Стилистика и текст - И. Ю. Размашкин 2018


О композиции текста как объекте изучения

Композиция - давний объект внимания различных гуманитарных дисциплин: эстетики, искусствоведения, риторики, семиотики, филологии.

В Античности, в эпоху расцвета риторики, были заложены обще-эстетические основы и принципы композиции в европейской словесности, требовавшие от говорящего или пишущего соответствующего расположения не только макро-частей речи, но и работы над микрокомпозицией высказывания.

Если говорить о композиции с точки зрения риторики, то «основная и наиболее общая эстетическая категория прекрасной речи - категория гармонии. Гармония понимается прежде всего, как порядок в речи...» (Михальская 1996). В русском риторическом идеале порядок (гармония) в речи фиксируется словами «лад», «строй», что и отразилось уже в Новое время, например, в трудах М. В. Ломоносова, М. М. Сперанского и других риторов. Важно, что риторический идеал формировался с пристальным вниманием не только к этическим категориям (истины и добра), но и к проблемам композиционной организации текста (речи), а также его частей.

В филологии XX века выделились литературоведческий и лингвистический аспекты изучения композиции, которые во многом отличаются, тем не менее часто дополняют друг друга. В сжатом виде обще-филологические, большей частью литературоведческие, представления о сущности композиции можно выразить следующим образом:

«Композиция (от лат. compositio - составление, соединение) - расположение и соотнесённость компонентов художественной формы, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром.

Композиция скрепляет элементы формы и подчиняет их единой идее произведения, обладает самостоятельной содержательностью: её средства и приёмы преображают и углубляют смысл изображённого.

Композиция литературного произведения может подразумевать и включать в себя «расстановку» персонажей (то есть систему образов), событий и поступков (композиция сюжета, иногда называемая фабулой), способов повествования (собственно повествовательная композиция как смена точек зрения на изображаемое), подробностей обстановки, поведения, переживаний (композиция деталей), различных стилистических приёмов (речевая композиция), вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов).

В стихотворных произведениях, особенно лирических, композиция отмечена строгой соразмерностью (однако далеко не всегда симметричной соотнесённостью) интонационно-синтаксических и метроритмических единиц» (Литературный энциклопедический словарь, 1987).

Композиция подразумевает также соотнесённость разных планов (уровней) литературной формы. Посредством композиционных приёмов реализуется система мотивов (лейтмотивов), характерная для данного произведения, писателя, жанра или направления (см., например, Гаспаров 1994).

Важным при изучении композиционной организации текстов, в особенности современных, представляется следующее замечание: «Существенные приёмы композиции - многозначительное соседство внешне не связанных эпизодов, высказываний, деталей; или сопоставимость событий, предметов, деталей, удаленных друг от друга в тексте произведения... Внутренняя, эмоционально-смысловая соотнесённость персонажей, событий, эпизодов, фрагментов часто оказывается более важной, чем их внешние, причинно-временные связи» (Хализев 1987). Именно такой соотнесённостью в текстах художественных и публицистических произведений характеризуется монтажная композиция (см.: Мартьянова 2001).

Лингвистический подход к композиции разработан несколько меньше, однако развитие его тесным образом связано с тем, что в последние десятилетия особое внимание уделяется организации текста художественного произведения. Во второй половине XX века «исследование языка художественной прозы всё больше выходит за рамки узколингвистического понимания вопроса, вовлекая в поле своего внимания широкий круг явлений, связанных как с формированием художественной структуры произведения, так и с воздействием отдельных её компонентов на читателя» (Кожевникова Кв. 1976).

Изучая композицию художественного текста, нельзя не учитывать специфику, которую накладывает на него жанровая принадлежность (см.: Бахтин 1979). Жанрово-стилистический угол зрения на композицию неразрывно связывает различные параметры: специфику тематического содержания; особенности языкового стиля, то есть отбора словарных, фразеологических и грамматических средств языка; композиционное построение. Такой подход к проблеме композиции художественного текста оказался плодотворным в перспективе развития стилистики текста и нашёл различное преломление в исследованиях последних десятилетий (см., например, Одинцов 1980; Энквист 1988; Кожина 1995). В современных исследованиях владение арсеналом средств жанрово-стилистического воплощения текста как в отношении его моделирования, так и в отношении декодирования авторского замысла возводится в ранг высшей текстовой компетенции человека (см.: Дымарский 1999).

В отечественной филологии размышления над проблемами композиции текста были стимулированы идеями В. В. Виноградова (см.: «О художественной прозе» (1930) и «О языке художественной литературы» (1959)). По мысли В. В. Виноградова, изучение текста, «... с одной стороны, определяется как учение о композиционных типах речи. об их лингвистических отличиях, о приёмах построения разных композиционно-языковым форм, об основных лексических слоях в них и о принципе их сочетания, об их семантике, с другой стороны - как учение о типах словесного оформления замкнутых в себе произведений, как особого рода целостных структур» (1930).

Правила создания текста своеобразны для каждой разновидности текста и исторически изменчивы. Так, например, анализируя высказывания теоретиков символизма и футуризма о действиях со словом, В. В. Виноградов показывает, что эти высказывания, по сути, представляют каждое свою систему правил создания текста. Даже в тех случаях, когда создание текста, казалось бы, опирается только на волю его автора, существуют правила, регламентирующие эту волю.

Вводя свою методику исследования текста, оказавшуюся весьма перспективной в развитии филологической науки XX века, В. В. Виноградов характеризует её как отношение проекционного и имманентного методов.

Сущность имманентного метода состоит в том, что текст художественного произведения характеризуется как словесный ряд. В этом ряду существуют сложные соотношения смыслов слов, которые определяются как иерархические и пересекающиеся структуры.

На высшем уровне текстовой иерархии находится смысловая структура, называемая «образ автора» - особое смысловое образование, отличающее тексты художественных произведений от всех типов текстов. По отношению к одному произведению «образ автора» определяется как «индивидуальная словесно-речевая структура, пронизывающая строй художественного произведения и определяющая взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов» (Виноградов 1971). Образ автора является организационным стержнем композиции художественного произведения.

Особого внимания заслуживает рассмотрение «рассеянной» структуры литературного произведения, которая всё-таки подчиняется «закономерностям разрывов и противоречий». В подобных структурах имеет место «образ автора» особого типа. Поскольку видимое отсутствие единства - это значимое отсутствие, то в художественных текстах оно приобретает стилистическую значимость.

Особый тип «образа автора», заключающийся в отсутствии явного единства, побуждает читателя искать единство в других, более глубоких содержательных пластах художественного произведения, и в конечном итоге даёт ключ к постижению авторского замысла.

С проблемой единства «образа автора» тесно связана проблема композиции произведения, ведь именно композиция в первую очередь создаёт единство или предопределяет его распад. В. В. Виноградов придавал большое значение композиции как одному из важнейших конструктивных построений, создающих единство «образа автора», поэтому заинтересованно цитирует (см.: Виноградов 1971) высказывание С. М. Эйзенштейна: «... Метод композиции всегда остаётся одним и тем же. Во всех случаях его основным определителем остаётся в первую очередь отношение автора. Решающие элементы композиционного строя взяты автором из основ своего отношения к явлениям. Оно диктует структуру. Композиция. и есть построение, которое в первую очередь служит тому, чтобы воплотить отношение автора к содержанию и одновременно заставить зрителя так же к этому содержанию относиться» (Эйзенштейн 1964).

Пользуясь имманентным методом, следует анализировать текст, двигаясь от высшего иерархического уровня композиции произведения (от «образа автора») к ряду нижележащих уровней, которые завершаются «элементарными словесными композициями», содержащими минимальные образные структуры. В связи с этим важно отметить, что метод имманентного описания не оставляет без внимания и проблему динамики идиостиля, поскольку «. стиль группы однородных произведений исследуемого писателя вырисовывается как структура общих для них всех языковых форм» (Виноградов 1980).

Проекционный метод изучения состоит в том, что данное произведение рассматривается в сопоставлении с другими произведениями художественной литературы, как предшествующими, так и последующими. При этом в них выделяется общее и усматривается различное. Проекционный метод позволяет «вписать» отдельное произведение в более широкие контексты: творчество конкретного автора, эстетические принципы литературной группы, общее направление в искусстве, стиль исторической эпохи.

В трудах М. М. Бахтина и В. В. Виноградова наметился собственно лингвистический подход к изучению композиции, развившийся в самом общем стилистическом, лексическом или синтаксическом ракурсах в более поздних работах Н. С. Болотновой, И. Р. Гальперина, К. А. Долинина, М. Я. Дымарского, С. Г. Ильенко, И. А. Мартьяновой, Л. А. Новикова, В. В. Одинцова, Н. В. Черемисиной и других учёных.