Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Активизирование в памяти учащихся этикетных слов и ситуаций речевого общения

Задачи урока: активизировать в памяти учащихся этикетные слова (приветствие, прощание, извинение); анализировать ситуации речевого общения, в которых используются этикетные слова; отработать порядок действий при списывании.

Обратите внимание. Уроки 3 — 6 объединены общей темой «Добрые слова» (этикетные слова приветствия, прощания, извинения, благодарности). Важно, чтобы в ходе каждого урока — при выполнении какого-то из заданий, обсуждении проблемного вопроса или в конце урока — учитель формулировал установку на необходимость использования этикетных слов: «Добрые слова помогают соблюдать правила общения (приветствие, благодарность, извинение). Вежливый человек всегда использует в своей речи добрые (вежливые) слова».

Работа по учебнику

Упражнения 1 и 2 (речь) — наблюдение за использованием в речи этикетных слов, их эмоциональной окраской. Выполняются фронтально. Текст стихотворений из обоих упражнений читает учитель. Вопрос к тексту упр. 1 может прочитать хорошо читающий ученик. Рекомендуется организовать обсуждение, обратив внимание учащихся на противопоставление, которое использует поэт: «серый, непогожий» день — и «доброе слово», от которого настроение становится лучше. В ходе обсуждения ученики самостоятельно или с помощью учителя должны прийти к выводу: использование «добрых» слов в речи помогает людям общаться, эти слова нужно регулярно использовать в речи. Затем учитель читает текст стихотворения из упр. 2, которое является логическим продолжением предшествующего обсуждения и активизирует в памяти учащихся другие этикетные («добрые») слова. Возможно, что в некоторых классах ученики буквально поймут словосочетание «добрые слова» и приведут в качестве примера только сочетание «доброй ночи» или слово «доброта». В этом случае необходимо снова вернуться к ситуации, описанной в упр. 1, и предложить ученикам подумать: может ли измениться настроение, если собеседник извинился за что-то («прости, пожалуйста», «извини меня»), попросил вежливо («будь добр»), поблагодарил («большое спасибо», «как я тебе признателен») и т. п. Затем следует обсудить с учениками, как они понимают сочетание «добрые слова». В случае затруднения снова нужно вернуться к тексту упр. 1, отметив, что простое приветствие — «добрый день» — сделало «добрым» настроение мальчика, значит, и другие «добрые слова» — слова приветствия, прощания, извинения, благодарности — делают настроение собеседников лучше. Несмотря на условность такого объяснения, ученикам 1 класса важно понять, прочувствовать социальную (взаимодействие с другими людьми) и эмоциональную функцию этикетных слов, необходимость их использования в собственной речи.

Обратите внимание. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина или конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению.

Упражнение 3 (речь) — наблюдение за использованием этикетных слов приветствия в различных ситуациях общения: со знакомыми и незнакомыми, ровесниками и людьми старшего возраста. Нормативный аспект использования этикетных слов приветствия обсуждается при ответе на вопрос: «Какие приветствия лучше не употреблять?» Важно, чтобы ученики самостоятельно или с помощью учителя пришли к выводу, что слово «Здрасьте!» не рекомендуется употреблять ни при каких условиях, а при выборе остальных слов приветствия надо учитывать возраст собеседника и степень знакомства: например, с незнакомым ровесником невежливо здороваться, используя слова «Салют!» и «Здорово!». Если уровень подготовленности и темп работы учащихся позволяют, рекомендуется при работе с данным упражнением использовать ситуативный метод, например: «Ребята, представьте, что вам позвонили в дверь, вы открываете, а на пороге стоит незнакомый мальчик или девочка вашего возраста. Какие слова приветствия вы произнесёте? А если приехала бабушка? Если вы встретили на улице мамину сотрудницу?» и т. п.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит с восклицательным знаком. Рубрику читает учитель. При необходимости учитель возвращается к текстам стихотворений из упр. 1 и 2 и выразительно читает восклицательные предложения. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников можно предложить самостоятельно найти и выразительно прочитать предложения с восклицательным знаком из упр. 1 и 2.

Упражнение 4 (язык) — закрепление умения выбирать приветствие, отработка порядка действий при списывании. Ученики должны выписать только приветствие «Здравствуйте!». Если упражнение предлагается для самостоятельной работы, необходимо проверить, не выписал ли кто-нибудь из учеников приветствие «Здрасьте!».

Упражнение 5 (язык) — отработка порядка действий при списывании с опорой на алгоритм из урока 1. Перед списыванием учитель организует обсуждение смысла пословицы. Если ученики испытывают затруднение, необходимо представить им несколько ситуаций с использованием и без использования «добрых» слов, например в очереди за билетами на электричку: «Пропустите меня вперёд. Я опаздываю» и «Извините, пожалуйста, будьте добры, пропустите меня вперёд: я опаздываю на электричку». Такая работа послужит пропедевтикой следующего урока. Однако как при анализе данной ситуации, так и при обсуждении подобных ситуаций на следующих уроках важно обратить внимание учеников на то, что использование «добрых» слов — это всегда выбор самого человека: он хочет быть вежливым и стремится к тому, чтобы людям было приятно с ним общаться.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 — работа по совершенствованию графического навыка. Выполняется письменно, фронтально. Выполнение упражнения способствует дифференциации сходных по начертанию букв. Для эффективного проведения необходимо подробно разобрать, чем различаются между собой буквы л — м; А — Л — М. Важно, чтобы учащиеся отметили разницу в количестве элементов.

Возможные варианты работы на следующих двух строчках.

1. На третьей строке потренироваться в написании буквосочетаний, обращая особое внимание на качество соединения: ил, им, сл, см, ол, ом, бл, бм. На четвёртой строчке прописать слова, начинающиеся с заглавных букв А — Л — М.

2. Проанализировать качество выполнения работы на первой и второй строчках. На третьей и четвёртой строчках выполнить работу повторно, стараясь исправить недочёты.

Упражнение 3 — сопоставление звукового состава и буквенной записи слов; поиск слова, которому соответствует заданная модель. Выполняется фронтально. Начинается выполнение упражнения с того, что учитель просит учащихся прочитать модель, т. е. рассказать о слове всё, что видно по модели. Примерный ответ может быть таким: «В этом слове шесть звуков, первый звук — твёрдый глухой согласный, второй звук — мягкий звонкий согласный, третий звук — безударный гласный, четвёртый звук — мягкий звонкий согласный, пятый — ударный гласный, шестой звук — твёрдый глухой согласный». Целесообразно спросить, с чего можно начать поиск. Возможный вариант — поставить в словах ударение и исключить из списка слова с ударением на первом гласном звуке (в этом списке такое слово одно — клевер). Следующим шагом может быть проверка первого звука в словах на соответствие характеристикам, отражённым в модели, потом второго (будет исключено слово салют), потом четвёртого (только в слове привет звук удовлетворяет заданным характеристикам), после этого нужно обязательно проверить соответствие последнего звука слова привет заданным характеристикам. Далее заданное слово записывается на свободной строчке под моделью.

Дополнительные вопросы и задания

1. Какому из предложенных слов будет соответствовать модель, если четвёртую фишку поменять на синюю и убрать знак звонкости? (Цветок.)

2. Что нужно изменить в заданной модели, чтобы она соответствовала слову кричать? (Над четвёртой фишкой снять знак звонкости, последнюю фишку поменять на зелёную.)

3. Подобрать ещё несколько слов, к которым подходит данная модель (прилёт, приют, клюёт).

Упражнение 4 — отработка умения выбирать слова приветствия, соответствующие ситуации. В процессе фронтальной работы карандашом проводится линия от слов к нужным строчкам. Важно, чтобы учащиеся заметили, что во втором диалоге возможен любой порядок использования слов салют и привет. Для пропедевтики ошибок учитель предлагает учащимся перед самостоятельной записью слов прочитать орфографически слова здравствуйте и здравствуй, подчеркнуть в каждом оба стечения согласных и над стечениями поставить цифры, обозначающие количество согласных в группе.

Упражнение 5 — отработка осознанности чтения и умения выбирать правильный знак препинания в конце предложения. Выполняется самостоятельно (учащиеся ставят знаки карандашом). Затем обсуждаются результаты работы и, если необходимо, исправляются ошибки.

Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, учитель читает предложение с нужной интонацией, учащиеся слушают, самостоятельно ставят знак в конце предложения; знак обсуждается, после чего несколько учащихся прочитывают это предложение вслух с нужной интонацией.

Упражнение 6 — закрепление алгоритма списывания. До начала работы над упражнением необходимо предложить учащимся вспомнить и проговорить порядок действий. Выполняется письменно, самостоятельно.

Возможные трудности. Чтобы предупредить ошибки в написании слов стемнело, было, выезжали, фигуристы, следует до начала работы попросить учащихся подчеркнуть «опасные» места, слово фигуристы поделить на слоги, прочитать ещё раз эти слова и при списывании обратить на них особое внимание. Дополнительно нужно обратить внимание учащихся на то, что внутри первых трёх предложений стоят запятые. Целесообразно также попросить учащихся обозначить в словах текста ударение.

Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, можно сначала предложить прочитать весь текст, а потом поработать над каждым словом: слово прочитывается орфографически, за тем произносится орфоэпически; выявляются и подчёркиваются места расхождений между произношением и написанием. После разбора всего текста или его части (в классах с невысоким темпом работы не стоит предлагать списывать весь текст целиком — лучше более тщательно поработать над списыванием какой-то его части) и самостоятельного списывания учитель просит учащихся проверить выполненную работу, обращая особое внимание на подчёркнутые места. Можно предложить подчеркнуть эти «опасные» места и в списанном тексте. Это позволит более продуктивно организовать проверку собственной работы.

Ваш комментарий к уроку