Занимательная стилистика - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1988


Это хорошо или плохо? (Стилистическое использование антонимов)

Наш вопрос можно было бы сформулировать короче: «Это хорошо?» Ведь и в этом случае ответ может быть отрицательный. Но мы употребилиантонимы — слова, противоположные по значению, и это придало формулировке бóльшую действенность. Сравните предложения:Есть людидобрыеизлые, храбрыеитрусливые, умныеинедалекие, красивыеиуроды, здоровыеибольные, веселыеиугрюмые, старыеимолодые, прямыеискрытные, откровенныеихитрые. — Есть люди очень разные по характеру, умственным способностям, внешним данным…Нельзя не согласиться с тем, что первое больше затрагивает наше воображение благодаря употреблению антонимов.

Обращение к антонимам обусловлено характером нашего восприятия действительности: во всей ее противоречивой сложности, в единстве и борьбе противоположностей. Поэтому все контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой: словодобрыйвызывает в нашем представлении словозлой, далеконапоминает о словеблизко, горевать— о словерадоваться.

Антонимы группируются парами:большой — маленький, высоко — низко, плакать — смеяться. Большинство из них обозначает качества (хороший — плохой), временные и пространственные отношения (утро — вечер, близко — далеко). Есть и противоположные наименования действий, состояний (говорить — молчать, горевать — радоваться), а также антонимы со значением количества (много — мало).

Умелое использование антонимов придает художественной речи особую остроту. Выразительность многих крылатых слов объясняется искусным употреблением в них антонимов:Домановы, но предрассудкистары(А.С. Грибоедов);Тыбогат, я оченьбеден, Тыпрозаик, япоэт. Тырумян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, ибледен(А.С. Пушкин);Мнегрустнопотому, чтовеселотебе(М.Ю. Лермонтов);То сердце не научитсялюбить, которое усталоненавидеть(Н.А. Некрасов):Какмалопройдено дорог, какмногосделано ошибок(С. Есенин).

Антонимы часто используются для созданияантитезы — стилистической фигуры, состоящей в противопоставлении сравниваемых понятий. Сколько пословиц обязано своей выразительностью этой фигуре!Ученье —свет, а неученье —тьма;Мягкостелет, дажесткоспать;Недорогоначало, похваленконец;Малтелом, давеликделом; Языкдлинный, мысликороткие.Антитеза лежит в основе заглавий многих известных произведений: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Толстый и тонкий» А.П. Чехова, «Дни и ночи», «Живые и мертвые» К. Симонова и других.

Прием антитезы любят использовать писатели при характеристике героев, описании событий, обстановки, поведения людей. В совершенстве владел этим стилистическим приемом М.Ю. Лермонтов. Вот один из блестящих примеров антитезы в его поэзии:

Иненавидиммы, илюбиммы случайно,
Ничем не жертвуя низлобе, нилюбви,
И царствует в душе какой-тохолодтайный,
Когдаогонькипит в крови.

Обращение М.Ю. Лермонтова к антонимам отражало важные особенности его мировоззрения и слога: склонность к самоанализу, сомнения, колебания, контрастность мироощущения и стремление достичь особой выразительности, афористической отточенности речи. В черновиках М.Ю. Лермонтова отражена его работа с антонимами: внося исправления в рукописи, писатель иногда предпочитал контрастные слова нейтральным. Так, диалог Вернера и Печорина в «Герое нашего времени» построен на ярком противопоставлении антонимов:

— Что до меня касается, то я убежден в одном… — сказал доктор.

— В чем это? — спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

— В том, — отвечал он, — что рано или поздно,в одно прекрасное утро я умру.

— Я богаче вас, — сказал я, — у меня, кроме этого, есть еще убеждение, — именно то, что яв один прегадкий вечер имел несчастье родиться.

В черновом варианте М.Ю. Лермонтова этот афоризм еще не имел такой остроты: там выпадал один из элементов антитезы — Печорин повторял эпитет Вернера:я в одинпрекрасныйвечер…Исправляя текст, писатель заменяет этот эпитет его антонимом.

Другой стилистический прием, состоящий в сочетании слов с противоположным значением, носит названиеоксюморон (оксиморон), что в переводе с греческого значит «остроумно-глупое». Ему отдали дань писатели, создавая заглавия «Живой труп», «Горячий снег», «Оптимистическая трагедия». В этом случае логически несовместимые слова объединяются в словосочетания, образуя необычное, новое понятие:Пышноеприродыувяданье; О какмучительнотобоюсчастливя!(А.С. Пушкин);Убогая роскошьнаряда(Н.А. Некрасов);Сердцу изведатьсладчайшую боль(А. Блок);Мама, ваш сынпрекрасно болен(В. Маяковский);Смотри, ейвесело грустить, такойнарядно обнаженной(о царскосельской статуе) (А. Ахматова).

А иногда писатель хочет подчеркнуть, что его герой ничем не выделяется среди других, что в описываемом предмете нет четко выраженных признаков, ярких качеств. Помните характеристику Чичикова в «Мертвых душах» Гоголя?В бричке сидел господин, не красавец, но ине дурной наружности, неслишкомтолст, неслишкомтонок; нельзя сказать, чтобыстар, однако ж и не так чтобы слишкоммолод.В подобных случаях антонимы употребляются с отрицанием.

Если же отрицанием выделить один из антонимов, то сочетание их, подобно двум синонимам, усилит логический акцент на антонимической паре. Вспомните реплику из «Налима» А.П. Чехова: —Тащи-ка корягу кверху, добрый человек… Как тебя?Кверху, а некнизу!

Стилистическое использование антонимов многообразно. К ним обращаются писатели для достижения эмоциональности речи. Например, кого оставят равнодушными строчки из сказок Пушкина:Коль тыстарый человек, Дядей будешь нам навек. Колипареньты румяный, Братец будешь нам названый. Кольстарушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коликрасная девица, Будь нам милая сестрица(«Сказка о мертвой царевне…»)? На антонимах, как правило, строятся контрастные описания:

Жил-был славный царь Дадон.
Смолодубыл грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Нопод старостьзахотел
Отдохнуть от ратных дел.

Антонимы помогают писателям показать полноту охвата явлений, широту пространственных и временных границ. Так, у В. Лебедева-Кумача:

От Москвы до самых до окраин,
Сюжныхгор досеверныхморей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей.
Всюду жизнь и вольно, и широко.
Словно Волга полная, течет
Молодымвезде у нас дорога.
Старикам— везде у нас почет.

Или в «Золотом петушке» А.С. Пушкина —Войска идутденьиночь; Им становится невмочь;…Перед ним молва бежала, Быльинебыльразглашала.

Нередко антонимы выступают как особое лексическое единство, обретая устойчивый характер:ни взад ни вперед, туда и обратно, более-менее.

Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создает его неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывает нас вдумчиво и серьезно относиться к использованию этих контрастных слов в речи. Неумелое обращение с ними порождает досадные ошибки.

К.И. Чуковский обратил внимание на трудности, возникающие при освоении антонимов маленькими детьми. Он писал: «По представлению ребенка многие слова живут парами… Узнав какое-нибудь слово, дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то, которое связано с ним по контрасту». При этом порой им не удается избежать смешных ошибок. Услышат: «Вчера быласырая погода», — и спросят: «А разве сегоднявареная?» Или на замечание: «Это водастоячая», — отреагируют вопросом: «А где жележачая

Подобные недоразумения возникают при многозначности противопоставленных слов. Прилагательноесыройможет означать «влажный», и тогда антоним к нему будетсухой, но может иметь и значение «не вареный, не жареный, не печеный» (когда мы говорим о продуктах), и в этом случае противоположными ему оказываются словавареный, жареный, печеный. Употребленное же в значении «недоделанный, недоработанный» словосыройантонимируется с такими, какзаконченный, завершенный(ср.:рассказ еще оченьсырой— рассказзаконченный;сыройматериал —хорошо подготовленныйматериал). А определениестоячийможет означать ивертикальный, тогда ему антонимичнылежачий, сидячий, висячий, но может указывать и на воду —не проточная, не текущая, и тогда первая группа антонимов не имеет с ним никакой связи.

Однако от этих «милых ошибок» мы легко избавляемся, взрослея. Но от неправильного использования антонимов не застрахованы и «большие дети». Вот, например, строчки из письма юнната: «Вы спрашиваете, как живет мой еж.Он живет плохо, он умер». Можно ли серьезно воспринимать подобное утверждение? А другой «грамотей» сообщает в «Пионерскую правду»: «Мы собрали 60 кг макулатуры, это все равно, чтосрубить стройную сосну или могучую лиственницу». В этом случае для правильного выражения мысли вместо словасрубитьследовало использовать его антоним —сохранить(то есть спасти от вырубки!).

Из-за неправильного употребления антонимов кажутся странными такие критические замечания: «Присутствующиесразу заметилиотсутствиепорядка в классе»; «Во внеклассной работе у насполно пробелови упущений».

Столкновение антонимов в речи, не замеченное говорящим, часто делает фразу нелогичной. Помните, как Фамусов говорит Скалозубу:Давнополковники, а служитенедавно?Возможно ли это? Но Фамусов, как известно, не очень-то заботился о правильности своей речи. А вот как столкнулись антонимы в сочинениях наших школьников: «Он (Дубровский) родилсяв бедной, но довольно-таки зажиточнойсемье»; «Борисв силу своей слабостине может защитить любимую женщину» (в «Грозе» А.Н. Островского); «Наташакричала, онемевот страха» (в сцене охоты в романе «Война и мир»). Из сочинений мы узнаем, что «Чичиков отличалсяприятной внешностью, нонеприятной внутренностью» и что «Плюшкин — этоживойобраз представителя «мертвыхдуш«». Рассуждение о творчестве Л.Н. Толстого подсказало одному из таких авторов «антитезу»: «Писатель не видел перед собой четкого будущего, поэтому он доводит своих героевлибо до смерти, либо до семейной жизни». А пересказ романтических произведений Горького спровоцировал на «невольный оксюморон»: «СтарухаИзергиль быламолодаи красива…»

А вот как антонимы «расцветили» выступление одного школьного оратора, который на классном собрании дает оценку успеваемости товарищей в таких выражениях: «Фронтальный опрос очень хорошо показал плохие результаты. За последнее время резко повысилось количество низких оценок. Чтобы ответы худших учеников стали лучше, мы должны открыть скрытые резервы повышения успеваемости в классе. Но при наличии отсутствия знаний по предмету мы не можем выправить положение». Это, как вы догадываетесь, пародия. Укажите в ней речевые ошибки, возникшие в результате неумелого обращения с антонимами.

Для любознательных можно предложить еще и такое задание: устраните ошибки в антитезе: «В нашем классе учатся разные ребята: есть очень одаренные и неспособные, усидчивые и рассеянные, умные и ленивые, любознательные и пытливые».

Не допускайте же подобных ошибок при употреблении антонимов!