этих гипотез найти не удалось, а так называемые «протоглаголические» надписи не дешифрованы. Кроме того, история письма показывает, что алфавиты, возникшие эволюционным путем (финикийский, еврейский, греческий, латинский) первоначально отличались сравнительной простотой и геометричностью форм букв. Графическая сложность более характерна для алфавитов, созданных в результате индивидуального творчества (армянский, грузинский).

2.1.2. Гипотезы об «искусственном» происхождении глаголицы

Эти гипотезы представляют глаголицу плодом миссионерского творчества просветителей.

Одни исследователи считают, что творцом глаголицы был Кирилл, кириллица же была составлена учениками Кирилла и Мефодия в Болгарии, во время царствования Симеона.

Другие полагают, что глаголицу изобрели ученики Кирилла и Мефодия в годы, когда кирилловское письмо подвергалось в Моравии жестоким преследованиям со стороны немецко-католического духовенства. С помощью этой азбуки пытались спасти славянскую письменность от преследования.

Что же было положено в основу глаголицы? Высказываются самые разнообразные предположения. Глаголицу выводили из кириллицы, из греческой скорописи, из рунического, финикийского, еврейского, самаритянского, эфиопского, хазарского, арабского, албанского, древнеперсидского, авестийского, грузинского, коптского, латинского, готского, кипрского слогового письма, а также из магических, астрономических, медицинских, нотных и прочих существовавших в Средние века знаков.

Остановимся лишь на некоторых гипотезах, получивших наибольшее распространение.

Гипотеза Тейлора — Ягича

Гипотеза высказана в 1881 г. И. Тейлором, а затем поддержана Д. Ф. Беляевым, И. В. Ягичем, В. Н. Щепкиным, Ф. Ф. Фортунатовым и другими учеными. Согласно этой гипотезе, глаголица выводилась из византийской скорописи IX в., которая возникла в делопроизводстве. Исследователи считали, что 21 букву из 40 можно сопоставить со скорописью. Обилие петель и округлостей этого почерка побудило создателей глаголицы стилизовать все знаки при помощи петель. Буквы, которым не находилось аналогий в греческой скорописи, объяснялись заимствованиями из скорописных лигатур или других алфавитов (см. рис. 2).

Рис. 2. Сопоставление некоторых букв глаголицы с греческой скорописью и кириллицей

Эту гипотезу подверг критике И. И. Срезневский. Он заметил, что авторами гипотезы не объяснялось, почему в основу азбуки для церковных текстов была положена скоропись, никогда не употреблявшаяся в богослужебных рукописях. Кроме того, он отметил значительную разницу между глаголицей и греческой скорописью:

— особенности скорописи: связное написание букв, наличие элементов букв, выступающих за линии строки, частое применение лигатур, использование петель с целью ускорения письма;

— особенности глаголицы: раздельное написание букв, отсутствие элементов, выступающих за линии строки, редкое применение лигатур, использование петель для украшения, орнаментации.

Гипотеза Г. М. Прохорова

Г. М. Прохоров заметил, что глаголица близка к миссионерским азбукам первых шести веков нашей эры: армянской, грузинской, коптской (египетской), эфиопской. Внутри этой группы отмечается поразительная близость глаголицы с эфиопским письмом. Причем общность выходит за рамки сходства отдельных графических фигур. Они близки по элементам, из которых строятся: кружочкам и горизонтальным палочкам в среднем уровне знака, иногда с загибом вниз (см. рис. 3).

Рис. 3. Происхождение некоторых букв глаголицы [Прохоров]

Внешнее сходство глаголицы и эфиопского письма демонстрирует следующий случай: в 1929 г. при национализации коллекции академика Н. П. Лихачева, филолог, профессор, а впоследствии академик А. С. Орлов принял эфиопскую рукописную Псалтырь XIX в. за неизвестный науке глаголический памятник.

Г. М. Прохоров считает, что принципы построения глаголических букв заимствованы из эфиопского и частично из армянского алфавита. Однако исследователь недоумевает, где Кирилл мог познакомиться с письменностью восточно-христианских народов. Все эти народы находились в культурной изоляции, под властью арабов. Прохоров не учитывает тот факт, что Кирилл одно время был хранителем библиотеки византийского патриарха, которая могла содержать тексты священного писания на языках восточно-христианских народов.

Гипотеза Чернохвостова — Георгиева

В конце 1949 — начале 1950 г. независимо друг от друга два ученых (Г. Чернохвостов — в Финляндии, В. И. Георгиев — в Болгарии) высказали одинаковую точку зрения на происхождение букв глаголицы. Они считают, что в основу подавляющего большинства букв положены три основных символа христианской религии: крест (символ Христа), треугольник (символ троицы) и круг (символ бесконечности и всемогущества Бога Отца).

Начинающая азбуку буква «аз» передана при помощи креста — символа Христа и одновременно знака молитвы при начале письма. Интересно, что греческие и латинские документы раннего Средневековья имеют в начале перед текстом один или три креста. А Иоанн Златоуст упоминает обычай помещать имя Христа в начале писем. Надо заметить, что в грузинской азбуке такой же крест обозначает букву «канн», с которой начинается по-грузински слово Христос — Кристе. Это совпадение не может быть случайностью. Глаголические буквы «иже» и «слово» составлены из треугольника и круга. Эти буквы соседствуют в сакральном сокращении имени Иисус:

1 В старославянских памятниках имя Христа могло писаться под титлом как с буквой «иже», так и с «ижеи»; показательно при этом, что в глаголических памятниках оно, как правило, пишется с «иже».

Однако принцип, который положен в начертание всех букв глаголицы, авторами гипотезы определен не был. Эту гипотезу развивает сегодня Е. В. Уханова, которая пытается объяснить происхождение каждой буквы, опираясь на идею Чернохвостова и Георгиева. По ее мнению, фигуры могли дробиться. Крест мог быть представлен половиной перекладины (отрезком), целой перекладиной (скобой) и крестом, горизонтальная перекладина которого ограничена двумя небольшими отрезками. Круг мог быть представлен маленьким кругом, большим кругом и кругом, в который вписаны два небольших кружка. Треугольник мог быть представлен углом, узким равнобедренным треугольником и широким треугольником, в который вписаны три небольших треугольника (см. рис. 4).

Рис. 4. Систематизация начертаний глаголических знаков [Уханова]

Уханова не отрицает, что создатель глаголицы использовал систему организации букв какой-либо восточной системы письма (скорее всего, эфиопского). По ее мнению, восточное влияние сказывается и в декоративном оформлении глаголических рукописей.

Гипотеза Л. Б. Карпенко

По мнению исследовательницы, начертание букв глаголицы имеет символическое содержание, при этом для образа букв характерна смысловая многомерность и неразложимость. Буквы подобны иероглифам, это стилизованные знаки, в которых можно видеть предметно-понятийные прообразы, но это не иероглифы в привычном понимании слова. Буквы имеют как буквенно-звуковые, так и символические значения:

«аз» — крест: символ сторон света, центра мира, бытия, жизни человека. В христианстве — символ бога, мироздания, рая с источником живой воды, Святого Иерусалима.

«буки» — своеобразный ключ, открывающий мир, стрелка, указывающая на начало времени, человек с воздетыми в молитве руками.

«веди» — начало солнечного цикла, точка весеннего равноденствия, восток, верх; символ овна.

«цы» — символ церкви Христовой, рог спасения, которым названа в Священном Писании церковь.

Напомним, что ни одна из гипотез о происхождении глаголицы не является доказанной. Очевидно лишь одно: глаголицу можно рассматривать как миссионерскую азбуку, созданную одним человеком при помощи специально сконструированных для этого знаков. При этом создатель глаголицы творчески переработал опыт своих предшественников.