Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

От авторов

Уважаемый учитель!

Успешность вашей работы по учебнику «Русский язык. 1 класс» (авторы С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова) во многом зависит от понимания концептуальных педагогических и методических идей, заложенных в содержании курса.

Представим кратко эти идеи.

1. Учебник ориентирован на достижение основных целей обучения русскому языку:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

• формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма;

• развитие устной и письменной речи учащихся (решение коммуникативных задач);

• расширение языковой эрудиции каждого школьника, активизация его интереса к языку и речевому творчеству.

2. В отличие от уроков русского языка во 2, 3 и 4 классах, на каждом из которых реализуется только одна из первых трёх заявленных выше целей обучения, в 1 классе в рамках одного урока реализуются все цели. Такая разница в методическом подходе обусловлена задачами языкового образования и речевого развития первоклассников. Ученик 1 класса должен хотя бы в самом общем виде представить язык как средство человеческого общения и в то же время понять, что реализация языка в конкретной ситуации общения нормирована определёнными правилами, которые требуют отбора языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Грамотность, как и правильная речь, представляет собой элемент общей культуры человека.

Структура каждого урока выглядит следующим образом: первые упражнения (одно, два, а иногда три) вводят ученика в известную ему ситуацию общения (знакомство, вопрос, приветствие, прощание, благодарность, описание внешности, приглашение и т. п.). Цель этих упражнений — погрузить учеников в некую речевую ситуацию, в которой они как носители языка уже находились неоднократно. Но при этом не только механически активизировать в памяти детей саму ситуацию, но и обсудить, проанализировать её, в некоторых случаях научить определённым законам речевого общения (например, нормам речевого этикета, учёту мимики и жестов при общении и т. п.). В учебнике речевые упражнения отмечены зелёным цветом. Последующие упражнения (они отмечены коричневым цветом) ставят ученика в позицию исследователя языка: он либо наблюдает некоторую языковую закономерность, либо знакомится с правилом русского правописания. Часто эти задания связаны с текстами речевых упражнений. Таким образом, в рамках одного урока ученик сначала погружается в привычную ему речевую ситуацию, затем переходит к изучению языка — либо как маленький учёный, исследователь (находит, сопоставляет, анализирует, классифицирует языковые единицы), либо как человек, который стремится овладеть навыками грамотного, безошибочного письма. В результате такого построения курса к концу 1 класса ученики должны получить первоначальные представления о речи, правописании и языковых закономерностях, познакомиться с определёнными типами языковых, речевых и орфографических (пунктуационных) заданий, а также с последовательностью действий при их выполнении.

3. Содержание учебного материала даётся поурочно. Каждый урок представлен сменяющими друг друга рубриками и упражнениями. Их последовательность — это логика организации урока и учебной деятельности детей. При этом авторы понимают, что в классах с разным уровнем подготовленности учеников курс «Обучение грамоте» («Букварь. Часть 1») будет различаться по длительности. В зависимости от количества часов, оставшихся на изучение систематического курса русского языка, в разных классах будет выполняться различный объём заданий и упражнений, представленных в учебнике «Русский язык» и тетрадях на печатной основе. Учитель имеет право, опираясь на данные комментарии, самостоятельно структурировать уроки: либо компонуя материал учебника и тетрадей в одном уроке, либо следуя логике: один урок по учебнику, один урок по тетради.

4. «Избыточность» упражнений и рубрик, представленных в учебнике в рамках одного урока, обеспечивает возможность индивидуального и дифференцированного обучения. В зависимости от подготовленности класса и темпа работы учащихся, уровня сформированности их учебной деятельности учитель может самостоятельно отобрать необходимый и достаточный материал. Механическое выполнение всех упражнений (особенно при постоянной фронтальной работе!) в классах, не готовых к восприятию некоторого материала, приведёт к перегрузке учеников. Тем не менее планируемые результаты освоения образовательной программы по русскому языку (в части «Ученик научится...») должны быть достигнуты. В начале учебного года и перед проведением каждого урока необходимо обращаться к программе курса (см. Приложение) и требованиям к достижениям планируемых результатов по русскому языку, зафиксированным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), чтобы понять, какой материал должен быть отработан, а какой предлагается для ознакомления.

5. Несмотря на то что учебник предназначен для учеников, материал некоторых рубрик, а также некоторые задания и тексты упражнений должен читать учитель. Авторы стремились к максимальной технологичности учебника как средства обучения, что предполагает не только чёткое соблюдение последовательности действий при работе на уроке, но и «озвучивание» именно того учебного языкового материала, который адаптирован авторами для учащихся данного возраста. Категорически не рекомендуется форсировать технику чтения учеников и предлагать им для самостоятельного чтения объёмные тексты. Учитель должен сосредоточить своё внимание на понимании учащимися учебного текста и осознании поставленных перед ними языковых или речевых задач.

6. Задания рубрик и упражнений часто предполагают проблемное обучение. Следовательно, необходимо постоянно контролировать достигнутые учениками результаты, организовывать обсуждение тех вопросов и языковых ситуаций, которые даны в учебнике. Даже правильно и быстро выполненное упражнение, если не проводить постоянного коллективного обсуждения заданий и смысла работы, не достигнет главного результата — развития учебной деятельности ученика, не сформирует у него умения самоконтроля, стремления и способности доказательно объяснять свою точку зрения.

7. Тексты, предложения, отдельные слова тщательно отобраны авторами учебника, а задания к ним соотнесены с теми лингвистическими и орфографическими сложностями, с которыми может столкнуться ученик начальной школы. В связи с этим не рекомендуется предлагать дополнительное задание к рубрике или упражнению, если оно не предусмотрено учебником, комментариями или тщательно не проверено самим учителем, так как возможно возникновение неразрешимых (с точки зрения адаптации лингвистического материала для учеников данного возраста) проблем или противоречий.

8. В число основных предметных действий, формируемых у учащихся на уроках русского языка в 1 классе, входят письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм, а также усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. В учебнике и в тетрадях на печатной основе предлагаются разнообразные и разноуровневые задания, способствующие эффективному формированию названных действий. Учитель должен заранее определять объём списываемых текстов, учитывая темп работы учащихся и их индивидуальные особенности. Так, например, ученикам, испытывающим трудности при списывании текстов, следует предлагать списывать не весь текст, а только два-три предложения. Если при выполнении заданий в тетради на печатной основе ученикам по каким-то причинам не хватает приготовленных для списывания строк, то учитель рекомендует ученикам продолжить списывать текст в рабочие тетради. Возможен и такой вариант: если учитель понимает, что сильным ученикам, которые будут списывать весь текст из тетрадей на печатной основе, подготовленных строк не хватит, он может предложить им списывать текст в рабочих тетрадях, а учащиеся, испытывающие затруднения при списывании, запишут на подготовленных для них строках два-три предложения.

Надеемся, что наше методическое пособие поможет вам эффективно организовать работу детей с учебником и рабочими тетрадями.

Обратите внимание на особенности пособия:

• комментируется каждое упражнение и каждая рубрика учебника, характеризуются лингвистические и методические особенности их проведения;

• предлагаются варианты проведения упражнений в зависимости от уровня подготовленности учеников, показаны способы организации дифференцированной и индивидуальной работы;

• рассматриваются возможные трудности и ошибки, вызванные как сложностью языкового материала, так и готовностью учеников данного возраста к восприятию определённых языковых фактов или закономерностей; предлагаются пути предупреждения и устранения ошибок;

• координируется работа по учебнику и рабочим тетрадям «Русский язык» № 1 и № 2;

• предлагаются дополнительные вопросы и задания к некоторым упражнениям и урокам учебника;

• представлена методика словарной работы и работы по дальнейшему развитию графического навыка;

• в конце каждого урока введена рубрика «Ваш комментарий» для ваших собственных заметок, что позволит вам контролировать свою работу и учитывать индивидуальную траекторию продвижения каждого ученика от незнания к знанию.

В Приложение включены программа по русскому языку для 1 класса; планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1 классе; примерное поурочное планирование; перечень слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне.