Русский глагол: категории вида и времени - Е. В. Петрухина 2009

Категория глагольного вида
Аспектуальная терминология

Вид, аспект. Термин «глагольный вид» употребляется по отношению к русскому и другим славянским языкам, в которых это отдельная морфологическая категория. По отношению же к неславянским языкам, где в глаголе и его временных формах также могут выражаться характеристики протекания действия, целесообразнее использовать термин «аспект», обозначающий универсальную семантическую категорию глагола. Славянский вид представляет собой конкретный случай реализации универсальной семантической категории аспекта. Морфологическая категория вида в русском и других славянских языках обладает рядом особенностей, рассматриваемых в данной главе.

Аспектуальность. Как уже говорилось в 1-й главе (§ 10), аспектуальность определяется как семантическая категория, характеризующая протекание и распределение действия во времени, а также как функционально-семантическое поле (ФСП) разных языковых средств, объединенных этим категориальным значением. К числу основных аспектуальных семантических признаков относят ограниченность / неограниченность действия пределом, результативность, обозначение развивающегося процесса / целостного факта, обозначение постоянного отношения, кратность действия, в том числе узуальная повторяемость, обозначение начала, продолжения и окончания действия, многоактного, одноактного действия и ряда других способов протекания и распределения действия во времени [ТФГ 1987: 41].

Грамматическая категория вида образует ядро функционально-семантического поля аспектуальности. Компонентами этого поля являются предельные / непредельные (герминативные / нетерминативные) глаголы; способы глагольного действия; фазовые глаголы и синтаксические конструкции со значением начала, продолжения и конца действия; синтаксические средства с дополнительными аспектуальными функциями (например, конструкции типа чем больше, тем сильнее); лексические обстоятельственные показатели типа долго, мгновенно, постепенно, медленно, часто, вдруг; различные комбинированные аспектуально значимые средства контекста.

Перфективация / имперфективация. Перфективацией называют образование глагола СВ от глагола НСВ при помощи префиксации или, реже, суффиксации последнего (строить — построить, пристроить, надстроить; играть — заиграть, поиграть; кричать — крикнуть, шагать — шагнуть); имперфективацией — образование глагола НСВ от глагола СВ суффиксальным способом (выстроить — выстраивать, пристроить — пристраивать, надстроить — надстраивать). Различают первичную имперфективацию, т. е. образование глаголов НСВ от простых бесприставочных глаголов СВ (дать — давать, бросить -бросать, пустить — пускать), и вторичную имперфективацию, т. е. образование глаголов НСВ от приставочных глаголов СВ (разбросать -разбрасывать, переделать — переделывать, подписать — подписывать) [Исаченко 1960: 176]. Большая часть производных глаголов НСВ образована в результате вторичной имперфективации.

Видовая пара. Одним из центральных понятий в славянской аспекто-логии является понятие «видовая пара». «Объединение глаголов в видовые пары — системная категориальная черта вида» [РГ-80: 583], категориальные значения НСВ и СВ формируются именно в оппозиции друг другу [Потебня 1968: 35]. Понятие видовой пары отражает тождество денотативной семантики, функциональную и формальную соотносительность парных глаголов (записывать — записать, рассматривать — рассмотреть, улетать — улететь, красить — покрасить, делать — сделать), поэтому при определении видовых пар учитываются три взаимосвязанных фактора: семантика, форма и функциональные связи глаголов НСВ и СВ (подробно данный вопрос рассматривается в § 20). Парные по виду глаголы, находясь в отношениях словообразовательной мотивации, образуют противопоставление видов в рамках одного лексического значения: глаголы НСВ и СВ в парах типа отвечать — ответить, строить — построить, перестроить — перестраивать различаются лишь видовой семантикой.

Предельные (герминативные) / непредельные (нетерминативные) глаголы. Лексико-грамматический разряд предельных / непредельных глаголов является базой для образования видовых пар. Предельные глаголы имеют в своем значении указание на предел в развитии действия, по достижении которого действие прекращается и начинается новая ситуация [Холодович 1979: 138-139]: садиться — сесть (новая ситуация: сидеть), варить — сварить суп (суп сварен), открывать — открыть окно (окно открыто). Непредельные глаголы (шуметь, двигаться, работать, спать) не содержат в своей семантике указания на предел действия (подробнее данные вопросы, важные для теории вида, анализируются в § 20.1).

Предельные глаголы ниже именуются терминативными (лат. terminus — 'предел, граница'). Введение этого термина целесообразно во избежание смешения лексического и грамматического пределов действия. В первом случае речь идет о внутреннем (качественном) пределе, который может быть выражен в лексическом значении глаголов как СВ, так и НСВ (сделать / делать, упасть / падать), а во втором — о грамматическом пределе [Виноградов 1972: 394], выражаемом в семантике лишь глаголов СВ. Необходимость разграничить терминологически лексический и грамматический пределы действия доказывает в частности анализ семантики таких глаголов, как пошуметь, отшуметь, зашуметь: это нетерминативные (по лексическому значению) глаголы СВ, выражающие предел действия (т. е. его временную границу) грамматически — совершенным видом, и словообразовательно — приставками с фазисно-временньш значением (см. § 24).

Непарные по виду глаголы. Все непарные по виду глаголы СВ и НСВ считаются несоотносительными по виду, или одновидовыми. Это означает, что глаголы являются одновидовыми не только в том случае, если от них вообще нельзя образовать глагол противоположного вида, но и во всех случаях, когда производные глаголы не составляют видовой пары с производящими. Основную массу непарных глаголов составляют 1) нетерминативные глаголы НСВ; 2) глаголы СВ фазисно-временных, ограничительных и некоторых других способов глагольного действия (см. ниже). Непарные глаголы НСВ различаются словообразовательным потенциалом.

Некоторые нетерминативные глаголы НСВ, обозначающие статические ситуации, вообще не имеют однокоренных производных глаголов. Класс статических глаголов включает полнозначные глаголы, выражающие отношения (стоить, весить, граничить, значить, соответствовать, означать, принадлежать, преобладать, зависеть, противостоять, состоять, содержать), в том числе посессивные (иметься, водиться, обладать), существования (отсутствовать, пребывать), местонахождения стационарных предметов (находиться, стоять: Дом находится / стоит у реки).

Другие нетерминативные глаголы НСВ обладают способностью образовывать приставочные глаголы СВ, которые не составляют с мотивирующим глаголом НСВ видовой пары. Ограниченным словообразовательным потенциалом обладают нетерминативные глаголы НСВ со значением профессиональной, обобщенной деятельности и социального состояния (учительствовать, править, воспитывать, вдовствовать, бедствовать); «глаголы, обозначающие чувства и эмоциональные состояния, которые не могут мыслиться как кратковременные: любить, ненавидеть, обожать, недолюбливать, презирать, уважать, тосковать и т. д.» [Маслов 1984: 54]. Некоторые из этих глаголов имеют начинательные или ограничительные дериваты (полюбить, возненавидеть, победствовать). «Невозможность моментализации и внутренняя беспредельность процессов, выражаемых рассматриваемыми сейчас глаголами, и ведут к тому, что перфективация этих глаголов становится возможной только в случае выделения начала процесса или при условии внешнего ограничения его длительности» [Маслов 1984: 54]. Динамические глаголы, обозначающие более конкретную человеческую деятельность (работать, трудиться, торговать, упражняться, играть, гулять, охотиться, кричать, бежать), природные физические процессы (пылать, гореть, цвести) обладают большим словообразовательным потенциалом: поработать, отработать, потрудиться, заторговать, поторговать, отторговать, заиграть, поиграть, отыграть, наиграться, запылать, загореться, разгореться, отгореть, погореть и т. д.

Начинательные и ограничительные производные от таких глаголов (типа закричать, погулять, поиграть) способны выполнять некоторые функции видовых коррелятов СВ, образуя с производящими глаголами НСВ функциональные видовые пары (см. § 20.2). Многие фазисно-временные и оценочные дериваты СВ являются конечной ступенью отглагольной деривации — от них невозможна вторичная имперфективация: закричать, загрохотать, замяукать, заскрипеть, полететь, рассмеяться, встревожиться; отпрыгать, отработать, оттанцевать; пошуметь, попеть, проплакать. По семантическим причинам не имеют видовых пар стилистически маркированные глаголы СВ, выражающие мгновенные, внезапные действия, которые трудно представить в виде процесса. Многие из этих глаголов имеют суффикс -ну-, ср.: отпрянуть, встрепенуться, улизнуть, сгинуть.

Двувидовые глаголы. В русском языке имеется группа двувидовых глаголов (типа жениться, исследовать, атаковать, дублировать, конфисковать), большей частью это глаголы иностранного происхождения. Двувидовые глаголы вне контекста по виду не охарактеризованы, за исключением причастных и деепричастных форм, где суффиксы служат формальными показателями вида (исследовать: исследующий — исследованный, исследуя — исследовав;, атаковать: атакуемый — атакованный, атакуя — атаковав). В тексте двувидовые глаголы могут быть употреблены в значении как несовершенного, так и совершенного вида. Например: Химия — это наука, которая исследует (НСВ) природу материи и воздействует на нее на молекулярном уровне / Он менял маршруты, пока все их не исследовал (СВ) [«Знание — сила». № 7. 2003]; Музею Астафьев и завещал (СВ) свой дом в Овсянке [Известия. 02.12.2001] / Уже тогда он принимает решение и завещает (НСВ) свой дом музею.

Способы глагольного действия (СГД). СГД — это словообразовательно охарактеризованные группировки глаголов, представляющие фазисно-временные, оценочно-количественные, специально-результативные модификации производящих глаголов. Иными словами, это грамматически значимые словообразовательные категории глаголов, которые характеризуют действие с точки зрения его временных границ (засмеяться, зашуметь, пойти, увидеть; посидеть, простоять, отшуметь); продолжительности и интенсивности, однократности / многократности (прихворнуть, подрасти, подтаять, посматривать, постукивать); добавочных характеристик результата — количественных, качественно-оценочных, обстоятельственных (напечь, недовесить, отгладить). СГД активно взаимодействуют с категорией глагольного вида (см. § 23-§ 25).





Для любых предложений по сайту: [email protected]