Работа с текстом на уроке русского языка - Пособие для учителя 5-11 классы - О. М. Александрова 2019

Текст как центральная единица урока
Текст в системе современных средств обучения

Текст по своему функциональному назначению есть высшая коммуникативная единица языка, посредством которой осуществляется речевое общение. Текст отражает речемыслительную деятельность говорящего / пишущего, рассчитанную на ответную деятельность читателя / слушателя, на восприятие, понимание и интерпретацию текста. На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки и категории текста, его структура, типы и виды, правила создания текста с учётом конкретных экстралингвистических факторов и понимания его смысла не только на поверхностном, но и на глубинном уровне). В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нём системой словесных художественных образов. Интегративная цель освоения учебных предметов, входящих в образовательную область «Русский язык и литература», заключается в формировании филологической культуры школьников, ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учётом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.

Слово учёного

Текст «позволяет слить воедино два важнейших направления в изучении русского языка в школе: познание системы языка и познание норм и правил общения, речевого поведения в различных жизненных ситуациях».

Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб, пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, 1998. — С. 4.

Определений понятия «текст» много, и все они стремятся зафиксировать особенности множества существующих текстов. Например, в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля под текстом понимается «подлинник, подлинная оригинальная речь писателя». В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова даётся такое определение текста: «Текст — это всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них)». Общепринятым толкованием считается такое: текст (от лат. textus — ткань, сплетение, соединение) — объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации. Исходя из этого определения, текстом можно считать график, таблицу, фотографию, рисунок, знаки дорожного движения, географическую карту и т. п. В языкознании текст — последовательность вербальных (словесных) знаков1.

1 Языкознание. Большой энциклопедический словарь. 1998. — С. 507.

В педагогическом речеведении принято понимать текст как «результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определённой структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством»2.

2 Педагогическое речеведение. — М., 1998.

В педагогике существует понятие «учебный текст». Учебный текст может представлять собой как аутентичный, оригинальный текст, используемый в учебных целях, так и текст, специально сконструированный для решения определённых методических задач, причём он может состоять даже из одного предложения. Учебным текстом может являться художественное произведение или его фрагмент.

Необходимо учитывать возможность сочетания в учебном тексте разных способов кодирования и представления информации. Обычно выделяют линейные тексты, имеющие чёткую последовательность, и нелинейные тексты, которым присущи такие характеристики, как интертекстуальность и гипертекстуальность. Интертекстуальность представляет собой многомерную связь отдельного текста с другими текстами по линиям содержания, жанрово-стилистическим особенностям, структуре, формально-знаковому выражению (включение цитат, литературных аллюзий, реминисценций и т.д.); гипертекстуальность характеризуется наличием внутренних ссылок.

Интересный факт

  Оксфордский словарь ежегодно определяет слово года, которое отражает или называет наиболее актуальные социальные явления. В 2013 году это было, например, «селфи». Словом, 2015 года стала не одна из основных структурных единиц языка, а эмотикон, или смайлик, изображающий «лицо со слезами радости на лице»

На уроках целесообразно предлагать для чтения разные типы текстов, с которыми учащиеся встречаются не только в учебной деятельности, но и в жизни, чтобы помочь школьникам овладеть разными видами и стратегиями чтения.

Слово учёного

Важнейшая черта инфографического текста — стремление к экономии языковых средств, особенно на грамматическом уровне. Так, чаще, чем в традиционных текстах, в инфографике встречаются односоставные (назывные) и неполные предложения, снабжённые значками, сокращениями, рубрикаторами. Всё это способствует лаконичности и компрессии данного креолизованного текста, задача которого — сделать материал кратким и доступным для понимания с первых секунд.

Кротова А. Г., Басырова А. Е. Инфографика как особый вид креолизованных текстов (лингвистический аспект) // И. А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика. Казань, 12-15 окт. 2015 г.: в 2 т. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. — Т. 2. — С. 163-165.

«При выборе стратегии работы с учебным текстом следует учитывать разные типы текстов:

  • по способу предъявления информации: вербальный (словесный текст), невербальный (схема, график, карта, рисунок, диаграмма и др.), тексты смешанного типа;

  • по дидактическому назначению текста: информирующие (теоретические, иллюстрирующие и инструктирующие) и тренировочные (обучающие и контролирующие);

  • по форме предъявления: связные, словарные; деформированные и недеформированные;

  • по видам задач, которые позволяет решать учебный текст, выделяют:

— тексты предметной ориентации, задача которых — сформировать определённые логико-понятийные структуры (представления, понятия). В виде учебной статьи, очерка, фрагмента параграфа они представляют тот объём знаний, информации, который необходимо усвоить учащимся при изучении той или иной предметной области;

— тексты инструктивной ориентации, задача которых — помощь в организации деятельности учащихся. Такие тексты (в

виде алгоритма, плана деятельности, модели, таблицы) обеспечивают формирование готовности обучающегося к самостоятельному решению учебной задачи;

— тексты ценностной ориентации, задача которых — создание условий для формирования убеждений, взглядов, критериев, оценок. Это тексты художественных произведений, исторических документов и т. п.»1.

1 Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, И. П. Васильевых, И. В. Ускова // Русский язык в школе. — № 1. — 2017. — С. 3-12.

Слово учёного

Благодаря информационно-коммуникационным средствам возникает более объёмная коммуникация, более разноплановая, более содержательная. Текст приобретает полифоническое звучание. Теперь текст совмещает в себе звучащее слово и изображение, и графику. Так развиваются интегрированные системы мультимедиатекстов. Медиатекст превращается в новый коммуникационный продукт, который может быть включён в разные медийные структуры. Его можно использовать в газете, на радио, визуально, и, наконец, в мобильном телефоне. Иное качество обретают доклады, дискуссии, рефераты. Теперь промежуточные результаты обучения содержат не только материалы учебников, но и точки зрения партнёров по проекту.

Гац И. Ю. Лингвометодические проблемы в современной языковой ситуации. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 2. С. 78-83. — С. 80.

Помощь в организации активного взаимодействия со знаками, текстами может оказать как использование современных образовательных технологий, так и обращение к информационным ресурсам, среди которых отметим материалы портала «Национальный корпус русского языка». Приведём конкретный пример. Поиск в

корпусе (с выбором подкорпуса) позволяет, например, организовать работу с традиционными концептами «печаль», «радость». В поэтическом подкорпусе слово «радость» встречается значительно чаще: найдено 2505 документов, со словом «печаль» — 1671. Можно предложить учащимся выписать сочетания, в которых использованы эти слова: «русская печаль», «родная печаль» (Ю. П. Кузнецов), «отлетит печаль», «мирская печаль» (В. Блаженный), «окаменевшая печаль» (И. Жданов); «радость разума и воли» (Г. А. Глинка), «радость ухода» (Д. Самойлов), «радость для пытливого ума» (П. Г. Антокольский), «неполная радость моя» (Ю. П. Кузнецов), «радость жизни» (Б. А. Слуцкий), «грусть, похожая на радость» (Н. Рубцов). Безусловно, понимание значения возможно только в контексте. Можно привлекать и сопоставительный анализ. Поиск в основном корпусе также показывает, что «радость» используется чаще: 175 документов, «печаль» — 74. Среди примеров: «сосредоточенная печаль» (Л. Н. Толстой), «печаль и скорбь исчисляются днями и годами» (А. Н. Радищев), «несусветная радость» (Ю. И. Визбор); «радость первосотворения», «радость творчества», «радость художника» (В. П. Астафьев) и т. д. Многие из примеров позволяют увидеть приращение смысла слов, понять жизнь слова в языке.

Интересный факт

По данным компании Publishing Technology, среди «поколения миллениума» — в возрасте от 18 до 34 лет — 79% американцев в 2014 году прочитали хотя бы одну бумажную книгу, в то время как электронную — лишь 46%. В Великобритании бумажные книги читали 64%, в то время как электронные — 28%.

О новых книгах «поколение миллениума» узнаёт, как из личных рекомендаций, так и с помощью онлайн-поиска. 45% опрошенных заявили, что узнали о новинках от знакомых, 34% — в социальных сетях, 32% с помощью поиска в Интернете, а 25% — изучая стенды в книжном магазине либо в библиотеке.

Интересный факт

Ресурс https://infogr.am/ позволяет выбирать различные шаблоны инфографики, хотя их не так много.

Ресурс https://www.easel.ly/ позволяет создавать инфографику как с нуля, так и используя готовые шаблоны.

Ресурс https://piktochart.com/ содержит большое количество бесплатных шаблонов, широкие возможности по редактированию.

Инструмент для создания инфографического текста — https://creately.com/. Сайт позволяет создавать инфографику, специализируясь при этом на создании различных диаграмм.

КНИЖНАЯ ПОЛКА УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

1. Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» / Л. С. Большакова // Вестник Новгородского государственного университета. — 2008. — № 49. — С. 48-51.

2. Дейкина А. Д., Лёвушкина О. Н. Характеристика текста как вида учебной деятельности в современном школьном обучении русскому языку / А. Д. Дейкина, О. Н. Лёвушкина // Мир русского слова. — 2011. — №2. — С. 77-84.

3. Кулютин Ю. Н. Анализ функциональных стилей учебного текста / Ю. Н. Кулютин // Проблемы школьного учебника. — Вып. 5. — М., 1977. — С. 91-97.

4. Мелентъева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Ю. П. Мелентьева: Отделение историко-филол. наук РАН; Науч. совет РАН «История мировой культуры». — М.: Наука, 2010. — 182 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.

6. Потапова И. И. К вопросу о видах текста (учебный текст и его типология) // Вестник Московского университета. Журналистика. — М., 1976. — № 3. — С. 34-47.

7. Сметанникова Н. Н. Инновации в чтении и практике чтения. Третий международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрёстке». Челябинск, 24-25 сентября 2015 г.: материалы форума, Челябинск, ЧГАКИ. — 2015. — С. 16-21.

8. Сонин А. Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов / А. Г. Сонин // Вопросы психолингвистики. — № 1. — 2003. — С. 43-56.

9. Токарева П. В. Коммуникативные стратегии и тактики в современном учебном дискурсе: на материале школьных учебников: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Токарева Полина Васильевна. — Омск, 2005. — 171 с.