Русский со словарем - Ирина Левонтина 2016
Красиво жить не запретишь
Доказательство любви
Как только мы завели у себя конкуренцию, вместе с ней завелось и все, что служит привлечению клиентов вообще и постоянных клиентов в особенности. В частности, скидочные карты. Как же обозначить эти карточки и этих клиентов? Можно, конечно, клиентов никак не называть, а карты именовать просто, ну там карта нашего магазина, серебряная, золотая, платиновая карта. Ага, клубные карты. Тоже бывают. Я всегда вспоминаю диалог из «Служебного романа»:
— Ну блайзер, клубный пиджак.
— Это что, для дома культуры?
— Туда тоже можно.
Бывает еще VIP-карта — впрочем, VIP — это уже о клиенте. А еще какие варианты?
Проще всего было бы заимствовать обозначение этого постоянного покупателя, но тут все как-то неудачно. По-английски бывает чаще всего loyal, valued или preferred customer.
Вот слово loyal — как написать верный, преданный покупатель? А что, ничего. Но немного чересчур патетически.
Таких карточек я не встречала, хотя они, возможно, существуют. Вообще же вместо loyal customer стали писать просто постоянный покупатель, хоть это и несколько невыразительно. Например, на дисконтной карте магазинов Stockmann так и значится: loyal customer — и выше по-русски: постоянный покупатель.
Смешно, конечно, тупо написать: лояльный покупатель. По-русски это значило бы, что этот покупатель не ворует с полок и не говорит о своем придворном магазине гадости направо и налево.
А то еще слово лояльный сейчас часто употребляется в значении «толерантный» (лояльное отношение к недостаткам). В этом смысле лояльный покупатель — это тот, кто терпеливо сносит несвежие продукты, завышенные цены и хамство кассиров. Такого действительно стоит привечать! Впрочем, оказалось, что это я думала, что смешно, а кому-то не смешно. Вот баскетбольный магазин «Ситислэм» сообщает: «Карта лояльного покупателя выдается при покупке на сумму 7000 руб. в течение одного дня. ‹…› Два раза в год проводятся акции для лояльных покупателей». Да и у сотового оператора «Мегафон» есть бонусная программа для лояльных клиентов.
С формулировками valued («ценный», «высокоценимый»), preferred («предпочитаемый», «привилегированный») customer тоже все непросто. Нет, конечно, полно этих самых привилегированных, но все же как-то это слово ассоциируется со спецраспределителями, спецпайками и чем-то незаконным (что соответствует и его происхождению). Кому-то это приятно, но не всем и не всегда.
А в сочетании ценный клиент и вовсе есть что-то охотничье — оно звучит как «богатенький Буратино».
Но в последнее время русский бизнес нащупал свой путь в этом вопросе. Дело в том, что наш человек не настолько жаден, экономен и тщеславен, чтобы стоило жать в первую очередь на эти рычаги. Он эмоционален и душевен. Приятнее всего для него не экономия, не привилегии, а хоть намек на персональное сердечное отношение и всплеск чувств. Эта простая мысль все чаще реализуется в рекламных кампаниях: «Мега — шоппинг от всего сердца», «Спортмастер — эмоции в подарок» и т. д. Вот и с карточками так.
Теперь покупатель уже оказывается не просто постоянным, не каким-то там лояльным, что бы это ни значило, а просто — любимым.
«Карта Любимого покупателя Обувного центра «Zenden»»; «Торговая сеть «Пятерочка»: дисконтные карты «Любимый покупатель»». Вот что нам сулят:
Стать Любимым Гостем? Легко! Вы можете стать Любимым Гостем уже при первом посещении заведений компании «Малахит». Для этого Вам достаточно обратиться к менеджеру и получить анкету на получение карты участника Программы «Любимый Гость». Обратите внимание: карта получается бесплатно!
Что ж, приятно так легко стать любимым, хоть бы и гостем.
«Карта Любимого клиента» дает право на скидку при покупке товаров/заказе услуг в розничной сети General Satellite в размере 3 %. ‹…› «VIP-карта» дает право на скидку при покупке товаров/заказе услуг в розничной сети General Satellite в размере 5 % ‹…› «Карта Любимого клиента» обменивается на «VIP-карту» при совершении повторной покупки на сумму более 50 y. e. (за вычетом 3 % скидки). «Карта Любимого Клиента» при этом у покупателя изымается.
То есть, став особо важной персоной, перестаешь быть любимым. Логично.
Разумеется, всем понятно, что на самом деле карты типа «Любимый клиент» имеют мало отношения к любви. Но немножко как будто и имеют. Ну, хоть чуть-чуть.