Секреты орфографии - Г. Г. Граник 1991

Часть II
Приставки-труженицы
Что может означать приставка пре

Первое значение приставки пре-

Все было бы хорошо с приставкой при-, если бы не было приставки пре-. Нечего было бы путать, и не было бы никакой “ошибкоопасности”. Но раз уж такая опасность есть, давайте ее изучим.

  Предлагаем вам для этого при помощи приставки пре- заменить два слова одним. Вот так: очень добрый - предобрый.

Очень скверный, очень гадкий, очень неприятный, очень добрый, очень хорошенький.

  И вы сами увидели:

  приставка пре- значит “очень”.

  Запомнить это вам поможет песенка.

При- или пре-? Пре- или при-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри -

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если очень такой или очень сякой -

Пре- мы напишем при этом.

  Два слова пишутся вопреки этому правилу:

Приставка пре- имеет значение “очень” не во всех словах.

  I. Определите, в каких словах нет приставки пре- со значением “очень”.

1) Предобрый, 2) препятствие, 3) пресветлый, 4) прерывающийся, 5) престарелый, 6) преступный.

II. А теперь определите, какие слова объяснены правильно, а какие нет.

1) Премилый - очень милый; 2) прекрасный - очень красный; 3) прелестный - очень лестный; 4) предобрый - очень добрый; 5) презрение - очень сильное зрение; 6) предельный - очень дельный; 7) престарелый - очень старый.

Если вы уже не путаете приставку пре- в значении “очень” с приставкой при-, то читайте “Шестой урок Л. Н. Толстого”.

А если путаете, потренируйтесь еще.

Вставьте в текст пропущенные приставки при- и пре-.

1) Погода была ужасная.

Принцесса была ..красная.

(Р. Сеф.)

2) Городничий между тем

Наказал „строго всем,

Чтоб коней не покупали...

(П. Ершов.)

3) ..длинной хворостиной

Мужик гусей гнал в город продавать.

(И. Крылов.)

4) Петин папа был „важный, дом имел пятиэтажный.

(В. Маяковский.)

5) Я на первый твой ..каз

..бегу к тебе как раз.

(П. Ершов.)

6) Вдруг откуда-то шакал

На кобыле ..скакал.

(К. Чуковский.)

Шестой урок Л. Н. Толстого

Как ни странно, однажды Лев Николаевич дал мне урок в отношении спорта, а, пожалуй, и в отношении к труду.

Я играл с другими детьми в волан. Была тогда такая игра. Надо было на особую палочку подхватить кольцо. Я играл с большим одушевлением. Лев Николаевич сначала смотрел на меня с интересом и вроде сочувственно, а потом воскликнул: “Сколько лишних движений!” Я, правда, играл порывисто и немного зря метался из стороны в сторону.

Как вы думаете, какой урок дал Лев Николаевич своему внуку?

Второе значение приставки пре-

Здесь дело потруднее.

  Приставка пре- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой пере-.

Например, мы можем сказать дождь не перестает или дождь идет непрестанно, упавшее дерево перегородило дорогу или преградило.

Образуйте сами такие слова с приставкой пре-, переделав словосочетания.

Условие, которое не переменится; показ фильмов без перерыва; рассказ, передаваемый из поколения в поколение; человек, “переступивший” закон.

  Будьте внимательны! В некоторых словах смысловая связь приставки пре- с приставкой пере- не так заметна, и надо вдуматься, чтобы ее уловить.

Например, слова преобразовать, преобразить, превратить имеют общий смысл “переделать”. Слова преодолеть и превозмочь обозначают “пересилить”. Слова преемник и преемственность связаны по смыслу со словом перенимать. Слова преподавать, преподносить, препоручить имеют смысл передачи чего-то от одного человека к другому.

  Заметьте! Есть слова, в которых сходство приставок пре- и пере- можно объяснить только другими словами, близкими по смыслу.

Например, прекратился - это все равно что перестал. Когда люди разговаривают, возражая друг другу и перебивая друг друга, говорят, что они пререкаются

или препираются. Если человек не допускает, чтобы его перебивали, ему возражали, то говорят, что у него непререкаемый тон. Если человеку подчиняются безо всяких возражений, никак ему не переча, говорят беспрекословно. Когда хотят остановить, прервать какую-нибудь нежелательную деятельность, говорят пресечь. О человеке, который не отклонится от своего решения, не переменит его, говорят непреклонный.

  Запишите, используя все приемы запоминания, следующие слова.

Прервался, непрестанно, претерпеть, непрерывно, непременно, превратить, преподавать, преподносить, прекратился, пререкаться, беспрекословно, непреклонно.

Запомнить второе правило правописания приставки пре- вам опять поможет песенка.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь - не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Писать только пре- там надо.

  Выпишите слова с приставкой пре-, близкой по значению к пере-, из следующих примеров.

1) Элли взглянула на собачку и вскрикнула от удивления: ленточка на ее шее из зеленой превратилась в белую. 2) И снова все волшебно преобразилось вокруг. 3) Несколько дней прошло в беспрерывных рассказах Элли об удивительной стране Гудвина. (А. Волков.)

  Найдите “ошибкоопасные” места в выделенных словах.

  Иногда приходится встречаться и с такими словами, в которых объяснить значение приставки пре- трудно или даже невозможно. Например, презрение, преследовать, пренебречь. Такие слова надо запоминать.

  Из следующих примеров выпишите слова, в которых трудно объяснить значение приставки пре-. (В отдельных случаях пре- часть корня.)

1) Лев с презрением отвернулся от Великого обманщика. (А. Волков.) 2) “Сердце делает многих людей несчастными, - сказал Гудвин. - Не очень большое преимущество - иметь сердце”. (А. Волков.) 3) Ей надоело такое бессмысленное времяпрепровождение. 4) Но тут пришла новая напасть: все другие коронованные олени возненавидели его и преследовали всеми возможными способами, (Ф. Залтен.)

Итак, приставка пре- может значить “очень”, а может значить “пере-”. А есть и слова, где ее значение трудно объяснить.

  Объясните значение приставки пре- в следующих словах. Если объяснить трудно, так и скажите.

Превозмогать, пренебречь, превращать, преувеличивать, прельщать, препятствовать, непрестанно, беспрерывно, превосходно, преследование, преграда.

Седьмой урок Л. Н. Толстого

Был один случай, когда Лев Николаевич занимался со мной чтением вместе с другими ребятами...

Лев Николаевич читал вслух свои произведения и требовал, чтобы мы говорили откровенно, что думаем о его вещах. При этом он только отдельными словами, замечаниями подводил нас к правильному выводу, не высказывая до конца собственного. Он хотел, чтобы мы высказывались сами. Не помню, что именно говорил, но Лев Николаевич похвалил меня и сказал, что отвечал я правильно и искренно.

А какой тут урок?

Действительно, какой тут урок?

Тренируемся на все вместе

Вставьте в предложения пропущенные при- и пре-.

1.1) Бемби шел за матерью по узкой тропе. Это было ..ятное путешествие. Ему то и дело мерещились не..одолимые ..грады, но ..грады рушились от одного его ..косновения, и он спокойно шел дальше. 2) “Как вы ..красны! - восторгался Бемби. - Вы ..красны, как цветок”. - “Что? — бабочка захлопала крылышками. — В нашем кругу ..нято считать, что мы красивее цветов”. 3) Когда им надо что-нибудь взять, птицы ..спокойно стоят на одной ноге, а действуют другой. 4) Со старого дуба, ..граждавшего поляну, медленно слетел лист. 5) Когда ..гревало солнце, снег подтаивал. Ночью его ..хватывало морозом. 6) Оглушенные не..рывными раскатами грома, лесные обитатели словно утратили разум. 7) Сыч ..ободрился. Он раздул перья и ..вратился в мягкий коричнево-серый пушистый шарик. (Ф. Залтен.)

  Если у вас были ошибки, выполните упражнение 2.

  Если ошибок не было, приступайте к следующему заданию

2. 1) Элли ..гласила друзей посидеть у огня. Трусливый Лев не пожелал ..близиться к костру. Он не ..вык к огню. 2) В лесу было темно, как в погребе, и только Страшиле, видевшему ночью, как днем, это не ..чиняло никаких неудобств. Он рвал орехи. Но они вываливались у него из рук, и все ..ходилось начинать сначала. Он ..близился к Элли с полной корзинкой орехов. Она предложила орехов Тотошке, но песик с ..зрением отвернул от них нос. 3) Один из самых смелых ..дворных ..близился к Элли и, бес..станно кланяясь, спросил: “Осмеливаюсь осведомиться, милостивая госпожа фея, неужели вы действительно удостоитесь ..ема у Гудвина Ужасного?” 4) Я закрылся в тронном зале и ..летающих к нему комнатах. Я ..кратил сношения со всем миром, не исключая и моих ..служников. Я завел ..надлежности, которые вы видели, и начал творить чудеса. Я ..своил себе торжественные имена Великий и Ужасный. (А. Волков.)

  Соедините “отрезки” слов с при- и пре- и запишите полученные слова.

1) ..сутствовать, 2) ..тяжение, 3) ..глашение, 4) ..ручать, 5) ..думывать, 6) ..восходный, 7) ..ветливый, 8) ..кратить, 9) ..возмогать, 10) ..способление, 11) ..ключение, 12) ..влекательный, 13) ..вычка, 14) ..вязанность, 15) ..пятствие, 16) ..ятель, 17) ..градить, 18) ..подаватель, 19) ..чудливый.

  А теперь задание только для тех, кто любит и знает сказки Пушкина.

  Вспомните и запишите слова, которые пропущены в отрывках из сказок. Вам помогут память и догадливость.

1) ...Пушки с ... палят,      3) Только поп один Балду не любит,

Кораблю ... велят.      Никогда его не...

2) Здравствуй, князь ты мой ...!  4)... к нему рыбка, спросила:

Что ж ты тих, как день ненастный?  “Чего тебе надобно, старче?”

  Если вам хочется, сделайте рисунок к какому-нибудь из этих примеров.

  Теперь диктант-игра “Четвертый лишний”. В нее играют так. Один диктует другому четыре слова, но записать нужно только три. В каждой четверке одно слово “лишнее”, т. е. такое, которое пишется с другой приставкой. Надо понять, какое это слово, и не писать его.

1) Превозносить, превосходить, принадлежать, превратить; 2) приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать; 3) приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый; 4) преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Давайте пофантазируем.

Может быть, когда-нибудь вам придется участвовать в космическом полете. И не вокруг Земли, а в бескрайний космос, с высадкой на какую-нибудь далекую планету. Мы предлагаем вам подборку слов и словосочетаний на тему о космическом полете. Попробуйте составить с этими словами предложения, описывающие ваше путешествие. А если сможете, напишите целый рассказ.

Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, преломление солнечных лучей, приближение, причудливая природа, пребывание, приземлиться.

Мы теперь знаем все правила правописания приставок. Чтобы не запутаться в них, рассуждаем так:

  Итак, вы знаете обо всех группах приставок.

  Прочитайте басню Л. Н. Толстого “Отец и сыновья”. Выпишите из нее все слова с приставками.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: - Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: “Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит".

  Напишите изложение этой басни, включив все выписанные слова.

  Попробуйте сказать своими словами, в чем главная мысль этой басни.

Вы уже читали “Акулу”, “Прыжок”, “Кавказского пленника” Л. Толстого. Советуем вам познакомиться с повестью “Детство”.

  Хотите узнать, о чем будет следующая глава? Отгадайте загадку.

Я у дуба,      И у цветов.

Я у зуба,      Я упрятан в темноту,

Я у слов      Я не вверх, а вниз расту.

  Ответы:

2), 4), 6).

Правильно: 1), 4), 7). Неправильно: 2), 3), 5), 6).

1), 2), 3), 4) - пре-; 5), 6) - при-.

  В игре, в спорте, да и в труде, пожалуй, будь разумен, не делай лишних движений, делай только то, что нужно, - будь рационализатором самого себя.

И это, я думаю, очень полезно всем ребятам: будь организованным в личной жизни, и в спорте, и в учебе, и в дальнейшем, и это особенно важно - на производстве. (С. Толстой.)

Непременное; непрерывный; предание; преступник.

1) Превратилась; 2) преобразилось; 3) беспрерывных.

1) Презрением; 2) преимущество; 3) времяпрепровождение; 4) преследовали.

  Надо не вызубривать, а по-настоящему глубоко вникать в то, что тебе преподается, и иметь свое собственное мнение. Некоторые думают: выучил все от первой до последней страницы и - делу конец. Нет, надо хорошо обдумать, осмыслить прочитанное. (С. Толстой.)

1. 1) Приятное, непреодолимые преграды, прикосновения; 2) прекрасны, принято; 3) преспокойно; 4) преграждавшего; 5) пригревало, прихватывало; 6) непрерывными; 7) приободрился; превратился.

2. 1) Пригласила, приблизиться, привык; 2) причиняло, приходилось, приблизился, презрением; 3) придворных, приблизился, беспрестанно, приема; 4) прилегающих, прекратил, прислужников, принадлежности, присвоил.

При- - 1), 2), 3), 4), 5), 7), 10), 11), 12), 13), 14), 16), 19); пре- - 6), 8), 9), 15), 17), 18).

  1) Пристани, пристать; 2) прекрасный; 3) приголубит; 4) приплыла.

1) Принадлежать; 2) препятствовать; 3) беспрекословный; 4) прицелиться.

Приказал, согласии, принести, сломайте, развязал, переломили, поодиночке, врозь, погубит.

  Люди слабы поодиночке и сильны единством.