История русского письма - Е. Э. Иванова 2018

Кириллица
Происхождение букв кириллицы

Судя по дошедшим до нас рукописям XI в., кириллица имела 43 буквы. Однако в начальном составе кириллицы (IX-X вв.) было, по-видимому, 38 букв. Предполагается, что отсутствовали четыре йотированных буквы: два «юса» «аз йотированный» «есть йотированный» Это подтверждается тем, что в древнейших славянских надписях отсутствуют все указанные буквы, кроме того, буква «ук» первоначально воспринималась не как самостоятельная буква, а как сочетание из «он» и «ижицы».

В кириллице форма букв была геометрически простой, четкой и удобной для письма. Из 43 букв 24 были заимствованы из византийского устава (унциала). Устав — особый почерк, применявшийся некогда в Византии, а потом и на Руси для переписки книг. От других почерков отличался четким, каллиграфическим начертанием букв, каждая из которых писалась раздельно, ставилась перпендикулярно строке и имела форму, близкую к геометрической.

С самого начала кириллица включала шесть греческих букв, не нужных для передачи славянской речи: «омега», «фита», «кси», «пси», два из трех кирилловских «и».

Так, «омега» обозначала в греческом письме долгое в отличие от краткого передававшегося греческой буквой «омикрон» (в кириллице — «он»). В старославянском языке IX в. и в русском языке гласные не различались по долготе и краткости. Поэтому «омега» и «он» совпали по звуковому значению. На практике «омега» до начала XVIII в. чаще всего применялась с надписанной над ней буквой для обозначения предлога и приставки от:

Было две буквы для обозначения звука [ф]: Ф «ферт» и «фита». В греческом языке «фита» («тета») использовалась для обозначения межзубного придыхательного [th]. В связи с отсутствием в старославянском и русском языках соответствующего звука, фита постепенно совпала по значению с буквой «ферт» и сохранилась только в некоторых словах, заимствованных из греческого:

Буквы «пси» и «кси» использовались для обозначения характерных для греческого языка сочетаний [пс] и [кс]. В старославянском языке они применялись лишь в отдельных словах, заимствованных из греческого:

Совсем другая история с буквами, обозначающими звук [и]:

В греческом языке I «йота» издавна служила для обозначения звука [и].

H «эта» изначально обозначала звук [э], в результате исторических изменений фонетики греческого языка в IX в. произносилась уже как [и] и стала называться «ита».

«ипсилон» изначально обозначала звук, близкий к немецкому в византийском письме IX в. тоже стала обозначать [и].

Таким образом, уже в византийском письме эти три буквы совпали по звуковому значению и применялись лишь в силу традиции, а также в связи с их разными цифровыми значениями. С одинаковым звуковым, но разными цифровыми значениями вошли эти буквы и в славянское письмо.

В русском письме для передачи звука [и] чаще использовалась И «иже», впоследствии получившая название по числовому значению — «и восьмеричное». I «ижеи» (позднее названное «и десятеричное») постепенно стало применяться перед гласными и перед й. Такое применение этой буквы было узаконено Академией наук в 1758 г. V «ижица» (уже без «хвоста») традиционно применялась лишь в немногих заимствованных греческих словах: Иногда V произносилась как [в], потому что в византийской письменности эта буква использовалась также для обозначения второго (неслогового) элемента дифтонгов

Указанные буквы были исключены при реформах русского, болгарского, сербского письма.

Остальные 19 букв кириллицы отсутствовали в греко-византийском письме и были введены для передачи особых звуков славянской речи. Почти все новые буквы были помещены в конце алфавита (15), и только четыре из них находились среди букв, заимствованных из византийского письма.

«буки» возникла путем изменения греческой «беты». В византийском письме «бета» получила название «вита», так как стала обозначать звук [в]. В кириллице для передачи [в] была сохранена византийская «вита» (славянская «веди»), а для передачи звука [б] «вита» была графически изменена в «буки». Общность происхождения славянских букв «веди» и «буки» подтверждается также тем, что в отличие от большинства новых букв, поставленных в конец алфавита, «буки» была поставлена рядом с «веди».

Буква «зело», вероятнее всего, происходит из греческой лигатуры «стигма», имевшей и такое же числовое значение (6), и нечто сходное в произношении Тем самым кириллическое и латинское S являются не просто случайно совпавшими значками (как С, Н или Р), но родственниками, хотя довольно дальними: латинская буква происходит от греческой «сигмы» напрямую, тогда как кириллическая происходит от пары букв

Возникновение слитной лигатуры «стигма»

«юс большой» и «юс малый» — усложнение уставного византийского А. «Юс малый» образован путем постановки к параллельной черте вертикальной черты, «юс большой» получился из «юса малого», где верхняя часть буквы была перевернута острием вниз.

Три новые буквы «цы», «червь» и «ша» были заимствованы из еврейского алфавита с приданием им более правильной геометрической формы.

Буква Ш «ша» была получена из еврейской «шин». Буквы Ц «цы» и Y «червь» представляли собой графическую дифференциацию еврейской буквы «цаде», которая в Средние века произносилась и как [ц] , и как [ч]. Возможно, на форму буквы «червь» повлияла также греческая «коппа». Это подтверждается тем, что «червь» получила в кириллице то же самое цифровое значение (90), которое имела в греческом алфавите «коппа».

Некоторые буквы были получены путем графического изменения других букв кириллицы.

происходят, скорее всего, от «буки»: путем перестановки верхней крюкообразной черты справа налево получился путем устранения этой же черты образовался Буква «ять» получена из буквы «ерь», перечеркнутой вверху параллельной чертой.

Буква «живете» возникла, вероятно, из буквы «хер» путем добавления средней вертикальной черты. Некоторые исследователи считают, что в основе — глаголическая буква «живете», несколько измененная и снабженная вертикальной чертой.

Восемь новых букв были созданы путем лигатурного сочетания различных букв кириллицы. Сочетание это было часто связано со звуковым значением новой буквы.

«ук» получена сочетанием букв Лигатура была подсказана византийским письмом, так как там для передачи звука [у] также использовалось сочетание «омикрон» и «ипсилон». Наряду с горизонтальной лигатурой применялась также вертикальная слитная лигатура:

Буква как говорит название, построена путем лигатурного сочетания буквы с примкнутой к ней снизу буквой

Буква «еры» состоит из «ер» и «ижеи» / «иже»:

Интересным и соответствующим законам фонетики было построение букв для славянских йотированных гласных. Это были лигатуры с буквой

Буквы имели также числовое значение. В этом случае над буквой или буквами ставился знак титла, а по бокам — точки:

В связи с графической близостью кириллицы к византийскому уставу встает вопрос о степени самостоятельности кириллицы. Во всех дореволюционных русских исследованиях и в большинстве советских работ (до 40-х гг. XX в.) говорили о несамостоятельном характере кирилловской азбуки. Так рассматривали этот вопрос

и крупнейшие зарубежные историки письма. Они отводят славянскому письму небольшой раздел в главах, посвященных греческому письму, и не подчеркивают своеобразие кириллицы [Дирингер, Лоукотка]. Такой подход представляется принципиально неверным.

Во-первых, в истории письма не было ни одной буквенно-звуковой системы, которая возникла бы совершенно самостоятельно, без влияния на нее предшествующих систем письма. Так, финикийское письмо возникло на основе древнеегипетского, древнееврейское, арамейское и греческое — на основе финикийского, латинское — на основе греческого, французское, английское, немецкое — на основе латинского и т. д. Поэтому можно ставить вопрос лишь о степени самостоятельности той или иной системы письма: возникло ли письмо путем механического заимствования или же путем творческой переработки наследия других народов.

Во-вторых, при решении вопроса о степени самостоятельности системы письма наименьшее значение имеет оригинальность формы букв. Самостоятельность определяется степенью соответствия состава алфавита звуковому строю данного языка, а в этом отношении кириллица вполне оригинальна. Это проявляется в создании букв для передачи особых звуков славянской речи. В построении этих букв создатели проявили глубокое понимание фонетики старославянского языка (для примера можно привести йотированные), а также несомненный графический вкус. Новым буквам была придана простая, удобная для написания форма, которая соответствовала общему графическому стилю кириллицы.

Своеобразие кириллицы явствует из следующего сопоставления. При построении немецкого, английского, французского и других западноевропейских алфавитов к буквам классической латыни были добавлены в эпоху Средневековья всего две новые буквы: Поэтому возник разрыв между фонемным составом языков и буквенно-звуковым составом алфавитов. Это обусловило необходимость применения надстрочных и подстрочных знаков, например, во французском письме: Кроме того, применяются двух-, трех- и четырехбуквенные сочетания:

Аналогично тому, как западноевропейские алфавиты были построены на основе латинского, так и кирилловская азбука была построена на основе греческой. Но кириллица представляла собой очень сложную и творческую переработку греческого (византийского) алфавита. Из 43 букв кириллицы 19 букв были изобретены для передачи особых звуков славянской речи.

Пригоден был кирилловский алфавит и для передачи русского языка. Таким образом, кириллица должна быть признана одной из наиболее самостоятельных, творчески построенных азбук.