Имена чисел в современном русском языке: семантический, грамматический и функциональный аспекты - Лыков Александр Вадимович 2006

Категория дискретного количества и языковая числовая семантика
Отношения между философскими категориями качества и дискретного количества

Ты жадно смотришь вдаль; ты с вышины холма

За звездами следишь, их узнаешь и числишь,

Предвидишь их круги, склонения... Ты мыслишь,

И таинства миров яснеют для ума.

В. Брюсов.

Взаимосвязь категорий качества и количества в границах единой системы является общепринятым положением в отечественной философской и лингвистической науке. Говоря об этом единстве, исследователи чаще всего имеют в виду возможность осмысления качественно определенных предметов как элементов множества. Так, И.С. Тимофеев отмечает, что категория качества создает «условия для процедуры счета, ибо раньше, чем считать, надо знать, что считать» [239, 22]. По мнению В.З. Панфилова, «категория качества, предшествуя категории количества, … вместе с тем выступает и как начальный этап познавательной деятельности человека, направленной на какой-либо предмет или явление объективной действительности». «Познание может быть направлено на количественную определенность каких-либо объектов, — пишет ученый, — только после того, как они выделены из окружающей действительности как качественно определенные» [188, 201]. Данный первый вид отношений категорий качества и дискретного количества заключается в том, что познание количества может быть результатом познания качества, что соответствует традиционно выделяемым отношениям единства двух данных категорий.

Такие отношения отражаются, во-первых, во взаимодействии лексем и номинативных граммем числа в семантической форме имен существительных (дома); во-вторых, во взаимодействии в составе КГ количественных лексем и существительных, обозначающих считаемые объекты (пять домов, много домов).

В отношениях между лексическим содержанием и грамматическим значением числа в рамках общей семантики имени существительного идея количества и идея качества мыслятся нерасчлененно, в одном сегменте мысли. Граммема числа есть вынужденное отражение того, находится предмет вне множества или в составе множества. «Грамматическая категория числа существительных, — отмечает П.В. Чесноков, — раскрывает отношение качества, отраженного в лексическом значении слова (всякий предмет есть воплощение определенного качества), к его количественному проявлению — через грамматическое значение проявления качества в единичной реальности или во множестве реальностей» [256, 74].

В составе КГ (контекстов «эксплицитной множественности» [191, 16]) числовой модификатор, в отличие от прилагательного в составе именной группы, не определяет понятие, выраженное именем или именной группой, а вводит операцию сужения референтного множества: «Выражение четыре породистых коня вызывает видимость, как если бы четыре ближе определяло понятие ’породистый конь’ подобно тому, как породистый ближе определяет понятие ’конь’. Однако ’породистый’ есть только некоторый признак; словом же четыре мы нечто высказываем о понятии» [249, 75].

Второй вид отношений рассматриваемых категорий заключается в том, что познание дискретного количества может быть одним из необходимых условий процесса познания качества, что соответствует отношениям включения количества в качество. Само выделение многих объектов из окружающей действительности (процесс установления качественной определенности) может быть связано с предварительным познанием количественных отношений. Например, качественная идентификация экипажей, различных по количеству лошадей (двойка, тройка, четверка, шестерка), предполагает предварительный счет лошадей. Количественные признаки данных предметов определяют качество, т.е. являются качественными признаками. Отношения включения дискретного количества в качество отражаются в семантике неколичественных лексем, обозначающих объекты, выделение которых как качественно определенных связано с познанием количественных отношений. При этом идея количества не является категориальной семой в значении, а отражает видовое отличие объектов. Например, в значении лексем двойка и тройка категориальной является сема ’конный экипаж’, указывающая на общий класс, под который подводятся обозначаемые предметы, а сема числа отражает видовые отличия объектов.

Третий вид отношений категорий качества и дискретного количества обусловлен тем, что познание дискретного количества может быть единственным (или категориальным) условием процесса познания качества. Такой связи соответствуют отношения полного или частичного сведения качества к количеству. Определенность количества есть качество, которым количество отличается от другого определенного количества [56, 274].

Отношения полного сведения качества к количеству отражаются только в семантике имен, называющих элементы абстрактной счетной системы, вне отношения к предметному миру.

С помощью всех других числовых лексем число мыслится как относящееся к предметному миру (десятеро, десяток, десятый, удесятерить, вдесятером), в общей семантике данных названий идея числа (значение корня) осложняется категориальным значением соответствующей части речи, отражающим тот или иной способ представления числа в отношении к объективному миру.

Итак, числовая языковая семантика, с одной стороны, представляет собой фрагмент общей динамической картины мира (отношения «включения» и «сведения»), с другой — отражает свойство качественно определенных, дискретных объектов выступать как отдельные объекты или в составе множества (отношения «единства»).

Важно подчеркнуть, что противопоставленность рассматриваемых категорий обнаруживается только в отношениях единства качества и количества. Необходимость мыслить качественно определенные предметы как единичные или в составе множества различной мощности не изменяет качества предметов. Например, мысль ’один дом’ или мысль ’пять домов’ есть одна и та же идея качества (понятие ’дом’) в единстве с разными идеями количества.

Отношения включения количества в качество и отношения сведения качества к количеству обнаруживают совместимость данных определенностей. Качество есть гносеологическая определенность объекта, при познании которой сознание отвлекается от тех признаков объекта, которые оказываются нерелевантными для его отграничения от других объектов, и отражает те признаки (в их числе могут быть и количественные), которые позволяют выделить, идентифицировать объект.

Дискретное количество, с одной стороны, есть одна из объективных определенностей действительности, противопоставленная в отношениях «включения» и «сведения» другим объективным свойствам и отношениям (цвет, материал, форма, функция и т.д.), которые также могут входить в группу качественных признаков. С другой стороны, дискретное количество — это уникальная определенность, которая может вступать в отношения единства с качеством, не идентифицируя (как все другие объективные свойства), а именно квантифицируя его.

Далее необходимо установить, как названия чисел соотносятся с другими языковыми средствами выражения дискретного количества.