Работа с текстом на уроке русского языка - Пособие для учителя 5-11 классы - О. М. Александрова 2019

Текст как центральная единица урока
Работа с текстом при подготовке домашнего задания

Ключевые вопросы

1. Какова роль работы с текстом в системе организации самостоятельной и домашней работы учащихся?

2. Как Вы организуете работу с текстом учебника русского языка на уроке и дома?

Являясь традиционным компонентом учебного процесса, в настоящее время домашняя учебная работа школьников в условиях информационно-образовательной среды значительно меняется. Эти изменения связаны прежде всего с расширением информационно- образовательного пространства, развитием ИКТ-технологий и обновлением средств обучения. В этой связи, несомненно, обновления требует организация домашней учебной работы по русскому языку. Опишем основные направления обновления организации домашней учебной работы по русскому языку, связанные с новым пониманием проблемы учебного текста.

На заметку

Учебный текст может представлять собой как аутентичный, оригинальный текст, используемый в учебных целях, так и текст, специально сконструированный для решения определённых методических задач, причём он может состоять даже из одного предложения.

Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» [Текст] / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, И. П. Васильевых, И. В. У скова // Русский язык в школе. — № 1. — 2017. — С. 3-12.

Формулирование домашнего учебного задания по русскому языку

С переходом большинства общеобразовательных учреждений России на электронные журналы и предоставление индивидуальной выборки из них обучающемуся в форме электронного дневника для учителя открылись новые возможности в организации домашней учебной работы.

Как и прежде, основным средством организации домашней учебной работы является домашнее учебное задание. Домашнее учебное задание — это специально отобранное или сконструированное учебное задание, предназначенное для самостоятельного выполнения обучающимся во внеурочное время с целью достижения планируемых результатов обучения. Совокупность домашних учебных заданий составляет домашнюю учебную работу школьников.

Запись домашнего учебного задания в дневнике, по сути, представляет собой учебный текст, к которому предъявляются определённые требования: ясность, конкретность, доступность, достаточность. Если раньше запись домашнего задания по русскому языку в дневниках делалась учениками, то с введением электронного журнала запись домашнего задания полностью стала обязанностью учителя. Это позволяет избежать ситуации, когда домашнее задание записано школьником неверно, частично или не записано вовсе. Также с введением электронного журнала у учителей появляется возможность сформулировать задание самостоятельно; отражаться в электронных дневниках оно будет так, как задумал учитель. В связи с этим, если раньше запись в дневнике выглядела так:

то сегодня она может выглядеть так:

Для современной записи домашнего задания характерно:

1. Возможность записи домашнего задания без сокращений.

НА УРОК — ВМЕСТЕ!

Образец домашнего задания. 5 класс

Составьте алгоритм, помогающий определить выбор буквы в корнях с чередованием. Найдите и запишите пять примеров использования слов с чередованием е — и в корнях в поэтических текстах.

Примечание: Для подготовки задания воспользуйтесь сайтом «Корпус русского языка» (http://www.ruscorpora.ru/search-poetic.html), выберите рубрику «Поэтический», далее задайте слово в нужной форме, нажмите кнопку «Искать». Выберите и запишите понравившиеся поэтические пhоизвеlения.

2. Возможность добавления комментария к домашнему заданию.

НА УРОК - ВМЕСТЕ!

Образец домашнего задания. 5 класс

Упр. 815 (письменно). Комментарий:

1) Правильность написания словарных слов проверяйте по орфографическому словарику, расположенному в конце учебника.

2) Чтобы правильно выполнить задание № 2 в упр. 815, повторите теоретические сведения по теме «Глагол» на стр. 235 учебника.

3. К домашнему заданию могут быть прикреплены дополнительные материалы. Современные электронные журналы поддерживают возможность прикрепления файлов, созданных в таких форматах, как Microsoft Word, PowerPoint, Excel, а также аудио- и видео-файлов.

4. Домашнее задание может содержать ссылку на дополнительные учебные материалы, расположенные в сети Интернет. Основным требованием к ссылке является предварительная проверка учителем её информационной безопасности.

Разумеется, чтению записанного учителем домашнего учебного задания по русскому языку школьников необходимо обучать на уроке. Причём в основной школе целесообразно начинать эту работу с 5- го класса. Период перехода из начальной в основную школу характеризуется большинством педагогов и психологов (М. Р. Битянова, Л. И. Божович, Е.В. Вербовская, Т. В. Ермолова, В. П. Зинчин, В. П. Казначеев, Н. П. Капустин, Г. И. Симонова и др.) сложными адаптационными процессами у детей. Одной из причин увеличения сроков адаптации и сложностей её протекания учёными называется увеличение количества предметов, а, следовательно, и домашних заданий, повышение их уровня сложности. Поэтому приступать к обучению выполнения домашней учебной работы по русскому языку лучше всего в начале учебного года.

В исследовании М. А. Данилова «Первая учебная четверть в школе» подчёркивается первостепенное образовательно-воспитательное значение первых уроков для учащихся. На них раскрываются не только задачи учебной работы школьников, перспективы их обучения, но и происходит первое знакомство с учебником для основной школы, требованиями к оформлению разных видов работ. Именно в это время резко увеличивается количество и объём теоретических сведений, представленных в виде линейного и нелинейного текста, и учебных заданий, требующих для успешного их выполнения привлечения дополнительных учебных справочных материалов. В связи с этим обучение работе с текстом домашнего задания становится ещё одним важным звеном в формировании ключевого метапредметного умения — умения учиться.

НА УРОК — ВМЕСТЕ!

Фрагмент урока по обучению работе с домашним текстом учебного домашнего задания. 5 класс

Средства: компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.

Для обучения работе с электронным дневником необходимо вывести его на демонстрационный экран так, чтобы все обучающиеся видели домашние задания по всем предметам на следующий день, и предложить работу с текстом домашнего задания по русскому языку.

Примерные задания:

1. Внимательно прочитайте домашнее задание по русскому языку на завтра. Найдите в учебниках заданное задание, прочитайте его про себя. Расскажите о заданной домашней работе самостоятельно (высокий уровень подготовки класса) или расскажите с опорой на предложенный ниже текст (средний уровень подготовки класса).

Домашнее задание по ... состоит из двух частей: устной и письменной. Устно необходимо выполнить следующее: ... (возможные варианты — выучить, пересказать своими словами, ответить на вопросы и т. д.). Письменно необходимо в тетради для домашних и классных работ записать ..., выполнить задания ... . В

рабочей печатной тетради ... . Для правильного выполнения домашнего задания на завтра мне необходимо обратиться к ... (возможные варианты — словарю,

справочнику, энциклопедии и т. д.). Для этого мне необходимо ... (возможные варианты: открыть прикреплённый файл, зайти в библиотеку, обратиться к сети Интернет и т. д.).

2. Есть ли у домашнего задания дополнительные прикреплённые файлы? Для чего они нужны?

3. В какой последовательности лучше всего выполнять задания? Почему?

4. Оцените, сколько времени необходимо вам на выполнение этого домашнего задания. В какое время вы будете выполнять задание?

5. Каким по счёту вы будете выполнять задание по русскому языку? (Примерный ответ: Сначала я выполю домашнее задание по математике /русскому языку / истории / ..., потому что ....).

6. Ещё раз прочитайте домашнее задание по русскому языку. Если есть вопросы по его выполнению или оформлению, задайте их учителю.

Также к формулированию домашнего задания можно подойти творчески. Приведём пример традиционного домашнего задания для 9-го класса:

На уроке учитель объясняет задание: Повторите виды придаточных предложений (учебник, стр. 155), выполните упр. 248. Индивидуальное задание для тех, кто получил неудовлетворительную оценку за диктант: по тетради на печатной основе упр. 86. Не забудьте принести школьные толковые словарики.

Делается запись на доске: теория — стр. 155, упр. 248. Доп.: РТ—упр. 86, Словарики.

Это же задание можно представить в форме инфографики.

  Учителю на заметку

Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна.

Формулирование домашней работы с помощью инфографики

Предваряющее задание к инфографике.

Расскажите о домашней работе по русскому языку на завтра, опираясь на информацию в инфографике. Постарайтесь, чтобы у вас получился связный текст.

Алгоритм выполнения домашней работы по русскому языку

Организация работы с домашними зданиями, содержащими линейный и нелинейный текст

Повторимся, что домашние задания, обучающиеся готовят дома, самостоятельно, в удобном для них режиме. Также отличительной чертой домашней учебной работы является то, что у большинства обучающихся есть доступ к персональному компьютеру, планшету, смартфону с выходом в Интернет, которыми они могут пользоваться при выполнении домашней учебной работы. Поэтому в условиях современной ИОС возможна организация домашней учебной работы с использованием этих средств.

Это становится особенно важно при необходимости организовать работу с дополнительным учебным материалом.

Организация работы с текстом при выполнении домашнего задания.

Умение работать с текстами разных видов и жанров, извлекая из них необходимую информацию, перерабатывая и критически оценивая её, является ключевым умением, необходимым для успешной личной и профессиональной реализации школьника. На уроке не всегда предоставляется возможность организации работы с большим по объёму текстом, с текстом, размещённым на электронном носителе или в сети Интернет. Однако организация такой работы возможна в процессе выполнения домашней учебной работы.

НА УРОК — ВМЕСТЕ!

Образец домашнего задания. 8 класс

1. Индивидуальное задание. Зайдите на сайт «Грамота.ру» (http://new.gramota.ru) в раздел «Письмовник». Найдите статью «Как писать ВЫ и ВАШ — с прописной или со строчной буквы?» Подготовьте сообщение для класса, в котором кратко объясняется правописание местоимений ВЫ и ВАШ. По желанию сообщение можно сопроводить иллюстрацией.

2. Задание всему классу. Зайдите на сайт «Грамота.ру» (http://new.gramota.ru) в раздел «Письмовник». Найдите статью «Как писать ВЫ и ВАШ — с прописной или со строчной буквы?» Прочитайте текст. Придумайте вопросы, ответы на которые есть в тексте. Задайте их после выступления вашего одноклассника.

3. Задание высокомотивированным обучающимся. Найдите литературные произведения или отрывки из них, в которых обыгрываются слова ВЫ и ВАШ.

4. Творческое задание по желанию. Напишите, правильно записывая слова ВЫ и ВАШ:

Письмо

Заявление

Поздравление

Сообщение

Рекламную листовку

Организация работы с картинками, фотографиями, иллюстрациями, фотоколлажами при выполнении домашнего задания

В современном мире ребёнок всё реже и реже сталкивается с линейным текстом. Текст обогащается и дополняется разными компонентами, самым простым и традиционным из которых является иллюстрация.

Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) позволяет объяснить изучаемое с помощью наглядных примеров, сопроводить и дополнить текст, организовать интересную работу по анализу, сопоставлению, формируя при этом речемыслительные способности ребёнка. Отбор иллюстрации для домашней работы — сложная задача. Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям, соответствовать их возрасту. Иллюстрация должна нести позитивное настроение, создавать благоприятный эмоциональный фон, отражать культурную картину мира.

НА УРОК — ВМЕСТЕ!

Образец домашнего задания. 7 класс

Задания и вопросы.

1. На основе известного комикса датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа1 «Домашнее задание» (его легко можно найти в Интернете) составьте рассказ и план этого рассказа.

1 Херлуф Бидструп (Herluf Bidstrp) — датский художник-карикатурист и общественный деятель. Автор свыше 5 тысяч рисунков.

2. Расскажите, как Вы делаете домашнюю работу. Кто вам помогает? Что вы делаете в случае затруднения при выполнении домашней работы?

3. Задание по желанию. Попробуйте создать свой комикс или фотоколлаж на интересующую вас тему. Картинки можно нарисовать или найти в сети Интернет.

Организация работы с аудиофайлами при выполнении домашнего задания

Аудиофайл — компьютерный файл, содержащий звукозапись, сохранённую для дальнейшего воспроизведения на компьютере или проигрывателе. В сети Интернет хранятся не только аудиофайлы, содержащие современные записи, но файлы, содержащие исторические, архивные записи голосов известных поэтов, писателей, учёных. Эти аудиофайлы помогают «окунуться» в эпоху, понять историю, по- новому представить известную личность.

НА УРОК — ВМЕСТЕ!

Русский язык. 10 — 11 классы

Рекомендовано использовать задание при изучении темы «Интонация».

1. Прослушайте объявление Ю. Б. Левитана о Победе в Великой Отечественной войне.

Учителю: файл необходимо скачать и прикрепить к домашнему заданию в электронном журнале. Режим доступа: https: //muzofond.com /search /левитан о победе (время звучания 00:50) (Четвёртая запись сверху).

2. Прослушайте сообщение, запишите его в тетради, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

3. Прослушайте сообщение ещё раз. Выделите в написанном вами тексте стрелками слова, при произношении которых происходит понижение и повышение голоса. Также обозначьте паузы. Объясните интонацию знаменитого диктора.

4. Подумайте, какие слова выбирает Ю. Б. Левитан для усиления образности и эмоциональности своего сообщения.

5. Подготовьте свой вариант чтения этого сообщения.

Организация работы с видеофайлами при выполнении домашнего задания

Видеофайл — компьютерный файл, содержащий видеоматериалы. Организация обучения русскому языку на основе просмотра учебных, научных, исторических видео — одно из средств повышения мотивации к изучению русского языка школьниками.

НА УРОК — ВМЕСТЕ!

Домашнее задание. 5 класс

Образец записи1:

1 Подробная запись домашнего задания может быть размещена непосредственно в электронном дневнике обучающегося или в прикреплённом файле.

Посмотрите фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», созданного киностудией «Союзмультфильм» в 1969 году (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sAKxvwkieGo). Выполните задания:

1. Знание какого орфографического правила русского языка позволило двоечнику Виктору Перестукину открыть ворота и попасть в Страну невыученных уроков? Запишите это правило в тетрадь, подберите три примера к этому правилу.

2. Пересмотрите фрагмент ещё раз и запишите названия орфографических правил, которые вспоминает главный герой мультфильма. Повторите эти правила к следующему уроку.

Таким образом, организация работы с текстом при выполнении домашней учебной работы по русскому языку в условиях информационно-образовательной среды выходит на новый уровень. Учёт современного уровня развития информационных и коммуникационных технологий, средств обучения, индивидуальных психофизиологических особенностей школьника XXI века позволяют оптимизировать процесс обучения русскому языку, формируя необходимого современному обществу человека, умеющего самостоятельно учиться, способного понимать важность образования и самообразования, проявляющего готовность к саморазвитию и непрерывному образованию в течение всей жизни.

КНИЖНАЯ ПОЛКА СЛОВЕСНИКА

1. Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» [Текст] / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, И. П. Васильевых, И. В. Ускова // Русский язык в школе. — № 1. — 2017. — С. 3-12.

2. Ускова И. В. Интернет-ресурсы на уроках русского языка [Текст] / И. В. Ускова // Русская словесность. — №2. — 2016. — С. 103-104.

3. Ускова И. В. Формирование умения учиться в процессе работы над справочными материалами учебника русского языка (на примере УМК под ред. С. И. Львовой) [Текст] / И. В. Ускова // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть 1 // Под общ. ред. Г. П. Новиковой. — Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2016. — 480 с. — С. 404-407.

4. Ускова И. В. Дидактические требования к домашней учебной работе в условиях информационно-образовательной среды [Текст] / И. В. Ускова // Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И. Я. Лернера: Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения И. Я. Лернера (10-12 октября 2017 г.) / в 2-х т. — Том II. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. — 196 с. — С. 67-74.

5. Ускова И. В. Роль компонентов УМК в организации домашней работы по русскому языку [Текст] // Инновационная деятельность в образовании: Сборник научных статей / Под общ. ред. Г. П. Новиковой. — В 2 ч. — Ч. 1. — Москва-Пушкино: 2014. — 548 с. — С. 489-492.