Работа с текстом на уроке русского языка - Пособие для учителя 5-11 классы - О. М. Александрова 2019

Текст как центральная единица урока
Использование дидактического материала учебника для формирования мотивации к чтению

Ключевые вопросы

1. Каким должен быть учебник, чтобы стать частью современной образовательной среды и обеспечить развитие личности ученика?

2. Какие требования предъявляются к дидактическому материалу учебника?

3. Есть ли у учебника как средства обучения будущее?

Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации определяет, что одной из приоритетных задач преподавания русского языка в школе по-прежнему остаётся формирование представлений о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории народа, говорящего на нём; о взаимообогащении языков в результате взаимодействия национальных культур.

В Концепции сформулировано одно из важнейших направлений совершенствования преподавания русского языка — обеспечение оптимального соотношения теоретического и практического аспектов обучения русскому языку на всех этапах школьного образования. Ещё одним важным документом, на который должна ориентироваться школа, является Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р). В документе подчёркивается необходимость совершенствовать умения чтения как важнейшего способа «освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах», «первого по значимости источника социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством»1.

1 Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://govemment.ru/media/files/QxlKuzCtzwmqEuy70A5XldAz9LMukDyQ.pdf

Подходы, определяющие мотивацию в целом на уроках русского языка, основываются на достижениях современного литературоведения и лингвистики, психологии и педагогики:

Системно-деятельностный подход, опирающийся на теорию Л. С. Выготского о речевой деятельности, согласно которой первым этапом мыслительного процесса, направленным на построение речевого высказывания (в том числе и письменного), является «мотивация высказывания». Таким образом, вопросы и задания, предлагаемые для выполнения, должны быть проблемного характера и связаны с социальным опытом учащихся.

Теория диалогизма М. М. Бахтина как основа филологии, утверждающая, что «язык живёт только в диалогическом общении пользующихся им. Диалогическое общение и есть подлинная сфера жизни языка». Процессы мышления также возбуждаются посредством диалога с другими людьми, с текстом, с самим собой, что определяет процессы самопознания и саморазвития. Активное участие в диалоге, дискуссии, ответы на вопросы, построение собственных вопросов, суждений — всё это может служить показателями мотивации школьников, уровня их заинтересованности.

Идеология ФГОС, которая определяет гуманистический характер образования, направленного на достижение личностных результатов, определяющих зрелость личности (сформированность мировоззрения) на социально-политическом, психологическом, нравственно-этическом, культурном, духовном уровнях. Идеология ФГОС связана со смыслообразованием, созданием личностных смыслов (понимание информации, а не только её знание); носит практико-ориентированный и социально ориентированный характер (возможность и способность применения на практике полученных умений и навыков); опирается на системно-деятельностный подход, в основе которого учение Л. С. Выготского о речевой деятельности; опосредует дифференцированный подход в соответствии с интеллектуальными, творческими, физическими, психическими ресурсами личности обучаемого); направлена на создание учебной ситуации; развивает проектно-исследовательскую компетенцию обучающихся, связанную с решением проблемных вопросов на основе жизненного и научного опыта.

Достижения современной лингводидактики, определяющие содержательное поле школьного филологического образования, его коммуникативную направленность.

Текстоцентристский подход, утверждающий первостепенность текстовой деятельности на уроках (восприятие, аналитическая и интерпретационная деятельность, создание оригинальных текстов), что в результате развивает абстрактно-логическое мышление, лингвистическое чутьё, читательскую компетентность.

Коммуникативная направленность школьного филологического образования, актуализирующая эффективные способы и приёмы построения речевого высказывания в устной или письменной форме.

Слово учёного

«...Тревожит потеря вкуса к чтению книги. Даже не только утрата вкуса к чтению, но и какого-то, извините меня, молитвенного отношения к книге... Для того чтобы книга была действительно средством общения и познания, её не следует читать второпях. Над книгой надо мечтать — извините меня за такое несовременное слово. Вот как Пушкин писал: «Над вымыслом слезами обольюсь» ... В старину книги, как правило, перечитывали... Это собеседники. Для того, чтобы с ними общаться, надо находить в беседе удовольствие. (Вы же не скажете, что с этим человеком я не буду разговаривать, я уже поговорил с ним один раз. Если этот человек умён, интересен, то разговаривать с ним каждый раз — удовольствие). Тогда книги делаются друзьями...»

Ю. М. Лотман «Воспитание души»

В последнее время текстовое пространство (не только текстов произведений художественной литературы, но и текстов научно- популярных, учебно-научных книг) называют playground (игровой площадкой), на которой authors play games with readers. Безусловно, что для этого игрового пространства важны правила его построения, то есть определённая структура и содержание, позволяющее включиться в чтение как в решение некоторой задачи. И когда мы говорим о формировании мотивации к чтению в основной общеобразовательной школе, важно учитывать те возможности, которые даёт для организации «игры со словом» дидактический материал учебника.

Исследования, посвящённые вопросам школьного учебника (Зуев Д. Д., Беспалько В. П., Лернер И. Я. и др.), остаются актуальными и сегодня, когда решаются вопросы: каким должен быть учебник, чтобы стать частью современной образовательной среды и обеспечить развитие личности ученика? Как должны (если должны) измениться структура и содержание учебника, чтобы отвечать потребностям и интересам современного школьника? Как использовать дидактический материал учебника для формирования и поддержания мотивации к чтению в основной общеобразовательной школе?

Существующие определения учебника выделяют его главные функции по разным основаниям. Учебник определяется как «основной источник для построения проекта организации всего учебного процесса» (Лернер И. Я.), «носитель содержания обучения, средство получения сведений об учащихся, средство предъявления учебных задач» (Талызина Н. Ф.), «основной вид учебной литературы», «носитель предметного содержания образования» (Зуев Д. Д.), «учебная книга, отличающаяся высокой научно-мировоззренческой информативностью, чёткой адресностью и адекватным жанру языком изложения» (Назарова Т. С.), «комплексная информационно-деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления» (Хуторской А. В.).

Таким образом, приоритет в определении функций учебника отдаётся его способности организовывать деятельность учителя и ученика. Однако не вызывает сомнений и тот факт, что не только учебник может выступать в качестве «носителя информации». В том случае, если учитель привлекает (или не привлекает) другие источники информации, учебник выпадает из названной цепочки, и более тесным становится взаимодействие «учитель — ученик».

Интересный факт

В первые месяцы после октября 1917 года проводится агитационная кампания против использования в школах учебника как старой, отжившей формы обучения. «В народной школе надо изучать жизнь, а не учебник» — так сформулировано основное положение. В августе 1918 года выходит «циркулярное письмо единой трудовой школы», в котором говорилось, что «учебники вообще должны быть изгнаны из школы».

С точки зрения образовательного процесса современная информационно-образовательная среда — это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.

Слово учёного

В школьном лингвистическом образовании электронный текст выполняет функцию динамической единицы коммуникации. Поэтому на основе электронного текста продуктивно формировать умения школьников по созданию текстов разного функционального назначения с использованием текстового редактора, автоматизированных словарей различных типов, научно-популярных ресурсов по лингвистике.

Поскольку курс русского языка выполняет надпредметную функцию, применение метода информационного анализа электронного текста представляется актуальным для углубления лингвистических знаний школьников, углублённых представлений о функционировании языка.

Гац И. Ю. Информационный анализ веб-текста в лингвистической подготовке школьников // Filologicke vedomosti. 2017. № 1. С. 70-74. С. 71.

Работа с электронными учебниками, регламентирующими каждый шаг ученика в соответствии с выбранным им самим темпом работы, позволяет изучать, систематизировать или повторять самостоятельно материал, и присутствие учителя становится необязательным. И если мы принимаем как факт, что учебник призван систематизировать и интегрировать сведения, получаемые учащимися, предопределять различные методы, средства обучения и организационные формы, важным представляется выявление не только отношений «учитель— учебник», но и отношений «ученик — учебник».

Интересный факт

Частью нашего исследования проблемы стало анкетирование учащихся 9 классов (59 человек) и 11 классов (50 человек), которым было предложено определить составляющие «идеального учебника», оценить важность этих составляющих по шкале: 0 — неважно, 1 — важно, 2 — очень важно.

Для оценки были предложены следующие критерии: учебник содержит:

1) весь материал курса, не требует обращения к дополнительным источникам;

2) подробные инструкции по изучению материала, выполнению самостоятельных работ;

3) вопросы для самопроверки;

4) ответы на некоторые задания;

5) словарь терминов;

6) иллюстрации, схемы;

7) дополнительный материал, интересные факты;

8) список дополнительной литературы;

9) доступное изложение материала;

10) учебник небольшой по объёму, нетяжёлый.

Анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы:

1) учащихся волнуют проблемы содержания, качества школьных учебников (во многих анкетах есть пожелания, дополнения по вопросам, не вошедшим в перечень, например, о том, какой должна быть обложка учебника);

2) сопоставление результатов анкетирования учащихся 9-го класса с результатами анкетирования учащихся 11-го класса позволяет говорить об изменении приоритетов при оценке или выборе учебника.

Приведём краткий анализ только лидирующих позиций.

Самым важным для учащихся 9-го класса является качество изложения материала: 44 человека (75%) оценило это качество учебника как «очень важное». 13 человек отметили, что это важное качество, только двое посчитали, что для них это совсем не важно.

На втором месте для учащихся такое качество учебника, как наличие в нём дополнительного материала: 22 человека (37%) дали этому показателю максимальную оценку.

На третьем месте у учащихся 9-го класса наличие в учебнике словаря терминов: 17 человек, 29%. Среди комментариев, которые писали некоторые учащиеся, были замечания о том, что «это помогает понять материал и учителя».

Приоритетной составляющей для учащихся 11 -го класса является максимально полное изложение материала курса в учебнике, не требующее обращения к дополнительным источникам: так считают 40 человек (80%). Возможно, это свидетельствует о том, что на этапе обобщения и систематизации материала за курс учащимся важно иметь возможность обратиться ко всем ключевым темам.

Требование, стоящее на 2 позиции, — наличие в учебнике иллюстраций, схем: как «очень важно» отметили 28 человек (56%). Требование к уровню изложения материала — доступность, понятность — очень важное также для 28 человек (56%).

Наименьшая разница в позициях по оценке «очень важно» видна для таких составляющих учебника, как наличие инструкций, доступное изложение материала, наличие ответов на некоторые задания, списка литературы и объём, вес учебника.

По сравнению с оценкой в 9-м классе лидирующие позиции для учащихся 11 -го класса сохраняют только «уровень изложения материала» и «наличие инструкций». Требования к полноте содержания материала в учебнике и наличие в нём дополнительного материала оцениваются девятиклассниками в среднем как «важно», а вот одиннадцатиклассниками — в большинстве как «очень важно».

Для того чтобы учебник отвечал задачам формирования мотивации к чтению, необходимо при разработке его дидактического материала учитывать:

  1) изменения в самом процессе чтения и условиях его осуществления, например, чтение с экрана;

  2) свойства и условия существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок);

  3) актуальность содержания для решения учеником любого вида задач — от учебных до практических, жизненных.

Говоря о последнем условии, мы опираемся на свойство текста (и учебного текста в том числе) представлять «кусочки действительности»1, когда дидактический материал учебника описывает различные сферы жизни (учебно-трудовую, семейно-бытовую, социально-культурную, общественно-политическую и др.).

1 Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин // Под ред. Г. В. Степанова. — М.: Изд-во «Наука», 1981. — 138 с.

Тексты, составляющие основу современных учебников русского языка, отобраны таким образом, что являются:

  1) объектом языкового и речеведческого анализа;

  2) определённым образцом или мотивом для создания собственного речевого произведения (устного или письменного) с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно-исторических фоновых знаний);

  3) одним из средств создания ситуаций, на основе которых происходит реальное речевое общение.

Основной материал учебников часто сопровождается системой дидактических рубрик, например

Лингвистические заметки включают материал, который дополняет и расширяет знания по теории языка и речи и который может стать основой для формирования мотивации к познанию родного языка, ознакомления с его историей и др., а в целом — создаёт культурно-исторический фон изучения русского языка и расширяет лингвистический и общекультурный кругозор учащегося. Культура речи — содержание рубрики направлено на практическое овладение нормативной грамотностью. Школа чтения содержит материал, направленный на формирование умений смыслового чтения, овладение различными стратегиями чтения как вида речевой деятельности. Советы помощника включают алгоритмы, ориентировочную основу выполнения заданий. Лингвистическая задачка содержит практический материал повышенного уровня сложности, ориентированный на применение знаний в нестандартных ситуациях. Памятка включает материал для повторения правил, терминов, которые были изучены ранее. Это интересно содержит сведения о культуре и истории России. Словарь- толкование значений слов. Энциклопедия советов содержит различные инструкции, алгоритмы, планы выполнения той или иной учебной задачи и т. п.

Слово учёного

«Ведущая роль в реализации дифференцированного подхода принадлежит учебнику как основному средству обучения... В учебнике должна быть выстроена система дифференцированной педагогической помощи слабоуспевающим. Эта система должна включать:

1) типовые упражнения;

2) памятки (для подготовки устного выступления, эссе и т. д.);

3) формулировки-инструкции для выполнения задания;

4) предупреждения о типичных ошибках и ошибкоопасных зонах, неправильных подходах при выполнении задания и т. д.;

5) развёрнутые или краткие планы устных или письменных высказываний;

6) речевые образцы письменных высказываний различных жанров;

7) правила, схемы, модели, на которые обучающийся может опираться при выполнении заданий;

8) дополнительную помощь в упражнении в виде рисунков, схем, алгоритмов выполнения задания;

9) указания на аналогичные задания, выполненные раньше;

10) ответы (ключи) или результаты выполнения задания;

11) наведение на правильное решение определённой ассоциацией;

12) постановку наводящих вопросов;

13) программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях (вопросы дифференцирующего характера, включаемые в задания);

14) выделение составных частей в сложном задании и т. д.»

Гостева Ю. Н. Учебник как основное средство дифференцированного обучения русскому языку // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2012. № 1. С. 18-22.

Представление дидактического материала в разных рубриках и разных типах текстов, в разных формах позволяет сравнить разворот учебника с открытым информационным пространством, когда текст становится средством решения различных задач, актуальных для школьника, а также средством введения лексико-грамматического материала и его систематизации.

Слово учёного

«В методике преподавания русского языка как родного интерактивность нередко связывают с учебником, построенным в диалоговом формате: задания приглашают к разговору и к совместному с автором поиску истины. Именно поэтому стали так популярны тренажёры по русскому языку, которые позволяют в интерактивном режиме не только проверить результат выполненного задания, но и оценить свою работу... Проблемы современного образования, одной из которых является обучение русскому языку в полиэтнических классах современных российских школ, требуют перестройки и модернизации методики обучения русскому языку и как родному, и как неродному (для детей-инофонов), и русскому как иностранному. Сегодня решение острых проблем обучения детей мигрантов в российских школах лежит, по нашему убеждению, в плоскости интерактивного обучения и, в частности, в расширении использования метода моделирования на всех его уровнях — семантическом, лексическом, грамматическом, текстовом».

Архипова Е. В. Моделирование как основа интерактивного обучения русскому языку // Интерактивные методы преподавания русского и иностранных языков коллективная монография. Москва, 2016. С. 34-39. С. 37.

НА УРОК - ВМЕСТЕ!

Примеры заданий к текстам учебника, иллюстрирующие мысль о том, что тексты становятся определённым образцом или мотивом для создания собственного речевого произведения (устного или письменного) и одним из средств создания ситуаций, на основе которых происходит реальное речевое общение.

Задания для учащихся 5 класса

Проект. Подготовьте сообщение об использовании транскрипции при изучении иностранных языков. Приведите примеры фонетической транскрипции слов изучаемого вами иностранного языка. Есть ли сходства и различия в транскрибировании слов в словарях русского и иностранного языков?

Проект. Есть языки, в которых ударение закреплено за каким- либо одним слогом. Например, во французском и армянском оно всегда падает на последний слог, в польском — на предпоследний, а в чешском и финском — на первый. Подготовьте сообщение об особенностях ударения в иностранном языке, который вы изучаете.

Приведите примеры толкования лексического значения одного- двух слов из учебников по истории, математике, природоведению или естествознанию. Какие способы толкования слова используются в этих учебниках? Как вы думаете, почему в них объясняется значение некоторых слов?

Рассмотрите рисунки. Какие характерные признаки растений и грибов получили отражение в их названиях? Достаточно ли при толковании лексического значения каждого из этих слов указать только на них? Почему?

Задания для учащихся 8 класса

Проведите социологический опрос (он может стать частью вашей проектной работы) о том, какие явления в современной речи мешают вашим одноклассникам, вашим учителям в общении.

Проект. Составьте «Словарик будущего историка моды», используя в качестве отправной точки для работы слова А. Пушкина «Но панталоны, фрак, жилет, / Всех этих слов на русском нет...» и тезис «Одежда — отражение не только моды, но и культурных запросов и вкусов людей».

Проект. Подготовьте презентацию (буклет) с информацией о сохранившихся до наших дней кремлях в городах Российской Федерации.

Задания для учащихся 9 класса

1. В. Ключевский отмечает связь между характером русского человека и природными условиями его страны. Соотнесите его наблюдения с собственным опытом. Согласны ли вы с автором?

2. Объясните своё понимание высказывания Н. Пирогова: «Все должны сначала научиться быть людьми». Напишите сочинение- рассуждение. Приведите аргументы, подтверждающее ваши размышления.

3. «Как название, как указание на предмет слово является вещью культурно-исторической», — писал академик В. Виноградов. Покажите, как изменения в жизни нашего общества, происшедшие в последнее десятилетие, отразились в русском языке. Какие слова утратили свою актуальность и перешли в разряд архаизмов? Какие новые слова вошли в русский язык? Какие из них, по вашему мнению, обогащают нашу речь, а какие ведут к её оскудению, огрублению и вульгаризации?

4. Работая в паре, продумайте и инсценируйте диалоги различного типа: 1) диалог-расспрос; 2) диалог-побуждение; 3) диалог — обмен мнениями; 4) диалог этикетного характера (знакомство, просьба, поздравление, комплимент, благодарность, вежливый отказ и др.).

5. С помощью старших составьте резюме одного из ваших родственников. Отразите в документе опыт работы, образование, профессиональные навыки. Помните, что резюме, как правило, составляется для получения конкретной должности.

Меняется роль и функции учебника, увеличивается количество электронных образовательных ресурсов, однако подавляющая часть учителей не учитывает изменения, происходящие в ИОС. Предметом дальнейших исследований должны стать методические приёмы, использование которых позволит учителю формировать мотивацию учащихся к чтению при работе с дидактическим материалом учебника.

Интересный факт

Данные исследования, проведённого сотрудниками Центра социологии образования Института управления образованием РАО, позволяют говорить о том, что «практически треть старшеклассников тратит на общение в социальных сетях столько же времени (и даже больше), сколько на учебные занятия в школе»1. Исследователи отмечают нарастание значимости мотива «желание получить необходимую информацию», которое проявляется при сравнении ответов учащихся 9-го и 11-го классов (42,5 и 53,2%); а также мотива «желание повысить свой образовательный уровень» (17,9 и 21,3%).

Динамика предпочтения различных источников информации, связанных с обучением в школе:

Источник информации

5-й класс

7-й класс

9-й класс

11-й класс

Учебники

57,8

47,5

40,7

34,0

Уроки в школе

70,2

62,5

51,5

35,7

Учителя

52,9

45,4

36,3

32,0

Работа с текстами, представленными в разном виде, на уроке русского языка позволяет реализовать межпредметные связи с другими школьными предметами.

1 Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. — 2016 — № 8. — С. 61-73.

НА УРОК — ВМЕСТЕ!

Материал для урока русского языка в 8 классе (тема «Словосочетание»), используются сведения курса «Обществознание»

В специальной статье Конституции РФ сказано, чем должен заниматься глава нашего государства. Конечно, дел у президента очень много. Одних только глаголов, которые могли бы обозначать виды деятельности, более тридцати:

Таблица № 2

1) является

9) использует

17) обращается

25) присваивает

2) ведёт

10)передаёт

18) определяет

26) прекращает

3) вносит

11) награждает

19) освобождает

27) распускает

4)возглавляет

12)назначает

20) осуществляет

28) приступает

5) приостанавливает

13) обеспечивает

21) приносит

29) решает

6) избирается

14) отзывает

22) представляет

30)ставит

7) издаёт

15) обладает

23) подписывает

31) утверждает

8) вводит

16) обнародует

24) принимает

32) формирует

Подробнее можно прочитать здесь: http: //kids.kremlin.ru/index.php?p=2-5&v=si00

Эта информация становится завязкой урока. Группы (учащиеся) получают списки глаголов (не более 10). Предлагаемые задания учитель может комбинировать по-своему.

Таблица № 3

Согласование

Управление

Примыкание




1. Составьте словосочетания с подчинительной связью согласование (управление, примыкание), используя в них приведённые «президентские» глаголы. Впишите ответ в соответствующий раздел таблицы № 1.

2. С помощью одного предложения сформулируйте особенности каждого вида подчинительной связи слов.

3. Можно ли, используя ваш список глаголов, составить неделимые словосочетания? Что для этого надо сделать? Если получится, приведите хотя бы один пример. Свой ответ объясните.

4. Перестройте три любых ваших словосочетания с «президентскими» глаголами в именные.

5. Выполните тестовые задания:

1. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

1) Обнародует указ

2) Возглавляет делегацию

3) Награждает учёных

4) Вносит изменения

2. В каком словосочетании вид связи — согласование?

1) Подписывает документы

2) Обеспечивает безопасность

3) Сильная власть

4) Следит за армией и флотом

6. Составьте короткий рассказ (не более трёх предложений) об одном дне президента, состоящий только из словосочетаний трёх основных типов связи. Используйте слова из списка «президентских» глаголов.

7. Прочитайте текст из учебника обществознания для 8 класса1, выполните задания.

1 Использован материал учебника: Обществознание 8 класс: учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]: под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2014. — 255 с. — (Академический школьный учебник).

Жил человек, который собирал хворост в лесу.

Его считали человеком старательным, честным, трудолюбивым и хорошо платили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры для инквизиции. А сам он никогда не интересовался...

1. Дайте объяснение выделенному в тексте слову.

2. О чём идёт речь в притче? По нашему мнению, в ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, нести ответственность за результат. Потому что мы можем попасть в положение наивного дровосека, если не будем задумываться о последствиях своих поступков. Может быть, у вас есть своё толкование? Было бы интересно услышать другую версию, другое мнение.

3. Какое отношение эта притча имеет к деятельности руководителя любой страны?

8. Известный американский учёный, математик и философ Нор- берт Винер сказал: «Мы изменили своё окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении».

Какие «президентские» глаголы наиболее актуальны для успешного управления страной в таком изменяющемся мире, охваченном процессом глобализации?

КНИЖНАЯ ПОЛКА СЛОВЕСНИКА

1. Александрова О. М. Закономерности становления содержания филологического образования в современном социуме / Львова С. И., Гостева Ю. Н., Васильевых И. П. и др. Науч. ред. Александрова О. М. — М., 2014.

2. Александрова О. М. Содержание языкового образования в полиэтническом российском социуме / Александрова О. М., Львова С. И., Кудрявцева Т. С. и др. Науч. ред. О. М. Александрова. — М., 2014.

Ъ. Дейкина А. Д., Лёвушкина О. Н. Характеристика текста как вида учебной деятельности в современном школьном обучении русскому языку // Мир русского слова. — 2011. — № 2. — С. 77-84.

4. Добротина И. Н. Информационное пространство современного учебника русского языка // Русский язык в школе. — 2013. — № 3. — С. 12-16.

5. Добротина И. Н. Как хорошо уметь читать, или Как не утонуть в море информации // Химия для школьников. — 2007. — №3. — С. 31-36.

в. Добротина И. Н. Развитие умения работать с информацией на уроках гуманитарного цикла // Учитель. — 2012. — № 6. — 45-52.

7. Добротина И. Н. Учимся составлять план // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2011. —№ 3. — С. 36-41.

8. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 9 апреля 2016 г. № 637-р. — Электронный ресурс. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71280432/

9. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. — М., 2010.

10. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С. Ковалёва, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, М. Ю. Демидова, Л. Ф. Иванова, Л. О. Рослова, Е. Л. Рутковская; под ред. Г. С. Ковалевой, Е. Л. Рутковской. — М.; СПб., 2014.

11. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С. Ковалёва, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, М. Ю. Демидова, Л. Ф. Иванова, Л. О. Рослова, Е. Л. Рутковская, Л. А. Рябинина, Т. Ю. Чабан; под ред. Г. С. Ковалевой. — М.; СПб., 2014.

12. ОЭСР (2010). Взгляд на образование 2010: индикаторы ОЭСР. — Издание ОЭСР, Париж. Электронный ресурс. URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2010-en. — С. 23-25.

13. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.

14. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. — М., 1998.

15. Сонин А.Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов // Вопросы психолингвистики. — 2003. — № 1. — С. 43-56.

16. Сметанникова Н. Н. Инновации в чтении и практике чтения. Третий международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрёстке». Челябинск, 24-25 сентября 2015 г.: материалы форума. — Челябинск, ЧГАКИ. — 2015. — С. 16-21.

17. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М., 1998.