Имена чисел в современном русском языке: семантический, грамматический и функциональный аспекты - Лыков Александр Вадимович 2006
Статус имен чисел в системе частей речи современного русского языка: количественные числительные
Общие замечания о принципах выделения частей речи
Учение о частях речи, как и любое лингвистическое учение, должно быть направлено на то, чтобы объяснять, как люди пользуются языком, и задача грамматики в связи с этой целью — вскрыть и определить операционные правила, существующие в самом языке.
Вопрос частеречной категоризации русских названий чисел с неизбежностью выходит на общий уровень определения того, что такое «части речи» в русском языке.
В канонической версии «части речи — это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков: 1) наличием обобщенного значения, абстрагированного от лексических и морфологических значений всех слов данного класса; 2) комплексом определенных морфологических категорий; 3) общей системой (тождественной организацией) парадигм и 4) общностью основных синтаксических функций» [205, 457].
Проблема классификации частей речи, учитывающей при их разграничении семантические и морфосинтаксические признаки, заключается 1) в функционально-семантических различиях частей речи в коммуникативном процессе (номинативные и дейктические языковые единицы, релятивные слова различных классов); 2) в наличии гибридных частей речи (причастие, деепричастие); 3) в отсутствии у некоторых грамматических классов общих морфосинтаксических параметров (числительные, местоимения); 4) в наличии процессов переходности одной части речи в другую, в том числе и незавершенных, что определяет неоднозначность их позиции в системе.
«Все сущее, — справедливо утверждал Гете, — не делится на разум без остатка». «Нам, лингвистам, — пишет М.И. Стеблин-Каменский едва ли целесообразно, уподобляясь страусам, прятаться от того факта, что наши познания в области природы слова, и в частности его грамматической природы, еще не достаточно глубоки для того, чтобы можно было построить грамматическую классификацию слов в научном смысле этого слова, и что постепенно возникшее и закрепившееся в традиции распределение слов по частям речи — еще не классификация, а только констатация того, что среди слов есть группировки, объединенные теми или другими общими и более или менее существенными признаками. Распределяя слова по частям речи, т. е. утверждая, что среди слов есть так называемые существительные, прилагательные, глаголы и т. д., мы, примерно, делаем то же самое, как если бы мы, суммируя то, что мы знаем о людях, сказали, что среди них есть блондины, брюнеты, есть математики, есть профессора, а есть и умные люди» [228, 21-22].
Л.В. Щерба также считает, что традиционное различение «частей речи» вряд ли можно назвать результатом научной классификации слов [289, 77].
По мнению Ю.С. Маслова, «решение проблемы частей речи — не в установлении их внешних морфологических признаков, меняющихся от языка к языку, а в нахождении чего-то другого, более глубокого и устойчивого, лежащего в плане содержания и в области функций, связанного с некоторыми общими… закономерностями человеческого языка и самого человеческого мышления» [161, 202]. Это «что-то другое, более глубокое» П.В. Чесноков определил как «способ представления семантического содержания», «форму его осмысления» [256, 94].
Классификация лексем показывает механизм их выбора людьми для использования в высказывании. Это требует адекватного описания лексико-семантических групп лексики, имеющейся в активном словаре данного языка, установления интегральных и дифференциальных признаков внутри парадигм [284, 103-155]. Грамматика языка предопределяет форму выражаемых мыслей [127, 99]. Типология частей речи должна быть классификацией имеющихся в данном языке системы семантических форм осознания идеального содержания в единстве с их материальными показателями.
Д.Н. Кудрявский отмечает, что «разница между существительным, прилагательным и глаголом заключается не в содержании, а в форме представления: дело не в том, что обозначают существительное, прилагательное и глагол, а в том, как обозначают». Существительное обозначает что бы то ни было независимо от всякого отношения к чему бы то ни было другому, прилагательное тоже обозначает что бы то ни было, но с указанием на то, что это представление должно мыслиться в чем-то другом, глагол изображает существование того же самого представления в различных моментах [127, 102-103].
Определяя лексическое значение как содержание, обобщенно отражающее факты действительности, В.Н. Мигирин отмечает: «В знаменательных частях речи материал обобщения отражается в лексических значениях, а форма обобщения выявляется в категориальных значениях частей речи [174, 52].
В частях речи «лексическое и категориальное грамматическое значения характеризуются органическим единством, взаимопроникновением, они связаны между собой как разные стороны одной смысловой единицы (мыслительного сегмента), при этом лексическое значение выступает как содержание этой единицы, а категориальное значение части речи как ее семантическая форма» [256, 85-86].
Сложность построения адекватной классификации самостоятельных частей речи предопределяется тем, что при производстве высказываний носитель языка одновременно выбирает лексемы и их формально-семантическую модификацию (часть речи) в соответствии с коммуникативными задачами, предпочтениями, углом зрения, пресуппозициями, схемой актуального членения и другими коммуникативными и прагматическими факторами. Выбор осуществляется из доступных сознанию носителя языка лексико-грамматических парадигм, в рамках которых синтезируются лексемы и их возможные семантические формы (например, из парадигмы существительных — названий водоемов, из группы прилагательных цвета, из ряда глаголов движения и т. д.). Выбирая семантическую форму (частеречную принадлежность) тех лексем, которые необходимы для выражения коммуникативных намерений, говорящий, по сути, выбирает и синтаксическую модель высказывания, типы связей словоформ и т. д.
Лексикология объясняет, почему говорящий выбирает ту или иную лексему из ряда типа белый, красный, беж, описанием лексических значений этих единиц. Теория частей речи должна объяснять, почему выбирается та или иная семантическая форма осознания одного лексического содержания из ряда типа белый, белизна, бело, белеть [189, 85].
Грамматика описывает способы организации значимых единиц, определяющие их пополнение (словообразование) и функционирование в речи (морфология и синтаксис). Морфология изучает те элементы языка, которые предопределяют функционирование лексем в высказывании в различных семантических формах, отношения между формами одной лексемы в грамматической парадигме, отношение словоформ к семантическим функциям. Синтаксис изучает семантические и формальные отношения между типизированными словоформами и между типизированными предложениями.
Лексемы белый, красный, беж представляют один способ осознания различного содержания как статического признака, относящегося к предмету (то есть имеют категориальное значение прилагательного) [256, 83-119], что выявляется для лексем белый, красный в общности всех категориально значимых признаков: семантических функций, морфологических значений и синтаксических позиций. Лексема беж тоже квалифицируется как прилагательное, хотя категориальное значение прилагательного в этой лексеме не выявляется морфологически. Оно обнаруживается в особенностях ее первичных (генетических) семантических функций и синтаксических позиций в речи.
Очевидно, «при сходном… семантическом содержании слова разных частей речи различаются способом представления этого содержания, иначе говоря, формой его осмысления» [256, 94]. В частности, в парадигме белый, белизна, бело выявляются различия между частями речи в способе осознания идеи белого цвета, что закрепляется их морфосинтаксическими показателями.
Одна и та же лексема может иметь несколько семантических форм для выхода в коммуникацию. Например, лексема, выражающая идею ’десять’, функционирует в речи в одной из возможных семантических форм: десять, десятеро, десяток, десятый, удесятерить, вдесятером. Морфосинтаксические признаки частей речи — это грамматические способы коммуникативной реализации лексем, которые предопределяются спецификой грамматического строя языка. Лексема, реализованная в речи в определенной семантической и грамматической форме, есть словоформа. Поэтому очевидно, что формальная классификация единиц речи — это типология словоформ речи, а не частей речи. «…Через употребление частей речи различаются их синтаксические признаки, которые в ряде языков, но далеко не во всех, находят морфологическое выражение» [202, 158]. Классификация частей речи показывает возможности функционирования лексем в высказываниях, учение о словоформах описывает особенности функционирования частей речи в синтаксических конструкциях.
Итак, научная значимость общей теории частей речи заключается в том, чтобы выяснить, 1) что общего может быть у лексем, выражающих различные понятия, в плане функционирования их в речи (белый, красный, беж) и 2) чем отличаются в речи лексемы, выражающие одно и то же понятие (белый, белизна, бело).
Чтобы показать, что все названия чисел в системе частей речи современного русского языка являются количественными числительными вне зависимости от их морфосинтаксической маркированности, необходимо выяснить, 1) что общего у лексем один, два, три, пять, тысяча в плане функционирования и 2) чем отличаются в речи лексемы десять, десятеро, десяток.