Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Ознакомление с особенностями письменной речи. Отработка порядка действия при списывании. Ознакомление со знаками конца предложенияя
Задачи урока: знакомить с особенностями письменной речи; отработать порядок действий при списывании; знакомить со знаками конца предложения.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» организует обсуждение изображённых на рисунках ситуаций устного и письменного общения, формулирует проблемные вопросы, позволяющие ученикам самостоятельно определить одну из функций письменной речи — общение на расстоянии. Выполняется фронтально. Вопросы к рисункам читает учитель. Если при анализе рисунков ученики снова задают вопрос, зачем нужно писать письма, когда есть телефон, можно ответить, что, например, не все пожилые люди умеют пользоваться мобильными телефонами; не во всех городах, а тем более в сёлах и деревнях доступна не только сотовая, но и обычная телефонная связь, а письма доставляют даже в самые отдалённые деревни. Следует также иметь в виду, что ученики могут не ответить на последний вопрос рубрики: «В каких ещё ситуациях люди пользуются письменной речью?» Чтобы активизировать в памяти учеников ситуации, в которых они сами сталкивались с письменной речью (помимо письма и поздравительной открытки), учитель может подготовить наглядный материал. Можно разместить на доске объявление (например, из упр. 1 урока 30, из рубрики «Давай подумаем» урока 9), приглашение (из рубрики «Давай подумаем» урока 13), афишу (из упр. 1 урока 43), записку (например: Завтрак на столе. Когда поешь, вымой посуду. Мама.). При наличии в классе компьютера и интерактивной доски можно продемонстрировать текст электронного письма, напомнить ученикам, что при написании sms-сообщений на мобильном телефоне также используется письменная речь. Результатом обсуждения материала рубрики должно стать осознание учениками того, что при помощи письменной речи люди общаются друг с другом.
Упражнение 1 (речь) — знакомство с использованием письменной речи в книгах. Выполняется фронтально. Вопросы к тексту упражнения читает учитель. В ходе обсуждения ученики должны прийти к выводу: письменная речь используется при создании книг, а чтение книг — это один из вариантов общения (общение с писателем). Кроме того, книги позволяют сохранить информацию о том, что было; в книгах рассказывается о научных открытиях; книги помогают учиться и т. п. Для наглядности учитель может продемонстрировать различные виды изданий: сказки, книги о животных, исторические романы, научную литературу, учебники и т. п.
Рубрика «Обрати внимание» подводит итог обсуждения в упр. 1. Текст рубрики читает учитель.
Упражнение 2 (речь) обращает внимание учеников на спонтанность (неподготовленность) устной речи и подготовленность, обдуманность письменной. Выполняется фронтально. После того как ученики прочитают пословицы, следует задать вопрос: «Ребята, как вы думаете, эти пословицы просто сообщают нам в красивой форме, что есть устная и письменная речь, или пытаются о чём-то предупредить?» В ходе обсуждения учитель должен не только подвести учеников к пониманию того, что устная речь, как правило, неподготовленная, а письменная — результат обдумывания, но и акцентировать их внимание на этикете устного и письменного общения: прежде чем что-то сказать или написать, необходимо хорошо подумать в первую очередь о том, не обидят ли наши слова тех, с кем мы разговариваем, кому пишем.
Упражнение 3 (язык) — отработка порядка действий при списывании с опорой на памятку из урока 1. Выполняется фронтально только в классах с высоким темпом работы, в остальных можно предложить для списывания более короткое предложение, например: Говори красиво.
Вариант выполнения. Учащимся, которым пока трудно списывать предложения, написанные печатным шрифтом, учитель предлагает карточки, на которых эти предложения написаны письменным шрифтом. Если в классе таких учащихся много, можно написать эти предложения письменным шрифтом на доске.
Рубрика «Тайны языка» знакомит со знаками конца предложения. Приведённые в рубрике примеры учитель может выписать на доске, затем прочитать их выразительно, после чего попросить учеников самостоятельно прочитать эти же предложения, соблюдая правильную интонацию. Необходимо обратить внимание учеников на то, что на форзаце учебника в разделе «Твои помощники» размещён материал данной рубрики и ученики всегда могут к нему обратиться, если забыли, какие знаки препинания ставятся в конце предложения.
Упражнение 4 (язык) — отработка правила постановки знаков препинания в конце предложения с опорой на материал рубрики «Тайны языка». Выполняется фронтально. После устной фронтальной работы каждый выбирает предложение для списывания, ориентируясь на свой темп работы.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий. Аналогично упр. 1 в уроке 1. Выполняется самостоятельно.
Упражнение 2 — совершенствование графического навыка. Выполняется письменно, фронтально. Учитель просит назвать элементы, которые будут отрабатываться на первой строчке (левый полуовал, овал), назвать местоположение точки начала написания этих элементов, направление движения, место изменения траектории движения, место завершения написания, продиктовать всю последовательность действий при написании элементов. Вариант полного ответа: «При написании полуовала ставлю ручку ниже линии, ограничивающей высоту строчных букв, начинаю вести линию вверх и влево, готовясь к закруглению, касаюсь линии, ограничивающей высоту строчных букв, плавно веду линию вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки начинаю закругление вправо, касаюсь нижней линии рабочей строки, вывожу закруглённую линию вверх и вправо, останавливаюсь, отрываю ручку от листа. При написании овала делаю всё точно так же, но не останавливаюсь после второго закругления, а привожу линию в точку, с которой начиналось написание овала». Перед началом работы на второй строчке целесообразно попросить учащихся сравнить первые два элемента на первой строчке и на второй. Важно, чтобы учащиеся отметили разницу в размере (и, следовательно, в положении на строке) и в местоположении точки начала движения по отношению к линии, ограничивающей высоту строчных букв.
Возможные варианты работы на следующих двух строчках.
1. Написать на третьей строке овал, а потом предложить вспомнить и написать все буквы, в состав которых он входит; на четвёртой строке написать большой овал, после чего вспомнить и написать все буквы, в состав которых он входит.
2. Проанализировать качество выполнения работы на первой и второй строчках. Выполнить на третьей и четвёртой строчках работу повторно, стараясь исправить недочёты.
Упражнение 3 — совершенствование звукового (звукобуквенного) анализа, отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов. Выполняется фронтально, письменно. Слова должны быть записаны в такой последовательности: школа, слово, книга.
Дополнительные вопросы
1. Что общего у слов школа и слово? Чем различаются эти слова?
2. Что общего у слов слово и книга? Чем различаются эти слова?
3. Что общего у всех трёх слов?
4. Нужно ли что-то изменить в модели слова школа, чтобы она соответствовала слову школы?
5. Что нужно изменить в модели слова слово, чтобы она соответствовала слову слова?
6. Что нужно изменить в модели слова книга, чтобы она соответствовала слову книги?
Упражнение 4 — отработка осознанности чтения предложений и тренировка в выборе знака препинания в конце предложения. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой.
Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, целесообразно организовать выполнение по-другому. Учитель читает предложение с нужной интонацией, учащиеся слушают, самостоятельно ставят знак в конце предложения; знак обсуждается, после чего несколько учащихся прочитывают это предложение вслух с нужной интонацией.
Дополнительные задания
1. Записать под диктовку в рабочую тетрадь несколько предложений из этого упражнения, после чего попросить учащихся сверить своё написание с написанием в тетради на печатной основе.
2. Одно из предложений после подготовки записать по памяти, а потом сверить правильность написания.
Упражнение 5 — отработка алгоритма списывания. Выполняется фронтально. Сначала учащиеся читают предложения по порядку и приходят к выводу, что последовательность действий нарушена. Учитель просит вспомнить правильный порядок действий (если учитель считает, что класс пока ещё плохо запомнил алгоритм, можно открыть с. 7 учебника и предложить каждому прочитать его самостоятельно). Таким образом, выстроится следующая последовательность: 1, 3, 2, 5, 4, 6.
Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, учитель с самого начала работы с упражнением предлагает открыть с. 7 учебника. Работа по восстановлению последовательности идёт с опорой на учебник. Кто-то из учащихся читает вслух в учебнике этап алгоритма, после этого все ищут это предложение в упражнении тетради, ставят нужную цифру и т. д. Такая работа будет способствовать запоминанию алгоритма, а не контролю, но в «слабом» классе осуществлять контроль ещё рано.
Упражнение 6 — практическое применение алгоритма списывания. Выполняется самостоятельно.
Возможная трудность. Чтобы предупредить ошибку в написании слова общаться, целесообразно до начала списывания попросить учащихся найти это слово в первой строчке, подчеркнуть его, прочитать и при списывании обратить на него особое внимание.
Рубрика «Переменка». В результате разгадывания ребусов должны получиться слова: коса, столб. При желании и наличии времени можно записать эти слова в рабочую тетрадь.
Ваш комментарий к уроку