Стилистика и текст - И. Ю. Размашкин 2018
О циклической организации текстов
С точки зрения исторической перспективы, ещё в период активизации циклообразования в русской литературе, который, по мнению исследователей, приходится на 1840 - 1860-е годы, когда формировались циклические особенности, «циклизация выступает как наиболее значительный путь актуализации критерия целостности», а «самый механизм циклизации обретает всё большую содержательность и значение для восприятия и интерпретации конкретных произведений» (Ляпина 1994)
В «Литературном энциклопедическом словаре» (1987) предлагается следующее определение: «Цикл - (от греч. kyklos - «круг») группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому (стихотворные сборники, романы), идейно-тематическому («Записки охотника» И. С. Тургенева) принципу или общностью персонажей (серия романов и новелл о Форсайтах Дж. Голсуорси), а чаще всего по нескольким принципам («Ругон-Маккары» Э. Золя). Цикл как жанровое образование возникает тогда, когда цикличность воспринимается как особенная художественная возможность: каждое произведение, входящее в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлечённой из него, теряет часть своей эстетической значимости; художественный смысл цикла не сводится только к совокупности смыслов отдельных произведений, его составляющих. Наиболее организованным является жанр лирического цикла, возникший в 19 в. (в русской лирике «Борьба» А. А. Григорьева) и получивший наибольшее распространение в поэтике символизма (например, «Снежная маска» А. А. Блока); лирический цикл, подчиняясь единому субъективно-эмоциональному началу, строится на сложных сюжетно-тематических и ассоциативных связях. Монтируясь из отдельных произведений, структура цикла несёт широкие возможности развития художественного смысла и допускает многообразие принципов построения».
Из этого определения следует прежде всего то, что при сочетании произведений в цикле происходит по сути то же самое, что и при сочетании слов в речи, когда возникает нечто новое, и это новое - больше, чем простая сумма отдельных значений. Такая своеобразная метаморфоза наиболее ёмко демонстрирует сущность явления, которое называется циклом. Скорее всего, изначально во имя возможности создавать новые смыслы и возникло в художественной литературе и в других видах искусства само явление цикла.
Исследователи отмечают особые композиционные возможности циклических текстов: «Конструктивной же основой лирического цикла следует считать монтаж, понимаемый не как механическое соединение, но как творческое действо, направленное на создание определённого целостного художественного впечатления» (Дарвин 1983). По словам великого кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна, монтаж обладает таким важнейшим свойством, которое состоит в том, что «два каких-либо куска, поставленные рядом, неминуемо соединятся в новое представление, возникающее из этого сопоставления как новое качество... Сопоставление двух монтажных кусков больше похоже не на сумму, а на произведение. На произведение - в отличие от суммы - оно похоже тем, что результат сопоставления качественно (измерением, если хотите, степенью) всегда отличается от каждого слагающего элемента, взятого в отдельности» (подробнее см.: Эйзенштейн 1964). Суть монтажа С. М. Эйзенштейн выразил своей парадоксальной формулой, которая необычайно точно передаёт и результат цикло-образования: 1 + 1> 2.
Из приведённого выше определения цикла явствует также и то, что любой цикл предполагает в своём составе несколько завершённых произведений, которые могут рассматриваться как самостоятельные, имеющие собственное эстетическое значение и свой - автономный - смысл. «Специфика цикловой структуры как текста определяется взаимодействием между составляющими цикл компонентами в их целостности. Особенность цикла как текста состоит в его внутренней дискретности, как контекста - в его линейной структурированности: цикл - это однозначно задаваемая автором последовательность произведений» (Ляпина 1999).
Цикл составляется автором, как правило, из уже готовых, завершённых текстов нескольких произведений. «Целостность. цикла вторична по своему происхождению и создаётся как бы на основе первичной целостности составляющих его. произведений. Иначе говоря, целостность цикла образуется не за счёт ликвидации целостности отдельных произведений (в этом случае произошло бы превращение цикла в большую жанровую форму), а при условии её сохранения. Поэтому известная «извлекаемость» из контекста цикла не менее важный его признак, чем целостность» (Дарвин 1983).
Особенности циклически организованного текстового пространства распространяются также на любые другие результаты творчества, если автор целенаправленно избирает произведения и задаёт порядок их взаиморасположения, будь то пространственные виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) или временные (музыка, литература, кинематограф). «Цикл - тип эстетического целого, представляющий собой ряд самостоятельных произведений, принадлежащих одному виду искусства, созданных одним автором и скомпонованных им в определённую последовательность» (Ляпина, 1999).
Понять «механизмы» и обнаружить средства текстового построения цикла необходимо для того, чтобы выяснить, «как проявляется эффект циклизации в плане каждого из определяющих существо искусства аспектов: коммуникативного, знакового, моделирующего, аксиологического и гносеологического» (Ляпина 1994).
При описании структуры конкретного цикла оказывается: монтажный принцип композиции предполагает наличие в макротексте (в тексте всего цикла) того, что называют межтекстовыми «скрепами» (см., например, Сапогов 1969). В контексте композиционно-стилистического и смыслового анализа эти «скрепы» «... можно было бы именовать циклическими повторами, включающими в себя действительно все моменты связи между отдельными произведениями цикла: от простейших словесных ... до более сложных семантико-ассоциативных. Выявление всякого рода циклических повторов весьма важно для понимания, цикла как целого» (Дарвин 1983).
В циклически организованном текстовом пространстве актуализируется взаимодействие всех основных текстовых категорий, в особенности таких, как информативность, интеграция (целостность), делимитация (членимость), коггезия (связность), автосемантия отрезков текста, модальность, завершённость. В индивидуальном авторском исполнении различные варианты такого взаимодействия могут приводить к различным воплощениям авторского замысла наиболее плодотворно именно в цикле, а сама форма цикла открывает новые возможности для проявления ярких идиостилистических особенностей конкретного автора.