Русские глагольные суффиксы - Г.А. Волохина, З.Д. Попова 2006

Русские глагольные суффиксы древнейшего происхождения
Суффикс -ка-

Суффикс -КА- характерен для глаголов звучания, образованных от звукоподражательных слов. М.А. Шелякин. описывая суффикс глаголов звучания ‑КА‑, заметил, что он возник в глаголах, образованных от звукоподражаний, оканчивающихся на ‑К, при сочетании с продуктивным глагольным суффиксом ‑А‑.

Таковы глаголы бряк-ать, тик-ать, чмок-ать, чирк-ать, чвак-ать, чок-ать, цок-ать, тук-ать, чирик-ать, шмяк-ать, щелк-ать, шарк-ать, рык-ать, так-ать, ик-ать и некоторые другие.

Благодаря их достаточной многочисленности и четкости семантики (все они обозначают звуковые действия, состоящие из цепи однократных и однородных звуков), вычленился суффикс -КА-, который стал использоваться при образовании других глаголов аналогичной семантики от разного рода звукоподражаний и имитаций звуков, уже не оканчивающихся на -К-.

Таковы глаголы ауКАть, бульКАть, гавКАть, карКАть, курлыКАть, кваКАть, мяуКАть, пиКАть, тявКАть, хрюКАть, цырКАть, хихиКАть, атуКАть, усьКАть, гуКАть, чилиКАть, рявКАть, чивиКАть, мурлыКАть, курлыКАть и некоторые другие [Шелякин, 1962, с. 50].

Такой способ образования морфем В.В. Виноградов описывает как приклеивание морфем одна к другой, как агглютинацию суффиксальных элементов [Виноградов, 1947, с. 436].

Обзор словарных материалов [Зализняк, 1977] показывает, что суффикс ‑КА‑ осознан как целостная единица. Его активно присоединяют к самым разнообразным звукоподражаниям, междометным восклицаниям, воспроизведениям отдельных звуков, невнятным звуковым экскрециям (как их назвал Бодуэн де Куртенэ), подзывным словам для животных и т.п.

Ср. манера диалектного произношения безударных гласных: акать, екать, икать, окать, якать.

Манера обращаться на ТЫ или на ВЫ: тыкать, выкать.

Многократное повторение междометных слов: айкать, ойкать, фукать, нукать, дакать, цыкать.

Общение невнятными звукоизвержениями: мекать, гымкать, буркать, фыркать, шамкать, хмыкать, хныкать, шикать.

Общение с животными: тпрукать, улюлюкать.

Общение с детьми: сюсюкать, баюкать.

Многократное повторение звуков инструментами и другими источниками звуков, для которых есть звукоподражательные слова: бибикать (детское воспроизведение звуков автомашин), дзинькать, тинькать, тенькать, тренькать (воспроизведение звуков струнных инструментов).

Общая идея «издавать звуки», видимо, объясняет и глагол пиликать (плохо играть на скрипке или гармошке). Возможно, он образован от незвукоподражательного глагола пилить, но не в его прямом значении, а в значении «двигать смычком по струнам скрипки или раздвигать и сдвигать меха гармони» подобно тому, как двигают пилу в процессе пилки дров. Впрочем, не исключаем и возможности подключения суффикса ‑КА‑ к звукоподражанию типа пи-ли-// пи-ли.

Суффикс ‑КА‑ не привлекает большого внимания исследователей глагольного словообразования, но упоминания о нем встречаются, хотя и не сопровождаются достаточными иллюстрациями [Виноградов, 1947, с. 436; Грамматика.., 1970, с. 230-231, Русская.., 1980, с. 345]. А между тем, как показывает материал, этот суффикс достаточно распространен в большой группе глаголов, описывающих разные виды звукоподражаний и звукоизвлечений, в частности и речевых Присоединение этого суффикса к не вполне прозрачным основам сохраняет общее значение глагола. Так, глаголы балакать, калякать несут значение говорить, издавая звуки речи. К глаголу балакать в словаре В.И. Даля можно найти целую серию аналогов с компонентом БАЛА: балаболка, балагур, баламут, балалайка (балабайка) и ряд других, несущих насмешливую коннотацию несерьезности. Не отрицая возможной связи компонента БАЛА с тюркизмами, нельзя не видеть его очень вероятной связи с передразниванием пустой болтовни (бала-бала-бала; бол-бол-бол).

При глаголе калякать В.И. Даль дает помету вост. и вариант калайдакать. Для нас важно в данном случае, что суффикс ‑КА‑ используется и при таких неясных основах, сохраняя свое значение.

Если вдуматься в процесс формирования суффикса ‑КА‑ и присмотреться к другим группам глаголов звучания, можно обнаружить еще несколько «приклеиваний морфем», порождающих новые суффиксы.

В глаголах звучания, которые образованы от звукоподражаний, оканчивающихся на ‑Т, в соединении с суффиксом ‑А‑, создаются условия для образования суффикса ‑ТА‑. Глаголов, образованных от звукоподражаний и названий разного рода звучаний, довольно много: топот-ать, стрекот-ать, хохот-ать, щебет-ать, скрежет-ать, грохот-ать, лепет-ать. рокот-ать, клекот-ать, хлыст-ать, хлест-ать, свист-ать, цокот-ать, регот-ать, хлобыст-ать, клокот-ать, шаст-ать, болт-ать и некоторые другие, в частности диалектные и просторечные.

А вот примеры глаголов, в которых комплекс ‑ТА‑ использован как самостоятельный суффикс: квох-тать. кудах-тать, клох-тать. Находим этот фонетический комплекс после основ, как бы восходящих к звукоподражаниям, но уже утративших какие-то компоненты: бормотать, лопотать, роптать, шептать, топтать, воркотать (ворковать). Такие глаголы также могут поддерживать формирование суффикса ‑ТА‑ со значением «издавать звуки, названные основой слова, и совершать действия, сопровождаемые звуками, названными или имитированными основой слова».

В глаголах ахать, охать, бухать, ухать, бахать, бабахать, тарарахать, бултыхать, плюхать, трюхать, чихать, порхать и некоторых других, создаются условия для вычленения суффикса ‑ХА‑.

Осмысление комплекса ‑ХА‑ как суффикса, по-видимому, началось. Он уже используется после деформированных корней и после корней, принадлежность к которым звука — Х неочевидна, Ср.: грохать, перхать, чхать, брехать (в значении «лаять» о собаке), дрыхать. Глагол громыхать намечает тенденцию к образованию суффикса ‑ЫХА‑ под явным влиянием глаголов бултыхать, болтыхать. У этого фонетического комплекса намечается экспрессивное значение повышенной степени интенсивности звука.

Известны глаголы звучания и с суффиксом ‑Я‑(‑Ja‑): лаять, граять (о воронах, грачах, галках), блеять, баять, вопиять, лелеять (от детского лепета). Есть такие глаголы с значением «совершать действия, сопровождаемые звуками, имитируемыми основой слова». Таковы, например, глаголы веять, лиять, зиять, шнырять. К глаголу веять В.И. Даль приводит пример: далеко сосна стоит, а своему бору веет (шумит). К глаголу лиять В.И.Даль приводит сохранившееся в диалектах слово лияло — приспособление для слива жидкости. Глагол зиять, по В.И. Далю, связан со словами зев, зевать. Иначе говоря, во всех таких глаголах первоначально была идея звучания. Интересно, что утрата акустического компонента значения у звукоподражательных слов и развитие их семантики от конкретно-чувственных образов до абстрактных и терминологических понятий отмечено и в немецкой лексической системе [Матасова, 2006, с. 8].

Если в глаголах звучания перед ‑J‑ появлялся корень на ‑К‑, то этот звук изменялся в соответствии со звуковыми закономерностями в ‑Ч‑. Так появились глаголы звучания звучать, стучать, кричать, бренчать, рычать, мычать. Очевидно, что они могли образовываться и с суффиксом ‑А‑, ср. стукать, рыкать, бренькать. Однако это не помешало сосуществованию подобных формантов (не исключена роль диалектного многообразия русского языка), и создались условия для использования комплекса ‑ЧА‑ как суффикса .Ср.: бурчать, ворчать, журчать, урчать, мурчать, фурчать, фырчать и некоторые другие.

Есть еще несколько звукосочетаний, получившихся в процессе образования звукоподражательных глаголов. Звукоподражания на ‑Д или на ‑Г угадываются в глаголах с комплексом ‑ЖА. Ср.: визг — визжать, брюзга — брюзжать, верезг — верезжать. Этот комплекс мог поддерживать глагол ржать. В виде сложившегося суффикса он может быть отмечен в глаголе жужжать.

В глаголах, соотносимых с звукоподражаниями на ‑СК, получалось сочетание ‑ЩА‑: пищать, трещать. Оно использовано в глаголе верещать.

Малочисленность глаголов со стыками ‑ЧА‑, ‑ЖА‑ не позволяет говорить о превращении таких стыков в суффиксы, хотя при необходимости они вполне могут суффиксами стать.

Рассмотренные примеры показывают, что новые суффиксы создаются по мере развития и обогащения словарного состава языка постоянно. Наиболее частотные «склеивания» звуков на стыках морфем осмысляются как новые суффиксы и начинают употребляться для образования нужных слов.