Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Знакомство с учебником Русский язык и условными обозначениями в учебнике. Актуализация известных ученикам ситуаций устного и письменного общения. Ознакомление с основной функцией языка функцией общения
Задачи урока: познакомить с учебником «Русский язык» и условными обозначениями в учебнике; актуализировать известные ученикам ситуации устного и письменного общения (знакомство и поздравительная открытка); познакомить с основной функцией языка — функцией общения (коммуникативная функция); повторить звуковой анализ слова на примере построения звуковой модели слова; учить использовать памятку порядка действий при списывании.
Обратите внимание. В комментариях представлена работа по учебнику и тетрадям в рамках одного урока (согласно нумерации в учебнике и тетрадях). В зависимости от того, когда учитель приступил к знакомству с систематическим курсом (с начала второго полугодия или позже), а также от уровня подготовленности учеников и темпа их работы он самостоятельно определяет, какое количество упражнений и заданий, представленных в учебнике и тетрадях, выполняется за один урок. Если курс «Русский язык» начат с третьей четверти, рекомендуется один урок проводить по учебнику, следующий — по тетради (например, 11 января — «Урок 1» по учебнику, 12 января — «Урок 1» по тетради и т. д.). В то же время авторы учебника допускают комбинацию работы по учебнику и тетрадям в рамках одного урока. В этом случае учитель, опираясь на представленные комментарии к рубрикам и упражнениям учебника и тетрадей, самостоятельно компонует урок. Если курс «Обучение грамоте» закончен в середине или в конце третьей четверти, учитель на уроке в основном работает с учебником, привлекая упражнения тетради «Русский язык»
в минимальном объёме и в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. Рекомендуется как в 1 классе, так и в последующих руководствоваться следующими принципами:
1) не ставить задачей выполнение всего материала урока, тем более в ходе фронтальной работы;
2) подробно обсуждать с учениками задания рубрик и упражнений, стремясь к пониманию ими цели и последовательности работы над речевым, орфографическим или языковым материалом;
3) постоянно проверять осознанность выполнения учениками того или иного действия (для этого рекомендуется иногда включать в методику работы элементы «ошибочных ответов», которые предлагает сам учитель, с последующим их анализом);
4) ориентируясь на индивидуальные особенности учеников и темп их работы, уже в 1 классе учить работать самостоятельно, в парах или группах.
Перед началом работы по учебнику и тетрадям учитель в своём вводном слове объясняет ученикам цели изучения русского языка: ученики будут, во-первых, открывать законы, по которым живёт русский язык; во-вторых, учиться писать грамотно, без ошибок; в-третьих, овладевать навыками составления собственных устных и письменных текстов, учиться соблюдать нормы русского языка, т. е. не допускать ошибок в построении текстов, учитывать ситуацию общения — где, с кем, с какой целью они общаются — и отбирать для успешного решения поставленных задач правильные языковые средства.
Обратите внимание. С первых уроков русского языка учитель должен формировать у учеников целевую установку на овладение навыками грамотного письма и совершенствование устной и письменной речи. Для учащихся начальной школы вполне достаточно слов учителя: «Ребята, грамотное, безошибочное письмо — это показатель нашей культуры, так же как опрятный внешний вид, умение вести себя за столом и т. п.». Подобные напоминания учителя должны касаться и речевых упражнений (уроков). Не следует ни в 1 классе, ни в последующие годы обучения устраивать с учениками дискуссии по поводу того, зачем нужно грамотно писать или правильно выражать свои мысли и чувства в речи. У учеников данного возраста пока недостаточно социального опыта, чтобы аргументированно излагать свою позицию. Перед началом работы или в процессе выполнения заданий (упражнений) следует периодически напоминать ученикам, за чем они учатся писать грамотно, с какой целью совершенствуют свою речь.
Затем ученики знакомятся с учебником, его условными обозначениями, а также памятками, расположенными на форзацах учебника. Не обходимо, что бы уже на первом уроке ученики осознали: им предстоит обсуждать какой-то материал (рубрика «Давай подумаем»); вспоминать то, что им уже известно (рубрика «Вспомни изученное»); открывать тайны языка (рубрика «Тайны языка») и обращать внимание на некоторые языковые трудности или закономерности (рубрика «Обрати внимание»); работать в парах (помета к упражнению — тандем, велосипед с двумя сиденьями); выполнять трудные задания (помета к упражнению — гиря). Но самое главное — акцентировать внимание учеников на том, какие упражнения они будут выполнять: связанные с речевым общением (отмеченные зелёным) или с изучением устройства языка, со знакомством с орфографическим (пунктуационным) правилом (отмеченные коричневым).
Работа по учебнику
Обратите внимание. 1. Авторы стремились к тому, чтобы в учебнике как основном средстве обучения был последовательно и в полном объёме представлен тот материал, который позволит реализовать заявленные цели обучения в соответствии с предлагаемой авторами структурой курса, последовательностью изложения материала, методическими особенностями заданий. Но многие тексты рубрик и упражнений, а также задания к упражнениям достаточно объёмны и трудны для чтения учениками 1 класса. Ни в коем случае не следует предлагать ученикам читать их самостоятельно. Тем более не рекомендуется использовать тексты рубрик и упражнений для совершенствования техники чтения детей. Следовательно, объёмные тексты упражнений или заданий к упражнениям должен читать (или пересказывать своими словами) сам учитель.
2. Первые упражнения (речевые) должны быть обязательно выполнены: если речевых упражнений не два, а три, тогда, например, третье упражнение может быть перенесено в начало следующего урока (при самостоятельной компоновке учителем материала уроков из учебника и тетради). Но если логика изложения материала не позволяет произвести такой перенос, необходимо, чтобы «речевая» часть урока была выполнена так, как это предусмотрено в учебнике. Далее при комментировании упражнений условно вводятся обозначения «речь» (соответствует упражнениям, отмеченным зелёным цветом) и «язык» (соответствует упражнениям, отмеченным коричневым).
Упражнение 1 (речь) — актуализация речевой ситуации знакомства; обсуждение вопроса о том, зачем людям нужна речь; подготовка к последующей работе с речевыми упражнениями. Выполняется фронтально. Вне зависимости от того, кто будет читать текст — учитель или ученики, следует обратить внимание на знак «тире», обозначающий реплики участников диалога. В процессе обсуждения необходимо добиться того, чтобы высказалось как можно больше учащихся. Во-первых, в их ответах прозвучат названия ситуаций, в которых происходит общение (приветствие, вопросы, извинение, поздравление, беседа и т. д.). Во-вторых, ответы учеников помогут им понять, что такое «ситуация общения» (с этим определением ученики продолжат работать на последующих уроках и в следующих классах). Если ученики испытывают затруднения, следует стимулировать их работу вопросами: «Ребята, а для того, чтобы познакомиться с кем-то, нам нужна речь? А для того, чтобы узнать, как пройти куда-то, на каком автобусе доехать до нужной остановки? Нужна ли нам речь, чтобы извиниться? Чтобы рассказать о чём-то интересном?» и т. п. Итог обсуждения подводит учитель, перечисляя названные ситуации и формулируя вывод: во всех названных учениками ситуациях происходит общение людей друг с другом.
Упражнение 2 (речь) — наблюдение за особенностями письменной речи. Выполняется фронтально. Рекомендуется организовать обсуждение таким образом, чтобы ученики сделали вывод: письменная речь помогает людям общаться тогда, когда они находятся далеко друг от друга. Несмотря на неполноту и условность такого ответа, всё-таки целесообразно добиться понимания учащимися хотя бы данного аспекта письменной речи (не следует забывать, что современные первоклассники уже пользуются мобильными телефонами и большинству из них действительно непонятно, зачем нужно писать письма или открытки, когда можно просто позвонить). Кроме того, следует обратить внимание детей на эстетическую функцию открытки (можно показать несколько вариантов красивых новогодних открыток), на то, что и открытку, и письмо можно хранить, перечитывать, а устное общение сиюминутно, неповторимо.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает результаты наблюдения и формирует целевую установку на изучение русского языка. Материал рубрики (с. 5, 6 учебника) читает или пересказывает сам учитель.
Перед выполнением упр. 3 необходимо ещё раз напомнить ученикам, что, переходя к выполнению упражнений, отмеченных коричневым цветом («язык»), они становятся исследователями языка, на котором говорят, знакомятся с правилами правописания. Такое напоминание рекомендуется делать на каждом уроке, чтобы к концу обучения в 1 классе ученики различали особенности работы с речевым, орфографическим (пунктуационным) и языковым материалом упражнений.
Упражнение 3 (язык) — повторение и закрепление материала букварного периода. После того как первоклассники подберут
концовку для второго предложения, рекомендуется предложить им открыть форзац учебника, на котором помещён русский алфавит.
Упражнение 4 (язык) — закрепление алгоритма проведения звукового анализа. При составлении модели слова письмо используются фишки, с которыми дети работали в первом полугодии. При выполнении этой части упражнения один ученик работает у доски, остальные самостоятельно выкладывают модель на партах, после чего результаты сравниваются. Правильная модель:
В классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности при построении моделей, звуковой анализ целесообразнее провести с подробным комментированием у доски. Это позволит более эффективно повторить алгоритм и предупредить возможные ошибки при построении модели. В классах с высоким темпом работы и большим количеством учащихся, успешно осваивающих материал, можно после выполнения задания написать слово письмо на доске, предложить сравнить количество звуков и букв в этом слове и объяснить разницу.
Вторая часть упражнения выполняется самостоятельно. Поскольку текст открытки и заданная модель расположены на разных разворотах учебника, целесообразно выложить модель на партах, чтобы постоянно не перелистывать страницы учебника для уточнения модели. Как только учащийся находит слово, он поднимает руку и показывает в тексте открытки найденное им слово. При правильном ответе учитель предлагает ему выполнить третью часть задания, при неправильном — продолжить поиски. По мере выполнения задания большинством класса проводится обсуждение результатов выполнения — один из учеников доказывает, почему модели соответствует слово Мороз. Учитель помогает ученикам сформулировать результат наблюдения: звуковой состав слов и их буквенная запись не всегда совпадают. В качестве дополнительного задания можно предложить объяснить необходимость написания заглавной буквы в сочетании Дед Мороз.
Последнюю часть этого упражнения выполняют только те, кто быстро и правильно справился с предыдущей частью. Учащиеся должны заметить, что Антон сделал ошибку — пропустил в модели слова друзья звук [й’]. Правильная модель слова:
Вариант выполнения. В классах с большим количеством детей, испытывающих трудности, можно пропустить вторую часть упражнения, выполнив при этом третью — им проще соотнести слово и модель, чем искать в большом по объёму тексте открытки заданное слово.
Рубрика «Обрати внимание» знакомит с порядком действий при списывании. Памятку читает учитель, при необходимости объясняя (или демонстрируя) порядок действий. Следует обратить внимание учеников, что памятку не нужно учить наизусть, но к ней всегда следует обращаться, пока они не научатся списывать, соблюдая определённую последовательность действий.
Упражнение 5 (язык) — отработка последовательности действий при списывании с опорой на памятку. Перед началом работы надо обсудить с учениками смысл пословиц, соотнести их содержание с тем, что обсуждалось в ходе выполнения упр. 1 и 2. В классах с большим количеством детей, испытывающих трудности, работу по списыванию первой пословицы лучше организовать максимально развёрнуто — учитель последовательно читает пункты плана и после каждого организует работу по его выполнению всеми учащимися.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 — развитие зрительного восприятия, отработка умения сравнивать, развитие мелкой моторики, точности проведения линий. Поскольку такое упражнение выполняется впервые, целесообразно скопировать материал упражнения на доску и вместе с учащимися определить алгоритм выполнения подобных заданий.
Прежде всего учитель просит учащихся посмотреть на ряд картинок и рассказать, на что они обратили внимание. Учащиеся должны заметить, что первой идёт завершённая картинка, а чем дальше от неё расположена следующая картинка, тем менее она закончена. После этого учитель спрашивает, что же поможет «восстановить» картинки; важно, чтобы учащиеся поняли, что первая слева картинка выступает в качестве образца. Далее идёт совместная работа по созданию алгоритма выполнения такого типа упражнений. Примерная последовательность действий может быть такой:
1) анализируется образец, который помещён слева на строке;
2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали;
3) они дорисовываются;
4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями;
5) так же продолжается работа со следующими картинками;
6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми.
Учитель указывает на то, что дорисовать картинки надо очень аккуратно, следя, чтобы линии были чёткими, необходимого размера, начинались и заканчивались в нужных точках.
При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий.
Упражнение 2 — совершенствование графического навыка. Перед началом работы на первой строчке учитель предлагает назвать элемент (короткая наклонная линия с закруглением внизу), местоположение точки начала написания, направление движения, место изменения траектории движения, место завершения написания. После этого кому-нибудь из учеников предлагается продиктовать всю последовательность действий при написании элемента. Вариант полного ответа: «Ставлю ручку на линию, ограничивающую высоту строчных букв, начинаю вести вниз прямую наклонную линию, не доводя до нижней линии рабочей строки начинаю закругление вправо, касаюсь нижней линии рабочей строки, вывожу закруглённую линию вверх и вправо, останавливаюсь, отрываю ручку от листа». Учитель просит подумать, почему перед строчной буквой и нужно будет писать две короткие наклонные линии, а перед строчной буквой ш — три (это указание на количество элементов, из которых состоит буква). В такой же последовательности проходит анализ задания на второй строчке. Следующие две строчки используются по усмотрению учителя в зависимости от особенностей класса.
Возможные варианты
1. Написать на третьей строке короткую наклонную линию с закруглением внизу, после чего вспомнить и написать все буквы, в состав которых она входит. На четвёртой строке написать несколько раз длинную наклонную линию с закруглением внизу (второй элемент заглавной буквы И), следя за соблюдением параллельности, после чего вспомнить и написать несколько букв, в состав которых она входит.
2. Проанализировать качество выполнения работы на первой и второй строчках. На третьей и четвёртой строчках выполнить работу повторно, стараясь исправить недочёты.
Упражнение 3 — повторение и закрепление последовательности проведения звукового анализа слова с опорой на схемы. Возможны два варианта работы: 1) составление моделей с помощью фишек, использовавшихся в первом полугодии; 2) штрихование клеточек схемы красными, синими и зелёными карандашами или ручками. Важно обратить внимание на то, что при составлении модели нужно отражать следующие характеристики звуков: для гласных — ударный/безударный (для этого в слове обязательно ставится ударение), для согласных — твёрдый/мягкий и звонкий/глухой. Можно предложить учащимся при проведении звукового анализа слов сдвигать вниз фишку безударного гласного звука, что послужит хорошей пропедевтической работой по развитию орфографической зоркости.
Вариант выполнения. Целесообразно составить в процессе фронтальной работы модель слова ёлка, а потом предложить самостоятельно выбрать одно из следующих слов (лисичка или звёзды) и поработать над его моделью. Результат работы:
Дополнительные вопросы
1. В каком из этих слов все согласные звуки звонкие? (Звёзды.)
2. В каком из этих слов три слога? (Лисичка.)
3. В каком из этих слов первые два звука записываются одной буквой? (Ёлка.)
4. В каком из этих слов ударным является второй гласный звук в слове? (Лисичка.)
5. Что общего в моделях слов ёлка и лисичка?
6. Что общего в моделях слов ёлка и звёзды?
Упражнение 4 — отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов. Выполняется фронтально, при этом на доске целесообразно продублировать предложенную в упражнении модель. В результате обсуждения учащиеся должны прийти к выводу, что модели соответствует только слово письма.
Возможные ошибки связаны с тем, что учащиеся не обратят должного внимания на звонкость/глухость согласных, поэтому лучше сразу предупредить о необходимости внимательно следить за этой характеристикой.
Дополнительные вопросы
1. Что нужно изменить в модели, чтобы она соответствовала слову фильмы? (Поставить значок звонкости над третьим звуком.)
2. Что нужно изменить в модели, чтобы она соответствовала слову письмо? (Изменить место ударения.)
3. Что нужно изменить в модели, чтобы она соответствовала слову песня? (Синюю фишку четвёртого звука поменять на зелёную.)
Вариант выполнения. Упражнение предлагается сильным учащимся во время дифференцированной работы.
Упражнение 5 — составление слов из слогов и запись этих слов. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов работы. Должны быть записаны слова: буквы, звуки, слоги, слова.
Дополнительное задание. Определить в каждом слове место ударения и поставить значок ударения; найти слово, которое отличается от остальных (в слове слова ударным является второй гласный в слове, в остальных словах — первый гласный).
Упражнение 6 — активизация знаний, полученных в первом полугодии. Начинается как фронтальное (в ходе устного обсуждения учащиеся подчёркивают выбранные слова), продолжается как самостоятельное (учащиеся вписывают слова).
Упражнение 7 — закрепление и отработка алгоритма списывания, предложенного в учебнике (урок 1). Целесообразно до выполнения упражнения открыть учебник и ещё раз прочитать памятку. Объём выполнения упражнения зависит от темпа работы класса и регулируется учителем. Можно, чётко следуя алгоритму, всем классом записать первую пословицу, потом обсудить смысл второй и третьей и предложить учащимся списать одну из пословиц по выбору, а можно, обсудив смысл всех трёх пословиц, предложить записать одну по выбору. При этом надо оказать помощь тем учащимся, кому трудно следовать алгоритму. Особенно важно предупредить случаи побуквенного списывания — для этого можно вместе с учащимся разделить слова на слоги, проведя под словами слоговые дуги.
Рубрика «Переменка». В результате разгадывания ребусов должны получиться слова: уточки, веточки, ленточки.
При желании и наличии времени можно записать эти слова в рабочую тетрадь.
Ваш комментарий к уроку