Занимательная стилистика - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1988
Смелый, храбрый, отважный (Стилистическое использование синонимов)
Так отзываются о герое. А еще о нем можно сказатьбесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. Все эти слова объединяет общее значение: «не испытывающий страха», а различия между ними едва заметны. Например,неустрашимый(книжное слово) — «очень храбрый»,удалой(народно-поэтическое) — «полный удали»,лихой(разговорное) — «смелый, идущий на риск». Слова, близкие или тождественные по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской, называютсясинонимами.
Синонимы образуютгнезда, илиряды:кружиться, крутиться, вертеться, вращаться, виться;равнодушный, безразличный, безучастный, бесчувственный, бесстрастный, холодныйи т. д. На первом месте в словарях обычно ставят «главный» синоним, который выражает общее значение, объединяющее все слова этого ряда с их дополнительными смысловыми и стилистическими оттенками.
Одни и те же слова могут входить в разные синонимические ряды, что объясняется многозначностью. Например:холодный взгляд — бесстрастный, безучастный, равнодушный;холодный воздух — морозный, студеный, леденящий;холодная зима — суровая, морозная.
Совершенно однозначных слов в языке немного:здесь — тут, потому что — так как, языкознание — лингвистика. Обычно между синонимами есть незначительные, часто очень тонкие смысловые различия. Синонимы, имеющие различные оттенки в значениях, называютсясемантическими (смысловыми,идеографическими). Например:буря, ураган, шторм. Имея общее значение («сильный, разрушительный ветер»), они различаются его оттенками:ураган— это не просто буря, а буря, необычайная по силе;шторм— это буря на море. Или: словавеселыйирадостный; оба они указывают на внешнее проявление хорошего настроения. Но человек может быть веселым и без особой причины, а радостный обычно имеет какой-то повод для веселья. Слововеселыйможет обозначать постоянный признак человека, арадостный— только временное состояние. Еще пример:смотретьиглядеть— слова, очень близкие по значению, однако глаголсмотретьуказывает на действие, которое совершается более внимательно, более сосредоточенно, чем глаголглядеть. Поэтому нельзя сказать «глядел в микроскоп», но у Н.А. Некрасова —Неглядиже с тоской на дорогу… Или у А.С. Пушкина:На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдальглядел…Семантические синонимы, благодаря разнообразным смысловым оттенкам, могут передавать тончайшие нюансы человеческой мысли.
Иные же синонимы отличаются стилистической окраской. Например:спать — почивать — дрыхнуть. Первый может быть использован в любом стиле, второй — только в книжном, причем придаст речи архаический оттенок (ведь так говорили в старину!), а третий и вовсе лучше не употреблять, потому что он звучит грубо. Такие синонимы называютсястилистическими, они требуют к себе не меньшего внимания, чем смысловые.
Чтобы наша речь была правильной и не казалась смешной, мы стараемся точно употребить синонимы, различающиеся стилистическими оттенками. Ведь вы не скажете девчонке, прибежавшей с мороза: «Как пылают твоиланиты!», хотя у А.С. Пушкина — мы помним строки из «Евгения Онегина» —Ждала Татьяна с нетерпеньем, Чтоб трепет сердца в ней затих, Чтобы прошлоланитпыланье. И в устах лермонтовского Демона поэтическое словоланитыне кажется нам странным, когда он спрашивает Тамару:Моя слеза твоихланитне обожгла ль?Неуместным здесь скорее был бы его нейтральный синоним —щеки. А помните, как А. Фадеев описывает Улю Громову?У нее были неглаза, аочи. Он даже противопоставляет нейтральному слову его поэтический синоним. В подобных случаях обращение к синонимам, выделяющимся своей стилистической окраской, вполне оправдано.
Как художник берет не просто семь цветов радуги, но и бесчисленные их оттенки, как музыкант пользуется не только основными звуками гаммы, но и их тонкими переливами, полутонами, так и писатель «играет» на оттенках и нюансах синонимов. Причем синонимические богатства русского языка не облегчают, а усложняют в этом случае писательский труд, потому что чем больше близких по значению слов, тем труднее в каждом конкретном случае выбрать то единственное, самое точное, которое в контексте будет наилучшим. Целенаправленный, внимательный отбор синонимов делает речь яркой, художественной.
Для писателей использование лексических синонимов — одна из самых сложных проблем стилистики: «муки слова», о которых так много говорят писатели, поэты, заключаются обычно в поисках неуловимого, ускользающего синонима. Об упорном труде художников слова при отборе синонимических средств можно судить по черновым вариантам рукописей художественных произведений. Как много в них лексических замен, автор по многу раз зачеркивает написанное, подбирая более точное слово. Например, А.С. Пушкин, описывая впечатление Дубровского от встречи с враждебно настроенным Троекуровым, вначале употребил такие слова:Заметилзлобнуюулыбку своегопротивника, но потом два из них заменил синонимами:…ядовитуюулыбку своегонеприятеля. Это исправление сделало высказывание более точным.
Интересны синонимические замены М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени». В повести «Княжна Мери» читаем:Я стоял сзади однойтолстой(пышной)[1]дамы, осененной розовыми перьями.Употребив определениетолстаявместопышная, писатель подчеркнул свое презрительно-ироническое отношение к представительнице «водяного общества». В другом случае:Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив: я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… Или мне просто не удавалось встретить женщину супорным(упрямым)характером?Семантические оттенки, различающие синонимыупорный — упрямый, указывают на предпочтительность первого, подчеркивающего волевое, деятельное начало, в то время как второй осложняется оттеночными значениями «вздорный», «несговорчивый», «сварливый», неуместными в контексте.
В рассказе «Максим Максимыч» при описании портрета Печорина обращает на себя внимание такая синонимическая замена:…Егозапачканные(грязные)перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Лермонтов зачеркнул словогрязные, посчитав его неуместным при описании одежды своего героя. Так работа писателя с синонимами делает речь более точной, отражает его отношение к изображаемому.
В художественной речи можно наблюдать употребление писателями нескольких синонимов одновременно. При этом они могут усиливать друг друга, подчеркивая какую-нибудь мысль. Помните, как И. Ильф и Е. Петров описывают поведение «подпольного миллионера» Корейко при встрече с милиционером?Конторщик напрягся и изобразил черт знает что: иумиление, ивосторг, ивосхищение, и немоеобожание. И все это по поводу счастливой встречи с представителем власти(«Золотой теленок»). Иногда синонимы дополняют друг друга, уточняют понятие:То, что он увидел в них(глазах),он никогда не назвал бы радостью, но это было большерадости, это былоликование(К. Федин). В иных случаях они используются для разъяснения того или иного слова:Началасьанархия, то естьбезначалие(М.Е. Салтыков-Щедрин).
Писатели любят сопоставлять синонимы, различающиеся оттенками в значениях или стилистической окраской. Например:Катяобожалаприроду, и Аркадий еелюбил, хоть не смел признаться в этом(И.С. Тургенев);Он знал в детстве ненужду, нобедность(И. Эренбург);Я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не тольковерю, — яверуютеперь, да — я верую, верую(И.С. Тургенев). Чтобы обратить внимание на различия в значениях синонимов, их иногда даже противопоставляют в тексте:Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал — именнохохотал, а несмеялся!(О. Берггольц);Он нешел, авлачился, не поднимая ног от земли(А.И. Куприн).
Использование синонимов помогает художникам слова избежать повторений… Вот как оживляют синонимы стиль в сказке:Царьзатосковал… Сел на мягкую траву ипригорюнился…ЗакручинилсяИван-царевич, запечалился(«Иван-царевич и серый волк»). А вот как свободно их употреблял А.С. Пушкин, передавая речь Ленского, обращенную к Онегину:Когда-нибудьЗаедемк ним; ты их обяжешь; А то, мой друг, суди ты сам: Два разазаглянул, а там Уж к ним иносу не покажешь.Не правда ли, искусное применение в речи синонимов наилучшим образом отражает высокое профессиональное мастерство писателя?
С другой стороны, беспомощность в использовании синонимических богатств родного языка свидетельствует о крайне низкой речевой культуре человека. Как часто в ваших сочинениях встречаются лексические ошибки в результате неумелого выбора синонимов: «Читая роман, мысленноокунаешьсяв жизнь патриархальной русской семьи» (а следовало написать:погружаешься); «Павлу удалосьповлечьза собой народные массы» (вместоповести); «Задача состоит в том, чтобы вовлечькачающуюсяфигуру середняка в колхоз» (а надо:колеблющуюся).
При выборе синонимов необходимо учитывать особенности лексической сочетаемости слов. Ученица пишет: «Князь Андрейискренно влюбляетсяв Наташу» (но искренно можно любить, а влюбляются — сильно, пламенно, с первого взгляда…). На уроке зоологии мальчик сказал: «Многие животные в пустынебросаются в спячку» — и услышал в ответ дружный смех товарищей, потому что принято говоритьвпадают в спячку.
Нельзя пренебрегать и стилистической окраской близких по значению слов. В сочинениях встречаются ошибки, связанные с неумением выбрать из синонимического ряда слово, соответствующее по стилю всему тону речи: «Мне нравитсяделовитостькнязя Андрея», — пишет один; «Речь Дикогокишитгрубыми выражениями», — замечает другой. А ведь о князе Андрее лучше было сказать —деятельный, энергичный; о речи Дикого — что онапестрит, изобилуетгрубыми словами. И не следует нанизывать синонимы, это приводит к многословию: «Трудностине пугаютине страшатДавыдова»…
В заключение нашей беседы о синонимах напомним слова К.И. Чуковского, призывавшего шире использовать синонимию русского языка: «…Почему всегда пишут о человеке —худой, а несухопарый, нехудощавый, нетщедушный, нетощий?Почему нестужа, ахолод?Нелачуга, нехибарка, ахижина?Некаверза, неподвох, аинтрига?Многие… думают, что девушки бывают толькокрасивые. Между тем они бываютмиловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой, — и мало ли какие еще». Этот призыв нашего замечательного сказочника, наверное, обращен и к вам, дорогие читатели.