Этот удивительный русский язык - Алексей Забазнов 2012
Тень, поднявшаяся с места
На протяжении тысячелетий письменная речь была послушной тенью устной. Сначала народы создавали слова, произносили их, а уж потом записывали. Во времена низкой грамотности и маловостребованной письменности тексты оказывали на язык такое же влияние, как хвост - на собаку. Но времена изменились.
Современный человек в цивилизованной стране очень много читает и пишет. Бывает так, что письменная речь в его жизни используется чаще, чем устная. И тогда буквы (по сути своей, рисунки!) начинают воздействовать на произношение слов.
Согласно русской орфоэпии соединение согласного [с] ([з]) и шипящего после него произносится как долгий шипящий, то есть, слово "расшатанный" мы должны произносить как "рашшатанный", "безжалостный" как "бежжалостный" и т. п. Но всё чаще и чаще в наши дни мы можем слышать, как кто-нибудь старательно произносит что-то вроде: "раЗ-Жевать", "раС-Щепление", "беС-Чувственный".
В принципе, такое явление вписывается в "закон Бодуэна" (см. 6-ю главу), согласно которому различительная способность согласных в нашем языке растёт. Но в некоторых случаях усилия говорящего начинают напоминать мартышкин труд. Мне доводилось слышать "жёсТкая" и "соЛнце", именно так, с [т] и [л], хотя в норме мы произносим "жёсская" и "сонце". Очевидно, это "говорение по написанному" грозит стать тенденцией, и через некоторое время и "беС-Чувственный" может стать неактуальным: ему на смену придёт "беС-ЧуВственый". Во многих случаях всё это просто ненужно и бессмысленно. Почему же люди вдруг начинают говорить не как люди, а как чернила? Очевидно, им иногда не хватает системности владения языком, согласования между устной речью и письмом, где первая должна главенствовать. Но если текст на бумаге забывает свою служебную функцию и пытается деформировать звучащее слово, скажите ему: "Тень, знай своё место!"