Работа с текстом на уроке русского языка - Пособие для учителя 5-11 классы - О. М. Александрова 2019
Текст как центральная единица урока
Оценивание метапредметных умений при работе с учебным текстом
Ключевые вопросы
1. Каковы современные подходы к моделированию заданий при работе с текстом?
2. В чём особенность содержания заданий для оценки уровня сформированности коммуникативных умений по русскому языку?
3. На формирование каких коммуникативных умений нацелены задания, проверяющие сформированность коммуникативной компетенции?
4. В чём специфика текстов, на основе которых моделируются задания для оценки уровня сформированности коммуникативных умений по русскому языку?
В сегодняшней образовательной ситуации, помимо предметных результатов обучения — знаний и умений, важнейшим компонентом содержания образования становятся ключевые компетенции, а также универсальные (метапредметные) умения.
Важнейшей из этих ключевых компетенций является коммуникативная. Выделение её в образовательном процессе обусловило не только повышение статуса русского языка как учебного предмета, но и необходимость разработки новых подходов к системе обучения русскому языку в школе. Именно на это нацеливает федеральный государственный образовательный стандарт.
Коммуникативная компетенция формируется при изучении всех учебных предметов, но только при изучении русского языка процесс её формирования носит целенаправленный характер.
В то же время учитель испытывает сегодня потребность в современных заданиях для оценки уровня сформированности умений по русскому языку. Содержание таких заданий должно отвечать следующим требованиям.
1. Нацеленность на выявление способности учащихся осуществлять целенаправленный поиск информации в различных источниках, преобразовывать и преподносить эту информацию разными способами.
2. Максимальный учёт разнообразных коммуникативных потребностей самого ученика: нацеленность на выявление необходимых коммуникативных умений, которыми должны овладеть учащиеся, чтобы освоить содержание любого школьного предмета, в том числе и русского языка.
3. Реализация уровневого подхода, без осуществления которого невозможно достижение планируемых результатов.
Сегодня в дидактике сложились три модели заданий, проверяющих сформированность коммуникативной компетенции, представленной тремя группами умений: к 1-й группе умений относим общее понимание текста, ориентацию в тексте; ко 2-й группе — глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; к 3-й группе — использование информации из текста для различных целей.
Задания, предлагаемые учащимся на современном уроке, должны проверять следующие важнейшие коммуникативные умения:
• читать текст, используя приёмы различных стратегий чтения;
• выявлять основную и дополнительную информацию в текстах, представленных в различных форматах: в форме сплошного и несплошного текста, схемы, таблицы, инструкции;
• определять тему и идею текста;
• сжато излагать основное содержание текста;
• составлять высказывания различной степени развёрнутости в соответствии с заданием.
Слово учёного
«Я консерватор. Кроме того, я сноб. Я люблю читать книги в старом варианте, чтобы они пахли, чтобы листы можно было переворачивать. У меня есть электронная книга. Я согласна с тем, что это удобно. Не буду же я, отправляясь в отпуск, брать с собой чемодан книг? А читаю я быстро и много! Но удовольствия от использования электронной книги я не получаю. Если мы вернёмся к тому, влияет ли этот гаджет на процессы, происходящие в мозге — да, определённо. Это совсем другие процессы, это цивилизационный слом. Особенно в ситуации гипертекстовой: невозможно прочесть весь текст целиком, вы что-то щёлкаете, пролистываете. Вы не читаете, а просматриваете.
Конечно, сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда нужно быстро, без остановки, перерабатывать большие блоки информации. Для этого просто необходимо поверхностное чтение — сканирование по ключевым словам, умение читать по диагонали, определять, надо ли мне это вообще читать. Это такая система фильтров, без которой теперь не обойдёшься. Другое дело, когда ты сидишь в имении и долго, медленно читаешь сонеты Шекспира — совершенно другая работа, для которой действительно нужно время, нужно медленное, многослойное чтение. Это разные процессы. Вспомним Умберто Эко, предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку только тех, кто умеет, кто готов воспринимать сложные знания».
Татьяна Владимировна Черниговская — заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор кафедры общего языкознания, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета.
Умение читать и понимать текст, воспринимать тему и идею текста, будь то высказывание собеседника или инструкция по использованию какого-либо прибора, способность создавать свои высказывания, выстраивая реплики ежедневных диалогов с окружающими людьми или составляя деловые бумаги, — это важные и необходимые каждому человеку умения.
Нужно отметить, что уже с 5-го класса учащиеся постепенно овладевают различными видами чтения: просмотровым (задания типа «Бегло просмотрите текст и определите, в каких абзацах содержится новая для вас информация»; «Просмотрите текст и объясните, почему он состоит из четырёх частей» и т. п.), ознакомительным («Бегло прочитайте текст и определите, какая информация является наиболее важной» и т. п.), изучающим («Вдумчиво прочитайте текст, разделяя его на абзацы», «Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы» и т. п.), поисковым («По оглавлению учебника определите, какую новую информацию об изучаемой части речи мы должны получить сегодня на уроке», «По толковому словарику установите, сколько лексических значений может передавать слово...» и т. п.).
К важным коммуникативным умениям относится и освоение различных способов освоения (информационной переработки) содержания текста: составление вопросов по теоретическому материалу, различных видов плана текста (простого, сложного; в виде вопросов или назывных предложений, выражающих тему каждой части), извлечение информации из словарной статьи, карты, рисунка, фотографии.
Названные коммуникативные умения определяют специфику проектирования заданий по русскому языку: каждое задание ориентирует на работу с информационным текстом, представленным в определённом формате.
Проектирование заданий по русскому языку должны осуществляться на основе следующих принципов.
Отбор информационных текстов и проектирование заданий по русскому языку должны осуществляться на основе следующих принципов:
1. Соответствие возрастным особенностям восприятия ученика.
2. Соответствие образовательному уровню учащихся: опора на содержание разных образовательных областей, представленных в соответствующем школьном курсе; многоаспектная реализация межпредметных связей, причём не только с дисциплинами гуманитарного цикла, но и с уроками физики, математики, биологии, химии и т. д., что является одним из важнейших условий формирования целостной картины мира, отработки метапредметных умений и навыков.
3. Опора на содержание соответствующего школьного курса, эффективность в отношении формирования предметных умений; обеспечение возможности проводить целенаправленное наблюдение за языковыми фактами, которые окружают ребёнка в жизни: за особенностями произношения, употребления тех или иных языковых единиц, за соблюдением речевого этикета, за особенностями языка науки, современной рекламы, в том числе и социальной, и т. п.
4. Наличие развивающего потенциала: нацеленность на развитие речемыслительных способностей, на формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
5. Нацеленность на развитие творческого мышления учащихся.
6. Обеспечение возможности проводить целенаправленное наблюдение за языковыми фактами, которые окружают ребёнка в жизни: за особенностями произношения, употребления тех или иных языковых единиц, за соблюдением речевого этикета, за особенностями языка науки, современной рекламы, в том числе социальной, и т. п. Школьники должны быть мотивированы содержанием текста к высказыванию по темам, связанным с проблемами сегодняшнего дня, с жизнью современных подростков.
Таким образом, в основе моделирования заданий оказывается текст — традиционный по форме предъявления или предложенный в форме таблицы, схемы; сплошной и несплошной, визуализированный или невизуализированный, текст на лингвистическую, «житейскую», историческую, культуроведческую и другие темы; текст художественный, разговорный; делового, научного или публицистического стиля.
Задания по русскому языку на основе информационного текста рассчитаны не на механическую работу по приведённому образцу, стандарту, а на активизацию мыслительных способностей; они развивают умение организовывать работу (например, умение использовать справочные материалы, чтобы решить поставленную в задании проблему), осознавать сложности, с которыми придётся столкнуться при её выполнении.
Разработанные модели заданий на основе информационного текста нацелены на проверку умений в области чтения — понимания, поэтому эти задания спроектированы на основе текстов разного формата, разного логического, типологического строения, стилевой принадлежности.
В обобщённом виде информация о заданиях комплексной работы приведена в следующей таблице.
Таблица 4
№ |
Группа умений. Описание группы умений |
Проверяемое умение |
1 |
1 — Общее понимание текста, ориентация в тексте |
Подбирать заглавие к тексту |
2 |
3 — Использование информации из текста для различных целей |
Использовать информацию из словарной статьи для принятия решения о значении слова в незнакомом контексте |
3 |
3 — Использование информации из текста для различных целей |
Использовать информацию, предъявленную в невербальной (на фотографиях) и вербальной (подписи к фотографиям) формах, для формулирования выводов |
4 |
2 — Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста |
Формулировать выводы на основе сравнительного анализа и обобщения информации для объяснения языкового явления, описанного в тексте |
5 |
3 — Использование информации из текста для различных целей |
Использовать информацию учебнонаучного текста для определения соответствия использованного в художественном тексте языкового явления понятию, обладающему определёнными квалификационными характеристиками |
6 |
2 — Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста |
Определять значение незнакомых слов на основе сопоставления информации, предъявленной в невербальной (на фотографиях) и вербальной (в тексте) формах, для обозначения явлений действительности |
7 |
3 — Использование информации из текста для различных целей |
Умение связать информацию, предъявленную в тексте, со сведениями, полученными из других источников, для обоснования представленной точки зрения |
Рассмотрим некоторые модели заданий, проверяющих умение учащихся работать с информационным текстом.
Модель 1.
Учащимся предлагается прочитать несколько текстов и, выполняя задания, обращаться к информации того или иного текста.
Задание 1.
Учащимся 5-го класса предложено ознакомиться с фрагментом предисловия, написанного Михаилом Александровичем Шолоховым к сборнику пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем (публицистический текст); словарной статьёй из толкового словаря (научный текст); текстом лингвистического содержания из школьного учебника русского языка (учебно-научный текст); фрагментом художественного рассказа Н. И. Сладкова (язык художественной литературы).
Со всеми жанрами текстов пятиклассники знакомятся в школе на разных уроках, встречаются в различных речевых ситуациях вне школьной жизни. И эти обстоятельства актуализируют задачу научить выявлять информацию, содержащуюся в этих текстах, используя приёмы разных стратегий чтения, что, в свою очередь, приведёт пятиклассников к общему пониманию текста, или сориентирует в тексте, или поможет глубоко и детально понять содержание и форму текста, научит использовать информацию из текста для различных целей.
Задания по русскому языку комплексной проверочной работы позволяют проверить разные умения в области читательской компетенции.
Задание 1 проверяет умение определять тему и главную мысль художественно-публицистического текста (группа умений 1). Это важное умение востребовано при работе с текстами разных стилей. Именно от того, насколько точно учащиеся сумеют понять тему и идею текста, зависит правильность интерпретации его основной информации и возможность её использования в дальнейшей работе.
Проверка этого умения осуществляется на основе выбора заголовка, отражающего главную мысль текста. Чтобы правильно выполнить задание, учащиеся должны понять смысл заголовка, представляющего собой яркую метафору, и соотнести эту информацию с информацией, которая содержится в тексте. Таким образом, в процессе выполнения задания учащиеся должны продемонстрировать способность воспринять и правильно использовать информацию трёх текстов: текста задания, своеобразного текста-заголовка и текста — фрагмента статьи.
Задание 2.
Используя текст из толкового словаря о значении слова СЛОВО, необходимо определить, в каких значениях это слово используется в предложенных для информационного анализа, предложениях. Предложения представлены в таблице, рядом с каждым из них необходимо записать номер (1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7), соответствующий значению, в котором это слово использовано в данном примере.
Задание 2 проверяет умение использовать содержание учебно-научного текста (текста словарной статьи) для решения учебных задач: определения значения слова в контексте (группа умений 3). Пятиклассники при выполнении этого задания обнаруживают способность «считывать» и использовать основную информацию (толкование значения) и информацию дополнительную — приведённые в словарной статье примеры использования слова в речи. Учащиеся должны также провести анализ приведённых в качестве иллюстраций примеров и соотнести проанализированные примеры с данными в задании — продемонстрировать умение проводить сопоставительный анализ и находить аналогии с целью определения точного значения слова, использованного в контексте.
Задание 3 оценивает умение использовать информацию, предъявленную в невербальной (на фотографиях) и вербальной (подписи к фотографиям) формах для формулирования выводов на основе сравнительного анализа и обобщения информации (группа умений 3).
Чтобы выполнить задание, учащиеся должны соотнести усвоенное содержание учебно-научного текста-рассуждения с иллюстрациями, подписи к которым можно использовать в этом тексте в качестве примеров. Таким образом, задание проверяет способность восприятия учебно-научного текста и аналитические способности учащихся: способность выделять в тексте основание для различения языковых явлений и использовать эту информацию для правильной квалификации этих явлений языка.
Работая с заданием, пятиклассники выделяют в учебно-научном тексте основной тезис — основание для различения значений одного слова и слов-омонимов, а затем используют это основание в качестве своеобразной «инструкции» по опознаванию многозначных слов, с одной стороны, и лексических омонимов — с другой. При этом пятиклассники демонстрируют способность использовать в процессе работы информацию, представленную не только в виде традиционных текстов, но и в виде иллюстраций.
Задание 4 обеспечивает расширение и углубление знаний учащихся о таком языковом явлении, как лексическая омонимия, за счёт восприятия учебно-научного текста-описания и наблюдений над использованием описанного языкового явления в тексте художественном.
Задание оценивает умение формулировать выводы на основе сравнительного анализа и обобщения информации для объяснения языкового явления, описанного в тексте (группа умений 2).
Учащиеся должны продемонстрировать умение при анализе языкового явления учитывать весь комплекс характеристик, позволяющих это явление правильно квалифицировать.
Вопросы 1-3 проверяют способность учащихся к поиску информации в учебно-научном тексте-описании и к составлению на основе этой информации простых выводов относительно предъявленного в художественном тексте материала для анализа.
Заметим, что выводы учащихся можно считать «скрытыми». Рассмотрим это на примере первого вопроса и предполагаемого ответа на этот вопрос. Формулировка вопроса: Какое языковое явление стало причиной путаницы? — требует односложного ответа: омонимия. Этот ответ в данном случае отражает следующую мысль ученика: «Причиной возникшей путаницы является такое языковое явление, как омонимия». Таким образом, правильный односложный ответ является показателем точного, дословного понимания содержания вопроса.
В отличие от вопросов 1-3 в вопросе 4 не предложено основы для формулировки «скрытого» вывода. Учащиеся формулируют полный ответ-обоснование на поставленный вопрос, демонстрируя свою способность к интерпретации: доказательству правильности квалификации языкового явления, обыгранного в диалоге из художественного текста, с опорой на научные сведения, выделенные в тексте учебно-научном. Результатом этой работы должно стать краткое точное описание научного понятия, которое может быть использовано при опознавании этого понятия и различении данного понятия и сходных с ним языковых явлений.
Задание 5 проверяет умение использовать информацию учебно-научного текста для определения соответствия использованного в художественном тексте языкового явления понятию, обладающему определёнными квалификационными характеристиками (группа умений 3). Чтобы правильно выполнить это задание, учащиеся должны учесть при анализе языкового явления весь комплекс характеристик, соответствующих тому понятию, с которым сопоставляется рассматриваемое явление, прийти к соответствующему выводу (отметить ответ «нет») и представить его обоснование «Слова напасть и напасть (не являются лексическими омонимами, так как) относятся к разным частям речи».
Модель 2
Задание 6 проверяет умение определять значение незнакомых слов на основе информации, предъявленной в невербальной (на фотографиях) и вербальной формах, для обозначения явлений действительности (группа умений 2). Другими словами, задание оценивает умение воспринимать информацию, выраженную не только языковыми средствами, но и средствами художественной фотографии, и соотносить эту информацию, применяя знание сведений, поступивших в форме художественного произведения, к анализу образца фотографического искусства. Таким образом, пятиклассники должны продемонстрировать умение «считывать» информацию, представленную в разных формах, и определять, с какой темой связаны эти сведения.
Эта работа, с другой стороны, представляет собой аналог подбора заголовка к тексту, представленному в языковой форме: ученики подбирают «заголовок» к «тексту», представленному в виде зрительного образа — пейзажной фотографии.
И ещё одно важное умение покажут учащиеся при выполнении этого задания — умение точно формулировать понятие путём поиска информации в приведённом тексте.
Модель 3
В задании 7 оценивается умение связать информацию, предъявленную в тексте, со сведениями, полученными из других источников, для обоснования представленной точки зрения (группа умений 3).
В ответе на вопрос задания, учащиеся демонстрируют понимание необходимости соответствия речи таким важнейшим требованиям, как правильность и точность. Важно, чтобы в ответе было отмечено, что использование слов без учёта их точного лексического значения является лексической ошибкой, то есть ведёт к нарушению её правильности как важнейшему предъявляемому к речи требованию, а также к нарушению такого требования, как точность, характеризующего хорошую речь.
Ученики также должны обосновать необходимость соответствия речи требованиям правильности и точности, обеспечивающим успешную коммуникацию: правильное выражение речи и адекватное её восприятие.
Задание проверяет такие обще-учебные умения учащихся, как способность к обобщению и построению на основе этого обобщения соответствующих выводов: оно подводит итог работе учащихся с заданиями 9-15 и обнаруживает их умение строить рассуждение.
Таким образом, в ответе в той или иной форме должна быть отражена мысль о важности использования слов в соответствии с их лексическим значением в речи для правильного и точного выражения и восприятия содержания высказывания.
Представленные модели заданий намечают направления оптимизации содержания школьного курса русского языка за счёт актуализации работы по овладению школьниками стратегиями и тактиками работы с информационными текстами.
Следующая работа продемонстрирует возможности использования текстов разных стилей, жанров и типов речи с целью проверки метапредметных умений. Попробуйте соотнести предлагаемые задания с соответствующими группами умений, которые они проверяют.
НА УРОК - ВМЕСТЕ!
Явление природы и художественный образ
Текст № 1
Ландыш
Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем! Но бывают цветы-мечтатели, они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят, и форма цветов у них, как результат отношений света и тени. Посмотрите на ландыш...
(М. Пришвин)
Текст № 2
Ландыш
Ландыш — многолетнее травянистое растение с тонким ползучим корневищем. Листья крупные, длиной до 20 см, шириной до 8 см, тёмно-зелёные, овальные, имеют характерное дуговое жилкование. Ландыш обычно имеет два прикорневых супротивных эллиптических листа.
Цветки молочно-белые, шаровидно-колокольчатые, поникшие, в диаметре 1 — 1,5 см, с отогнутыми по краю зубчиками. Запах сильный, приятный. Соцветие — длинная односторонняя кисть, содержащая до 20 белых цветков. Стебель безлистный. Цветоножки до 1,5 см длины.
Ландыш размножается семенами и подземными корневищами. На множестве длинных ответвлений одного корневища могут крепиться целые заросли ландыша. Растение от этого очень уязвимо: если будет повреждена даже часть корневища, все крепящиеся на нём ландыши погибнут.
Начинает цвести на седьмой год. Цветёт в мае-июне в течение 15 — 18 дней. Плодоносит в августе. Плоды — блестящие, шаровидные, трёхсемянные, округлые красные или красно-оранжевые ягоды. Семена светло-жёлтые, длиной до 4 мм, очень горькие. Ягоды, как и всё растение, ядовиты.
Ландыш — это тенелюбивое растение, но он предпочитает полутень. Широко используется в декоративном садоводстве.
(По материалам энциклопедий)
Текст № 3
Ландыш
Текст № 4
Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нём нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
(А. Фет)
Задание 1.
Прочитайте текст № 1 и определите количество частей, которые он включает. Отметьте знаком Z границу(-ы) между частями.
Ответ: ...
Задание 2.
По какому признаку противопоставлены цветы, о которых пишет М. Пришвин в разных частях текста № 1?
Ответ: ...
Задание 3.
1. Найдите и подчеркните в тексте № 1 термин, использованный автором не в терминологическом значении.
2. Из текста № 2 выпишите термин, который является антонимом этого термина.
Ответ: ...
Задание 4.
Прочитайте текст № 2 и текст № 3. Для выделенных сочетаний слов в каждой стихотворной строфе (текст № 3) найдите в тексте № 2 соответствие — предложение или часть предложения, которая поможет понять, какие явления природы стоят за художественным образом. Выпишите соответствующие каждому выделенному сочетанию сведения — ответы на поставленные вопросы.
Ответ: ...
Задание 5.
Прочитайте текст № 4 и рассмотрите фотографии. Какая из этих фотографий может служить иллюстрацией к стихотворению Афанасия Фета? Обведите правильный ответ. На отведённой строке объясните свой выбор. В ответе вы можете использовать сведения из текста № 3.
1. Фотография № 1.
2. Фотография № 2.
3. Обе фотографии.
4. Ни одна из фотографий.
Я выбрал ответ № ..., так как ...
Задание 6.
1. Перечитайте текст № 4. Что в поэтических строках А. Фета не соответствует действительности? Сформулируйте и запишите ответ на этот вопрос.
2. Найдите в тексте № 2 предложение(-я), которое(-ые) под- тверждает(-ют) ваше высказывание. Подчеркните это(-и) предложение(-я).
Задание 7.
Рассмотрите фотографию. Знаете ли вы, какой цветок на ней запечатлён? Выберите и подчеркните утверждение, которое вы считаете правильным. Опираясь на информацию в тексте № 2, подтвердите свой ответ. Приведите аргументы.
На фотографии запечатлён ландыш, так как
1) ...
2) ...
3) ...
4) ...
5) ...
На фотографии запечатлён не ландыш, так как
Задание 8.
Изобразите ландыш. По вашему усмотрению вы можете создать схематичный или художественно выдержанный рисунок. Постарайтесь, чтобы в изображении цветка не было деталей, которые не соответствуют представленному в тексте № 2 описанию.
Рисунок ...
Задание 9.
Опираясь на полученные из текстов сведения, объясните, почему нужно бережно относиться к лесным ландышам.
Задание 10.
Выполните одно из заданий:
1) обратитесь к людям с убедительным письменным призывом беречь ландыши
или
2) создайте социальный плакат, призывающий беречь ландыши, сопроводив его соответствующим слоганом.
Оценивание выполнения заданий
Задание 1.
2 балла — 2 части, знак Z поставлен после второго предложения.
1 балл — количество частей указано правильно, но знак Z поставлен не после второго предложения.
0 баллов — количество частей не указано, знак Z поставлен не после второго предложения или не поставлен.
Задание 2.
1 балл — в ответе указано, что цветы в тексте М. Пришвина противопоставлены по отношению к солнцу.
0 баллов — нет ответа или в ответе не указано, что цветы в тексте М. Пришвина противопоставлены по отношению к солнцу.
Задание 3.
2 балла — подчёркнут термин «светолюбивых», выписан термин «тенелюбивое».
1 балл — подчёркнут термин «светолюбивых», но термин «тенелюбивое» не выписан или термин «светолюбивых» не подчёркнут, но термин «тенелюбивое» выписан.
Задание 4.
4 балла:
1) Соцветие — длинная односторонняя кисть, содержащая до 20 белых цветков.
2) Цветки шаровидно-колокольчатые. Ландыш цветёт в мае-июне.
3) Ландыш — это тенелюбивое растение.
4) Семена очень горькие. (Ягоды, как и всё растение, ядовиты.)
3 балла — есть правильные ответы на три вопроса.
2 балла — есть правильные ответы на два вопроса.
1 балл — есть правильный ответ на один вопрос.
0 баллов — нет ни одного правильного ответа.
Задание 5.
1 балл — выбран ответ 4, в обосновании отмечено, что на фотографиях запечатлён не ландыш.
0 баллов — выбран ответ 4, но в обосновании не отмечено, что на фотографиях запечатлён не ландыш или выбран другой ответ (1, или 2, или 3).
Задание 6.
2 балла — указано, что ландыш цветёт в мае-июне, когда снега уже нет (и является тенелюбивым растением). Подчёркнуто предложение «Ландыш цветёт в мае — июне в течение 15 — 18 дней» (и «Ландыш — это тенелюбивое растение, но он предпочитает полутень»).
1 балл — указано, что ландыш цветёт в мае-июне, когда снега уже нет (и является тенелюбивым растением). Предложение «Ландыш цветёт в мае-июне в течение 15 — 18 дней» (и «Ландыш — это тенелюбивое растение, но он предпочитает полутень») не подчёркнуто, или кроме указанных предложений подчёркнуто(-ы) другое(-ие) предложение(-я).
0 баллов — указанного ответа нет, или указан другой, неправильный ответ.
Задание 7.
3 балла — подчёркнут ответ «На фотографии запечатлён не ландыш», приведено более трёх аргументов, например:
1) Ландыш обычно имеет два прикорневых (супротивных эллиптических) листа.
2) У ландыша крупные (длиной до 20 см, шириной до 8 см) листья.
3) Стебель ландыша безлистный.
4) Цветки ландыша полностью белые (а у цветков на фотографии тёмные зубчики).
5) Цветки ландыша шаровидно-колокольчатые (а цветки на фотографии более вытянутые).
6) Ландыш — это тенелюбивое растение (а растение на фотографии растёт на открытом пространстве, освещено солнцем).
2 балла — подчёркнут ответ «На фотографии запечатлён не ландыш», приведено два-три аргумента из ряда вышеперечисленных.
1 балл — подчёркнут ответ «На фотографии запечатлён не ландыш», приведён один аргумент из ряда вышеперечисленных.
0 баллов — подчёркнут ответ «На фотографии запечатлён не ландыш», но аргументы не приведены, или приведены аргументы, не подтверждающие ответ, или подчёркнут ответ «На фотографии запечатлён ландыш».
Задание 8.
1 балл — изображение цветка соответствует описанию, представленному в тексте № 2.
0 баллов — на рисунке есть детали, не соответствующие представленному в тексте № 2 описанию.
Задание 9.
3 балла — в ответе отмечено:
1) ландыши очень уязвимы, потому что повреждение даже части корневища влечёт за собой гибель множества цветков, которые на этом корневище крепятся;
2) ландыши зацветают только на седьмой год;
3) ландыш — очень красивый цветок, а красоту нужно беречь.
2 балла — приведено два аргумента из ряда вышеперечисленных.
1 балл — приведён один аргумент из ряда перечисленных.
0 баллов — не приведено ни одного аргумента.
Задание 10.
1 балл:
1) сформулированный призыв подкреплён убедительным(-ыми) аргументом(-ами): отмечена уязвимость ландыша и/или его красота;
2) изображённый плакат и/или созданный слоган выражает призыв беречь природу (красоту).
0 баллов:
1) сформулированный призыв не подкреплён убедительным аргументом или призыв не сформулирован;
2) изображённый плакат и/или созданный слоган не выражает призыв беречь природу (красоту) или задание не выполнено.
КНИЖНАЯ ПОЛКА СЛОВЕСНИКА
1. Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г. С. Ковалёва, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, Е. Л. Рутковской. — М.: СПб., Просвещение, 2014. — 160 с. + электр. опт. диск (CD -ROM). — (ФГОС: оценка образовательных достижений), 5000 экз.
2. Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г. С. Ковалёва, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, М. Ю. Демидова, Л. Ф. Иванова, Л.О. Рослова, Е. Л. Рутковская, Л. А. Рябинина, Т. Ю. Чабан.; под ред. Г. С. Ковалёвой, Е. Л. Рутковской. — М.: СПб., Просвещение, 2014. — 151 с. + 1 электрон, опт. диск (CD — ROM). — (ФГОС: оценка образовательных достижений).