Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Самостоятельные части речи
Урок 46. Правописание имён числительных. Морфологические нормы

Цели: показать особенности правописания числительных; работать над предупреждением речевых ошибок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника.)

III. Работа по теме урока

1. Морфологические нормы, связанные с употреблением числительных

Остановимся на основных правилах правописания и произношения числительных. В живой речи ошибки в употреблении числительных слышишь на каждом шагу.

Часто неправильно строят формы составных порядковых числительных, особенно обозначающих большие числа. В таких числительных склоняется только последняя часть: к две тысячи четырнадцатому году, до две тысячи двадцать второго года.

Чтобы проверить себя, можно просклонять (изменить) порядковое числительное поменьше: в двадцать пятой квартире, к шестьдесят второму дому. Мы видим, что в этих словосочетаниях изменилась лишь последняя часть, значит, аналогичным будет изменение и в других подобных числительных.

Что касается склонения составных и сложных количественных числительных, важно помнить, что в них изменяется каждая часть.

Например, просклоняем словосочетание тысяча семьсот пятьдесят восемь экземпляров.

Чтобы не запутаться в формах числительных, выполним простое арифметическое действие: 1758 = 1000 + 7(100) + 5(10) + 8, а затем просклоняем каждое слагаемое и запишем их в ряд.

И. п.

Тысяча семьсот пятьдесят восемь экземпляров

Р. п.

Тысячи семисот пятидесяти восьми экземпляров

Д.п.

Тысяче семистам пятидесяти восьми экземплярам

В. п.

Тысячу семьсот пятьдесят восемь экземпляров

Т. п.

Тысячью семьюстами пятьюдесятью восьмью (восемью) экземплярами

П. п.

(О) тысяче семистах пятидесяти восьми экземплярах

Обратим особое внимание на формы слова тысяча. Ошибки при склонении этого слова происходят из-за его особого положения на стыке существительных и числительных: оно сходно с существительными 1-го склонения (встреча, дача) во всех формах, кроме творительного падежа, поэтому часто уподобляется в речи существительным. Как существительное тысяча имеет первоначальное значение «ополчение в Древней Руси»; это значение постепенно расширилось — «огромное количество, множество кого- или чего-либо». В этом значении тысяча склоняется как существительное.

В последнее время формы творительного падежа тысячью и тысячей считаются равноправными.

2. Повторение правил правописания числительных

1. Правописание ь в числительных.

Ь пишется:

1) на конце числительных: пять — двадцать, тридцать;

2) в середине сложных числительных: пятьдесят — восемьдесят (десятки), пятьсот — девятьсот (сотни);

3) в косвенных падежах некоторых числительных: четырьмя, пятью, восемью (восьмью), семьюдесятью.

Ь не пишется в середине числительных пятнадцать — девятнадцать.

2. Правописание порядковых числительных, последней частью которых являются -тысячный, -миллионный, -миллиардный.

Такие числительные пишутся слитно, в одно слово, порой образуя очень длинные ряды: трёхсотсорокашеститысячный, стовосьмидесятипятимиллионный.

3. Правописание слов, в состав которых входят числительные.

Существительные и прилагательные с корнем, обозначающим

число, сохраняют гласный формы числительного: шестигранник, двадцатилетний, пятидесятиградусный, стотридцатисемиметровый, сорокалетие. Исключения: сороконожка, сорокоуст, девяностолетний, тысячеустый, столетник (т. е. все слова, начинающиеся с девяносто-, сто-, тысяче-).

4. Особенности употребления числительных и слов, в которые входят числительные.

1) В предложении с числительными инверсия (необычный порядок слов) может поменять смысл высказывания.

Сравним:

У меня есть десять минут (точное время).

У меня есть минут десять (приблизительное время).

2) С существительными мужского рода можно употреблять и количественные, и собирательные числительные, с существительными женского рода — только количественные: три товарища и трое товарищей, но три подруги.

3) Употребление числительных со словом сутки.

Правильно: двое, трое, четверо суток. Но: пять, шесть, семь... суток.

После двадцати одного надо искать синтаксический синоним. Нельзя сказать: двадцать четыре сутки (или суток). Можно сказать: двадцать четыре дня. С порядковыми числительными проще: двадцать четвёртые сутки.

4) Если составное числительное заканчивается на два, три, четыре, существительное при нём ставим в форму единственного числа: тридцать два (три, четыре) юноши. Форму множественного числа начинаем применять с чисел на пять, шесть и т. д.: двадцать пять юношей.

5) Если человеку 21 год, говорят: двадцатиоднолетний — это правильно.

6) Очень часты ошибки в поздравлениях. Говорят неправильно: «С восьмым мартом!» или «С восьмое марта!»

Правильно так: «С днём Восьмое марта!», «С Восьмым марта!», «С праздником Первое мая!», «С Первым сентября!»

При этом порядковое числительное, обозначающее праздничный, знаменательный день, пишется с большой буквы, а после слов праздник, день, дата ставится в именительном падеже.

3. Объяснительный диктант

Восемнадцатая квартира, седьмое сентября, шестнадцать часов пятьдесят шесть минут, двухсотсемидесятиграммо́вый, одна восьмая финала, шестьсот секунд, с тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года, двести миллионов, четыреста экземпляров, пятидесятиметровый бассейн, восьмидесятая квартира, шестьсот одиннадцать километров, девяносто миллиардов, гараж на триста мест, пятнадцатый центнер.

4. Практические задания

— Просклоняйте числительные 642, 1378.

  — Замените цифры словами, составьте предложения с числительными в косвенных падежах.

1) 489 пассажиров, 1758 экземпляров.

2) Даты: 3.10, 31.12.

Варианты предложений:

Поднялся в воздух самолёт с четырьмястами восьмьюдесятью (восемьюдесятью) девятью пассажирами на борту.

Дедушкина библиотека с тысячью семьюстами пятьюдесятью восьмью (восемью) экземплярами книг была в нашем распоряжении.

Работу надо закончить к третьему октября.

Перед тридцать первым декабря всегда много радостных хлопот.

Примечание. Следует обратить внимание учащихся на то, что названия месяцев употребляются в родительном падеже.

Домашнее задание

Повторить тему «Местоимение», подготовить вопросы, сообщения, подобрать примеры.