Занимательная стилистика - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1988
Звезда с звездою говорит (Олицетворение)
Под пером писателей окружающие нас предметы оживают:море дышит полной грудью;волны бегут, ласкаются к берегу;лес настороженно молчит;травы шепчутся с ветром;озера смотрят в бесконечные дали…А в одной песне даже поется проостроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер!В этом волшебном мире поэтических образов, по словам Ф.И. Тютчева, «на всем улыбка, жизнь во всем»! И мы готовы поверить поэту, что в тот час, когдаспит земля в сиянье голубом(как писал М.Ю. Лермонтов), звезды обретают дар речи…
Все эти превращения в художественных произведениях обязаны замечательному стилистическому приему —олицетворению. Олицетворением называется наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью. Вот как, например, А. Гайдар использует этот троп в рассказе «Голубая чашка»:Сбежалисьотовсюдуоблака. Окружилиони,поймалиизакрылисолнце. Нооноупрямовырывалосьто в одну, то в другую дыру. Наконец,вырвалосьи засверкало над огромной землей еще горячей и ярче.
При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку:Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд(С. Есенин). Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям:Изрыдаласьосенняяночьледяными слезами(А.А. Фет);На родинутянется туча, Чтоб толькопоплакатьнад ней(А.А. Фет);И цветущиекисти черемух Мылилистьямирамы фрамуг(Б. Пастернак).
Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы. Мастерски использовал этот троп С. Есенин. К клену поэт обращался как к старому доброму знакомому:Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел…В его поэзииЗаря окликает другую: Плачут вербы, шепчут тополя;Спит черемуха в белой накидке;Стонет ветер, протяжен и глух;Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже;Липы тщетно манят нас, в сугробы ноги погружая…Влюбленный в родную русскую природу поэт с особой нежностью писал о березах:Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан. Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов С. Есенина, по которым мы безошибочно узнаем его стиль.
Очень самобытны олицетворения у В. Маяковского. Как не вспомнить его «встречу» и «разговор» с солнцем:Что я наделал? Я погиб! Ко мне по доброй воле само, раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле! В произведениях В. Маяковского этот стилистический прием явился средством эмоционально-напряженного и нередко драматического звучания поэтической речи:А на седых ресницах — да! — на ресницах морозных сосулек слезы из глаз — да! — из опущенных глаз водосточных труб(«Облако в штанах»);Телеграф охрип от траурного гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век(«Владимир Ильич Ленин»).
Как сильное изобразительное средство выступает олицетворение и в художественной прозе. Например, у К. Паустовского:
Я думал о нем (о старом деревенском саде), как о живом существе.Он был молчалив и терпеливо ждал того времени, когда я пойду поздним вечером к колодцу за водой для чайника. Может быть, ему было легче переносить эту бесконечную ночь, когда он слышал бренчанье ведра и шаги человека.
«Золотая роза».
Олицетворение широко используется не только в художественных текстах. Стоит раскрыть любой номер газеты, и вы увидите забавные заголовки, построенные на олицетворении: «Солнце зажигает маяки», «Ледовая дорожка ждет», «Матч принес рекорды», «Пятилетка шагает по стране», «Железобетон опустился в шахты»… Часто к нему обращаются публицисты для создания эмоционально выразительных образов. Так, в годы Великой Отечественной войны А.Н. Толстой писал в статье «Москве угрожает враг», обращаясь к России:Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несешь в своем сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны.Прием олицетворения помог писателю создать величественный образ России, вынесшей на своих плечах все тяготы войны и открывшей народам путь к миру и счастью.