Работа с текстом на уроке русского языка - Пособие для учителя 5-11 классы - О. М. Александрова 2019

Урок русского языка: традиции и современность
Домашняя учебная работа в системе обучения русскому языку

Интересный факт

Должно постоянно помнить, что следует не только передавать I ученику те или иные познания, но и развивать в нём желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения.

К. Д. Ушинский

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьёт только домашний самостоятельный труд.

И. Кант

По мере того как у детей скапливается масса знаний и расширяется их умственный кругозор, не только можно, но и необходимо приучать их работать дома, то есть, во-первых, в одиночку, во- вторых, самостоятельно, потому что школа имеет целью не саму себя, а жизнь. Домашние работы важны ещё и в том отношении, что приучают детей думать о завтрашнем дне, своевременно заботиться о своих обязанностях и внимательно, надлежащим образом I выполнять их.

Н. Ф. Бунаков

Ключевые вопросы

  1. Что такое домашняя учебная работа по русскому языку?

  2. Что такое домашнее учебное задание?

3. Всегда ли Вы задаёте домашние задания по русскому языку? Почему?

4. Какие функции выполняет домашняя учебная работа на современном этапе развития образования?

5. Какие домашние учебные задания Вы включаете в домашнюю учебную работу по русскому языку?

В XXI веке в условиях развития информационного общества основным требованием к образовательному процессу становится воспитание человека, умеющего самостоятельно учиться, способного понимать важность образования и самообразования, проявляющего готовность к саморазвитию и непрерывному образованию в течение всей жизни. При этом развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности становится залогом успешного формирования всех видов компетентностей, необходимых для жизненного и профессионального самоопределения.

Одним из общепризнанных способов формирования навыков самостоятельной учебной деятельности стало выполнение обучающимися домашней работы. Домашняя учебная работа является составной частью процесса обучения, способствующей формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности, позволяющих добывать знания разными способами (Л. П. Крившенко, И. П. Подласый, Е. С. Рабунский, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов).

Так, под домашней учебной работой понимается внеаудиторная работа, выполняемая школьниками во внеурочное время самостоятельно, без непосредственной помощи педагога, которая может включать выполнение домашних заданий, полученных от учителя, заданий по собственному выбору учащегося в учебной области, области дополнительного образования, различные виды работы для подготовки к участию в социально-творческой деятельности, элементы самообразования1. Совокупность домашних учебных заданий составляет домашнюю учебную работу школьников.

1 Рогозина Т. В. Система домашних заданий как фактор обеспечения качества образовательного процесса: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 — Санкт-Петербург, 2011 — 25 с. — С. 13.

Домашнее учебное задание — это специально отобранное или сконструированное учебное задание, предназначенное для самостоятельного выполнения обучающимся во внеурочное время с целью достижения планируемых результатов обучения.

В настоящее время некоторые аспекты организации домашней учебной работы регулируются законодательно.

Законодательное регулирование процесса организации домашней учебной работы школьников

Прежде чем приступить к рассмотрению основных нормативно-правовых документов, регулирующих процесс организации домашней учебной работы в России, проведём небольшой эксперимент.

Интересный факт

  Проведём эксперимент.

  Для эксперимента понадобится:

1) учебник русского языка (или другие учебные материалы, необходимые для выполнения задания);

  2) тетрадь;

  3) ручка, карандаш, ластик;

  4) секундомер.

  Ход эксперимента:

1. Выберите одно домашнее задание по русскому языку, которое было задано вами вашим ученикам.

  2. Включите секундомер.

3. Начните выполнять все заданные вами домашние задания: устные (найдите в учебнике необходимую информацию, оцените её на предмет доступности для обучающихся вашего класса, подумайте, как лучше организовать проверку устной части этого домашнего задания) и письменные (выполняйте работу в тетради, соблюдая те требования к оформлению домашней работы, которые вы предъявляете к обучающимся, выполните необходимые виды разбора, выделите, если необходимо, орфограммы и т. д.).

4. Пишите аккуратно разборчивым почерком, не спешите. Проверьте себя.

5. Выключите секундомер.

6. Оцените время выполнения домашнего задания, учитывайте, что ученики 5 класса будут выполнять эту же работу в два раза медленнее.

7. Сделайте выводы об объёме и времени выполнения домашних заданий. Соотнесите их с нормами «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (см. табл. № 1).

8. Проведите опрос обучающихся и родителей о том, сколько времени выполнялась данная домашняя работа.

9. Сделайте выводы по итогам эксперимента.

Рассмотрим основные нормативно-правовые документы, в которых регулируется процесс выполнения домашней учебной работы:

1. Закон об образовании РФ1.

В статье 43 Закона об образовании (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) «Обязанности и ответственность обучающихся» говорится об обязанностях обучающихся, среди которых выделяется обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

1 Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273- ФЗ от 29.12.2012. — Ростов н/Д: Легион, 2013. — 208 с.

В то же время в статье 48 указывается на обязанности и ответственность педагогических работников развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (№ 2.4.2.2821- 10 от 29 декабря 2010 г. с изменениями 2011, 2013, 2015 гг.)

Действующие санитарно-эпидемиологические требования устанавливают требования к объёму домашних заданий, причём к заданиям по всем предметам, заданным к следующему учебному дню. Нормы времени указаны в таблице № 1.

Таблица № 1

Объём домашней учебной работы для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, закреплённый в действующих «Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в 2017 году.

Класс

Количество часов

1

Домашние задания не допускаются

2 — 3

до 1,5 часа

4 — 5

до 2 часов

6 — 8

до 2,5 часа

9 — 11

до 3,5 часа

Необходимо отметить, что в документе не прописываются требования по объёму времени или количеству заданий отдельно по предметам, включая предмет «Русский язык». Указанные нормы являются обязательными к исполнению во всех общеобразовательных учреждениях; контроль за соблюдением соответствия домашних заданий этим требованиям возлагается на учителей-предметников и администрацию школы.

  Также СанПиН 2.4.2.2821-10 указывает на необходимость профилактики переутомления и перегрузки детей с помощью введения каникул. Закон об образовании относит каникулы к академическим правам ребёнка и характеризует их как «плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком»1. Это означает, что привлекать учащихся в каникулы к каким- либо мероприятиям образовательная организация может только с их согласия, а применительно к несовершеннолетним обучающимся — с согласия их законных представителей. Поэтому задание на каникулы может рассматриваться как нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся.

1 Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273- ФЗ от 29.12.2012. — Ростов н/Д: Легион, 2013. — 208 с. — С. 56.

КНИЖНАЯ ПОЛКА СЛОВЕСНИКА

1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012.

2. «Санитарно-эпидемиологические требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (№2.4.2.2821- 10 от 29 декабря 2010 г. с изменениями 2011,2013,2015 гг.)

Домашняя учебная работа по русскому языку в условиях информационно-образовательной среды

Ключевые вопросы

  1. Что такое информационно-образовательная среда (ИОС)?

2. Какие значимые для изучения предмета «Русский язык» компоненты ИОС, доступные учителям в вашей школе, актуальны для вас?

3. Изменилось ли содержание, цели, функции домашней учебной работы по русскому языку в условиях ИОС?

4. Изменилось ли содержание домашней учебной работы по русскому языку в вашей практике преподавания за последнее десятилетие? Если да, то как?

5. Как используются возможности ИОС при организации домашней учебной работы по русскому языку?

6. Какие у вас возникают затруднения при организации домашней учебной работы школьников по русскому языку?

7. Какие, на ваш взгляд, возникают трудности у ваших учеников при выполнении домашней учебной работы по русскому языку?

Домашняя учебная работа по русскому языку — традиционный компонент образовательного процесса. Однако на современном этапе развития дидактики и методики преподавания русского языка в основной школе она значительно меняется. Эти изменения связаны прежде всего с обновлением содержания образования и модернизацией средств обучения в условиях информационно-образовательной среды (ИОС). Чтобы проследить динамику этих изменений в рамках работы Центра филологического образования ФГБНУ «ИСРО РАО», был проведён сравнительный анализ содержания учебно-методических комплектов (УМК) по русскому языку, выпущенных в 2006-2008 годах и в 2015- 2017 годах, а также определены популярные в практике преподавания средства обучения.

Так, сравнительный анализ содержания УМК по русскому языку позволил сформулировать важные для организации домашней учебной работы направления обновления их содержания в условиях ИОС1:

1 Здесь и далее публикуются данные, полученные в ходе проведённой в 2013-2018 годах опытно-экспериментальной работы на базе МАОУ «Видновская гимназия» (г. Видное, Московская область), официальной экспериментальной площадки Центра филологического образования ФГБНУ «ИСРО РАО».

1. На современном этапе значительно расширился объём содержания за счёт включения в состав УМК новых компонентов, размещённых на бумажных и электронных носителях (например, в состав УМК под ред. М.М. Разумовской в 2007 году входили учебник и рабочая программа для учителя; в 2017 году в состав УМК входит печатный учебник с его электронной версией, несколько видов рабочих тетрадей, тренажёры, тесты, учебно-методические материалы для учителя и ученика, справочные пособия, школьные учебные словари)1.

1 Ускова И. В. Роль компонентов УМК в организации домашней работы по русскому языку [Текст] // Инновационная деятельность в образовании: Сборник научных статей / Под общ. ред. Г. П. Новиковой. — В 2-х ч. — 4.1. — Москва—Пушкино: 2014. — 548 с. — С. 489-492. — С. 490.

2. Существенно изменилось содержание учебных заданий, входящих в состав УМК. Для выполнения некоторых из них необходимо привлечение разного рода дополнительной литературы или использования материалов сети Интернет.

3. Дидактический материал современных УМК обновлён за счёт включения учебных текстов линейной и нелинейной структуры, отражающих современную картину мира. Работа в процессе обучения с такими текстами, которые ещё называются «текстами новой природы», требует от обучающихся овладения специальными умениями по работе с информацией2.

2 Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» [Текст] / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, И. П. Васильевых, И. В. Ускова // Русский язык в школе. — № 1. — 2017. — С. 3-12.

Значительные изменения произошли не только на уровне содержания, но и на уровне средств обучения. На уроках учителя русского языка активно используют современные средства обучения, однако они практически не используются при организации домашней учебной работы в ИОС. Так, наряду с традиционно используемыми компьютерами, принтерами, оборудованием для демонстрации учебных материалов, для работы учителя используют электронные доски, планшеты, смартфоны. Существенно обновилось программное обеспечение, регулирующее работу этих устройств. Условно программное обеспечение можно разделить на две группы: созданное непосредственно для образовательных целей (например, повсеместно разработаны и внедрены в школьную практику электронные журналы и дневники) и созданное не для образовательных целей, но активно использующееся в образовательном процессе (например, электронная почта, WhatsApp, Skype).

Таким образом, современное обучение русскому языку необходимо проектировать с учётом особенностей ИОС. Однако проведённое исследование показало, что ИОС практически не учитывается на этапе организации домашней учебной работы. При этом был выявлен комплекс проблем в организации домашней учебной работы. К ним относятся следующие:

1. Однообразие домашних учебных заданий. В результате исследования было установлено, что домашняя работа по форме и содержанию является наиболее традиционным компонентом образовательного процесса: 88% домашних учебных заданий составляют упражнения из учебника или печатной рабочей тетради. Основной функцией домашней работы учителя русского языка считают повторение и закрепление, а также завершение классной работы. Обучающиеся и родители отмечают, что ежедневное выполнение однообразных домашних учебных заданий приводит к снижению учебной мотивации, потере интереса к предмету, избирательности в выполнении домашних заданий, что является одной из причин снижения успеваемости.

2. Перегруженность обучающихся домашними учебными заданиями.

Проблема перегрузки учащихся домашними заданиями с той или иной степенью интенсивности обсуждалась на разных этапах развития образования. Первые публикации, связанные с рассмотрением проблемы перегрузки учащихся, были обнаружены в трудах педагогов XIX века. На страницах периодических изданий «Гимназия» (изд. с 1888 по 1900 г., г. Ревель), «Педагогический сборник» (изд. с 1864 по 1918 г., СПб.), «Образование» (изд. с 1892 по 1909 г., СПб.), «Вестник воспитания» (изд. с 1890 по 1917 г., г. Москва) в разное время назывались причины перегрузки учащихся, среди которых выделяются актуальные и по сей день: перегруженность программ и учебных планов, увеличение количества учебных предметов, расширение учителем границ содержания учебного предмета и домашнего задания по нему, отсутствие чёткого планирования компонентов урока1.

1 У скова И. В. Исторический аспект проблемы перегрузки учащихся домашними заданиями по русскому языку [Текст] / И. В. Ускова / Методика и практика преподавания в XXI веке: Сб. науч. тр. / Под ред. А. Л. Фурсова. — Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015 — 102 с. — с. 80-85.

В XXI веке актуальным стал поиск путей решения данной проблемы в условиях информационного общества, в котором основным требованием к образовательному процессу становится воспитание человека, умеющего самостоятельно учиться, способного понимать важность образования и самообразования, проявляющего готовность к саморазвитию и непрерывному образованию в течение всей жизни. Поэтому проблема перегрузки учащихся домашними заданиями стала подниматься на самом высоком уровне.

Так, в вынесенном на общественное обсуждение 17 февраля 2015 года проекте ведомственного приказа Минобрнауки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015» были установлены новые требования к объёму домашних заданий, отражённые в действующем СанПиНе1 (см. табл. № 1).

1 Проект приказа «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015». URL: http://regulation.gov.ru/project/2332 l.html?point=view_project&stage=2&stage_i d=l6473 (дата обращения: 24. 02. 2015).

3. Отсутствие качественной организации проверки домашней работы. Объёмность домашней учебной работы ведёт не только к перегрузке обучающихся, но и к перегрузке учителя, который не всегда может организовать качественную проверку каждого заданного домашнего задания. При этом практика показывает, что отсутствие систематической проверки домашней учебной работы приводит к тому, что школьники перестают выполнять домашние задания, выполняют их нерегулярно, некачественно.

4. Отсутствие методических рекомендаций и практических разработок для учителя, формирующих представление об организации домашней учебной работы по русскому языку в условиях ИОС.

Несомненно, организация домашней учебной работы — задача школы и учителя. Однако исполнителем её является ученик, поэтому наряду с исследованием организации домашней учебной работы учителем проводилось исследование процесса выполнения её обучающимися. В ходе анкетирования, личных бесед с обучающимися и их родителями, а также в практике преподавания предмета «Русский язык» в основной школе был выявлен комплекс проблем, связанных с выполнением домашних учебных заданий школьниками. Среди них следующие:

1) затруднения организационного характера: выбор оптимального времени для выполнения домашнего задания, выбор места для работы (родители отмечают, что не всегда задания выполняются за рабочим столом), отсутствие записи домашнего задания в дневнике, общая неорганизованность обучающегося, не позволяющая выполнить задание с начала до конца, не переключая внимание.

  2) затруднения, связанные с непосредственным выполнением учащимися домашних заданий по русскому языку: задание не понятно и/или не объяснено учителем, не сформирован навык работы с учебником и учебной литературой, не сформировано умение поиска дополнительной информации в разных источниках, отсутствие чёткой системы требований и оценивания.

На основе выводов, сделанных в процессе проведённого исследования, а также после анализа дидактической и методической литературы были сформулированы основные требования к организации домашней учебной работы учителем, актуальные в условиях ИОС.

Интересный факт

По мнению родителей, обучающихся МАОУ «Видновская гимназия» (Московская обл., г. Видное), основной трудностью в выполнении домашних заданий их детьми является отсутствие сосредоточенности, неустойчивость внимания при выполнении учебной работы. Дети постоянно отвлекаются на общение в социальных сетях, разговоры по телефону, что значительно увеличивает длительность выполнения заданий и в результате снижает их качество.

Требования к домашней учебной работе по русскому языку

Ключевые вопросы

1. Назовите необходимые требования к организации домашней учебной работы по русскому языку.

2. Предложите возможные пути устранения перегрузки обучающихся при выполнении домашней учебной работы.

1. Содержание домашней учебной работы должно быть понятно всем обучающимся в классе. Формулирование содержания домашней учебной работы школьников — важный этап урока. Неправильно задавать домашнее задание в самом конце урока или после звонка. Необходимо выбрать этап, на котором будет наиболее уместно это сделать. Причём задание должно быть объяснено учителем, при необходимости выстроен алгоритм действий, проведён инструктаж, указано, каким видом дополнительной литературы необходимо воспользоваться и т. д.

Интересный факт

2. Домашние задания должны быть разнообразными. Анализ практики преподавания предмета «Русский язык» в основной школе показывает, что домашняя учебная работа является наиболее традиционным, устойчивым по форме и содержанию компонентом современного процесса обучения: 80% учителей русского языка признают важность домашней работы в становлении учебной самостоятельности школьников и задают домашние задания своим ученикам на каждом уроке. Причём основной функцией домашней учебной работы считают закрепление полученных на уроке знаний. Домашнюю работу по русскому языку у 90% учителей составляют задания в виде упражнений из учебника или печатной рабочей тетради. Только 21% опрошенных задают разноуровневые задания, 33% — дифференцированные, 40% — индивидуальные, практически не задаются пролонгированные домашние задания.

Однако использование разнообразных видов домашних заданий формирует мотивацию к изучению предмета и к учебной деятельности в целом, стимулирует творческую активность, позволяет сформировать важнейшие метапредметные умения.

3. Посильность и доступность домашнего задания. Принципы посильности и доступности при организации домашней учебной работы школьников приобретают особое значение в связи с тем, что школьники выполняют задания без непосредственного руководства учителя. Они не имеют возможности попросить помощи и контроля этапов выполнения задания. Поэтому домашнее задание должно быть доступно для выполнения всем обучающимся.

4. Домашние задания должны учитывать индивидуальные особенности школьников. Учёт индивидуальных особенностей школьников — не просто требование к домашним заданиям, но и требование Закона об образовании и ФГОС ООО, ориентирующихся на индивидуальное личностное развитие каждого школьника. Например, в содержание домашней учебной работы можно включать обязательные задания для всех и отдельные для детей, интересующихся предметом, слабоуспевающих обучающихся, претендующих на участие в олимпиадах, пропустивших тему и т. п.

5. Работа над ошибками — важный компонент домашней работы. После получения учеником проверенной учителем тетради перед выполнением домашнего задания рекомендуется выполнять работу над ошибками.

6. Каждое домашнее задание должно быть проверено.

Несомненно, каждое домашнее задание должно быть проверено. Организация проверки — сложный, трудоёмкий и ответственный этап работы учителя. Однако он необходим для организации качественного процесса обучения.

7. Количество и объём домашних заданий должны соответствовать нормам СанПиНа (нормы см. в табл. № 1).

КНИЖНАЯ ПОЛКА СЛОВЕСНИКА

1. Скаткин М. Н. Воспитание навыков самостоятельной работы учащихся при выполнении ими домашних заданий. — М.: Изд-во Акад. наук РСФСР, 1955. — 40 с.

2. Водейко Р. И. Домашнее задание старшеклассника. (Советы специалиста.) — Минск: Изд-во БГУ, 1974. — 40 с.

3. Древелов, Хорст. Домашние задания: Кн. для учителя / Хорст Древелов, Дитер Хесс, Хельмут Век; Пер. с нем. Н. С. Кабановой; [Авт. вступ. ст. А. Г. Кутузов]. — М.: Просвещение, 1989.

4. Рогозина Т. В. Изменение в домашней учебной работе школьников в условиях перехода на ФГОС нового поколения [Текст]: методическое пособие / Т. В. Рогозина; Ком. общ. и проф. образования Ленинградской обл., ГАОУ ДПО «Ленинградский обл. ин-т развития образования». — Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2011.

5. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е. О. Иванова, И.М. Осмоловская. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 190 с. — (Работаем по новым стандартам).