Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017
Самостоятельные части речи
Урок 46. Правописание имён числительных. Морфологические нормы
Цели: показать особенности правописания числительных; работать над предупреждением речевых ошибок.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника.)
III. Работа по теме урока
1. Морфологические нормы, связанные с употреблением числительных
Остановимся на основных правилах правописания и произношения числительных. В живой речи ошибки в употреблении числительных слышишь на каждом шагу.
Часто неправильно строят формы составных порядковых числительных, особенно обозначающих большие числа. В таких числительных склоняется только последняя часть: к две тысячи четырнадцатому году, до две тысячи двадцать второго года.
Чтобы проверить себя, можно просклонять (изменить) порядковое числительное поменьше: в двадцать пятой квартире, к шестьдесят второму дому. Мы видим, что в этих словосочетаниях изменилась лишь последняя часть, значит, аналогичным будет изменение и в других подобных числительных.
Что касается склонения составных и сложных количественных числительных, важно помнить, что в них изменяется каждая часть.
Например, просклоняем словосочетание тысяча семьсот пятьдесят восемь экземпляров.
Чтобы не запутаться в формах числительных, выполним простое арифметическое действие: 1758 = 1000 + 7(100) + 5(10) + 8, а затем просклоняем каждое слагаемое и запишем их в ряд.
И. п. |
Тысяча семьсот пятьдесят восемь экземпляров |
Р. п. |
Тысячи семисот пятидесяти восьми экземпляров |
Д.п. |
Тысяче семистам пятидесяти восьми экземплярам |
В. п. |
Тысячу семьсот пятьдесят восемь экземпляров |
Т. п. |
Тысячью семьюстами пятьюдесятью восьмью (восемью) экземплярами |
П. п. |
(О) тысяче семистах пятидесяти восьми экземплярах |
Обратим особое внимание на формы слова тысяча. Ошибки при склонении этого слова происходят из-за его особого положения на стыке существительных и числительных: оно сходно с существительными 1-го склонения (встреча, дача) во всех формах, кроме творительного падежа, поэтому часто уподобляется в речи существительным. Как существительное тысяча имеет первоначальное значение «ополчение в Древней Руси»; это значение постепенно расширилось — «огромное количество, множество кого- или чего-либо». В этом значении тысяча склоняется как существительное.
В последнее время формы творительного падежа тысячью и тысячей считаются равноправными.
2. Повторение правил правописания числительных
1. Правописание ь в числительных.
Ь пишется:
1) на конце числительных: пять — двадцать, тридцать;
2) в середине сложных числительных: пятьдесят — восемьдесят (десятки), пятьсот — девятьсот (сотни);
3) в косвенных падежах некоторых числительных: четырьмя, пятью, восемью (восьмью), семьюдесятью.
Ь не пишется в середине числительных пятнадцать — девятнадцать.
2. Правописание порядковых числительных, последней частью которых являются -тысячный, -миллионный, -миллиардный.
Такие числительные пишутся слитно, в одно слово, порой образуя очень длинные ряды: трёхсотсорокашеститысячный, стовосьмидесятипятимиллионный.
3. Правописание слов, в состав которых входят числительные.
Существительные и прилагательные с корнем, обозначающим
число, сохраняют гласный формы числительного: шестигранник, двадцатилетний, пятидесятиградусный, стотридцатисемиметровый, сорокалетие. Исключения: сороконожка, сорокоуст, девяностолетний, тысячеустый, столетник (т. е. все слова, начинающиеся с девяносто-, сто-, тысяче-).
4. Особенности употребления числительных и слов, в которые входят числительные.
1) В предложении с числительными инверсия (необычный порядок слов) может поменять смысл высказывания.
Сравним:
У меня есть десять минут (точное время).
У меня есть минут десять (приблизительное время).
2) С существительными мужского рода можно употреблять и количественные, и собирательные числительные, с существительными женского рода — только количественные: три товарища и трое товарищей, но три подруги.
3) Употребление числительных со словом сутки.
Правильно: двое, трое, четверо суток. Но: пять, шесть, семь... суток.
После двадцати одного надо искать синтаксический синоним. Нельзя сказать: двадцать четыре сутки (или суток). Можно сказать: двадцать четыре дня. С порядковыми числительными проще: двадцать четвёртые сутки.
4) Если составное числительное заканчивается на два, три, четыре, существительное при нём ставим в форму единственного числа: тридцать два (три, четыре) юноши. Форму множественного числа начинаем применять с чисел на пять, шесть и т. д.: двадцать пять юношей.
5) Если человеку 21 год, говорят: двадцатиоднолетний — это правильно.
6) Очень часты ошибки в поздравлениях. Говорят неправильно: «С восьмым мартом!» или «С восьмое марта!»
Правильно так: «С днём Восьмое марта!», «С Восьмым марта!», «С праздником Первое мая!», «С Первым сентября!»
При этом порядковое числительное, обозначающее праздничный, знаменательный день, пишется с большой буквы, а после слов праздник, день, дата ставится в именительном падеже.
3. Объяснительный диктант
Восемнадцатая квартира, седьмое сентября, шестнадцать часов пятьдесят шесть минут, двухсотсемидесятиграммо́вый, одна восьмая финала, шестьсот секунд, с тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года, двести миллионов, четыреста экземпляров, пятидесятиметровый бассейн, восьмидесятая квартира, шестьсот одиннадцать километров, девяносто миллиардов, гараж на триста мест, пятнадцатый центнер.
4. Практические задания
— Просклоняйте числительные 642, 1378.
— Замените цифры словами, составьте предложения с числительными в косвенных падежах.
1) 489 пассажиров, 1758 экземпляров.
2) Даты: 3.10, 31.12.
Варианты предложений:
Поднялся в воздух самолёт с четырьмястами восьмьюдесятью (восемьюдесятью) девятью пассажирами на борту.
Дедушкина библиотека с тысячью семьюстами пятьюдесятью восьмью (восемью) экземплярами книг была в нашем распоряжении.
Работу надо закончить к третьему октября.
Перед тридцать первым декабря всегда много радостных хлопот.
Примечание. Следует обратить внимание учащихся на то, что названия месяцев употребляются в родительном падеже.
Домашнее задание
Повторить тему «Местоимение», подготовить вопросы, сообщения, подобрать примеры.