Стилистика и текст - И. Ю. Размашкин 2018


О понятии коммуникативная ситуация

Коммуникативная ситуация может быть предметом специального рассмотрения в различных гуманитарных дисциплинах, таких, например, как: «Риторика», «Речевая коммуникация», «Прагматика речи», «Речевая конфликтология», «Теория коммуникации», «Психология», «Этикет общения», наконец. Но относительно «Стилистики» во всех её модуляциях наличие в поле зрения коммуникативной ситуации является неким особенно ценным критерием, который в принципе обусловливает формирование и существование «Стилистики» как отдельной дисциплины, поскольку она, можно сказать, коренится в коммуникативно-функциональной парадигме современной лингвистики вообще.

Показательным в этом смысле представляется, например, посвящение коммуникативной ситуации - с описанием её структуры, взаимозависимости участников, компонентов и параметров - нескольких начальных параграфов в одной из самых известных книг филологического круга: «Интерпретация текста» К. А. Долинина (1985 г.). На первый взгляд читателю кажется неожиданным такое проникновение условий и нюансов коммуникативной ситуации в проблематику, заявленную в названии. Но только на первый взгляд...

Комплекс характеристик коммуникативной ситуации может быть представлен различным их количеством. Однако есть компоненты неотъемлемые, например, собственно коммуникативный акт, который является ядром коммуникативной ситуации. Нужно учитывать и то, что любая схема, применяемая для объяснения, - это всегда упрощение. И всё-таки в любом акте коммуникации участвуют две стороны: инициатор общения (адресант) и получатель информации (адресат). Между ними устанавливается канал связи: или звуковой (в устном общении), или зрительный (в письменном общении), или комбинированный. Но что же обеспечивает результат возникновения такого канала, то есть результат коммуникации? Речь конкретных людей (коммуникантов), общающихся на каком-либо языке, по поводу чего-либо, с целью достичь чего-либо, и эта речь окружена целым спектром экстралингвистических факторов.

Собственно говоря, если рассматривать все функциональные стили как инструменты обеспечения общения людей в различных сферах социума, то все тексты как результат «речетворческого процесса» (Гальперин 1981) предстают как бесконечное количество зафиксированных коммуникативных актов между авторами текстов и читателями. В этом случае почти все, казалось бы, абстрактные характеристики коммуникативной ситуации проявляются и в текстовом общении, которое «обрастает» конкретными языковыми средствами, избираемыми автором, и окрашивается реальным восприятием, приводящим к пониманию или непониманию прочитанного. Кроме всего прочего, каждый раз за автором как адресантом и читателем как адресатом стоят реальные люди со своим багажом всевозможных личностных характеристик. Поэтому понятие «коммуникативная ситуация» может стать одной из отправных точек для интерпретации текста.

Самой простой и очевидной иллюстрацией влияния на понимание текста в зависимости от комплекса индивидуальных особенностей личности может быть ситуация, когда ученику предлагается написать сочинение по произведению какого-либо автора, причём необязательно художественному, возможно и публицистическому или в некоторых случаях научному. Строки Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовётся...», ставшие крылатой фразой, отражают коммуникативную реальность нашей жизни.

Наиболее ярко, если продолжить аналогию с ученическими заданиями, эта ситуация проявляется при написании несколькими выпускниками школ (независимо друг от друга) итогового сочинения по одному и тому же тексту, предложенному им в качестве исходного для прочтения и осмысления в формате Единого государственного экзамена. Требования к структуре письменного ответа и к его объёму - одинаковые для всех. Предлагаемый текст - одинаковый для случайно возникшей группы учеников. Но тексты сочинений - различны: и по выделяемым проблемам или их вариантам, и по логике аргументации, и по используемым примерам, и по языковому (стилистическому) воплощению мысли.

Даже если в ситуации учебного процесса предварительно коллективно, в единой постоянной группе учеников, анализируется предлагаемый для сочинения текст, проговариваются все возможные варианты проблем, затронутых автором, приводятся примеры литературных ассоциаций и жизненных случаев, всё равно тексты получаемых сочинений неминуемо различны.

Тексты - разные, потому что между всеми людьми на Земле есть одна общая черта: все люди - разные.