Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Продолжение анализа ситуаций общения с использованием этикетных слов. Расширение словарного запаса учащихся. Отработка порядка действий при списывании. Повторение алгоритма работы со звуковыми моделями
Задачи урока: продолжить анализ ситуаций общения с использованием этикетных слов («добрые» слова); расширить словарный запас учащихся; отработать порядок действий при списывании; повторить алгоритм работы со звуковыми моделями.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — анализ ситуации общения без этикетных слов. Акцентирует внимание на том, что использование этикетных слов входит в представление о вежливом общении. Выполняется фронтально. Текст могут прочитать по ролям хорошо читающие ученики. Если ученики не могут самостоятельно ответить на вопросы к упражнению, учитель сразу предлагает перейти к чтению этикетных слов из упр. 2, а затем вернуться к анализируемому тексту. В классах, где учащиеся испытывают трудности в изучении русского языка, учитель самостоятельно исправляет первые две реплики диалога, чтобы ученики по предложенному образцу продолжили правку текста. В конце любого варианта проведения упражнения необходимо напомнить ученикам, что использование «добрых» слов является обязательным условием вежливого общения.
Упражнения 2 и 3 (речь) — активизация в памяти учеников этикетных слов («добрые» слова), а также ситуаций, в которых они используются. Выполняются фронтально. В хорошо читающих классах можно предложить ученикам прочитать вслух по одному из этикетных выражений из упр. 2. Необходимо обсудить с учениками ситуации, в которых используются данные этикетные слова, обращая в первую очередь внимание на то, кому — знакомым или незнакомым, ровесникам или людям старшего возраста — они адресованы. В качестве закрепления можно предложить ученикам использовать проанализированные «добрые» слова в других ситуациях, например: «Как вы обратитесь к незнакомому взрослому человеку, если хотите узнать, где находится автобусная остановка? Как вы поприветствуете друзей (попрощаетесь с друзьями), которые пришли к вам в гости? Что вы скажете в первую очередь, если звоните домой своему другу, а трубку снял его папа?» и т. п.
Упражнение 4 (язык) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется фронтально; может быть предложено в качестве самостоятельной работы хорошо читающим ученикам. Перед началом списывания выбираются необходимые слова из предложенного списка.
Упражнение 5 (язык) — повторение порядка действий при проведении звукового анализа слова. Первой модели соответствует слово спасибо, второй — привет.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — работа по совершенствованию графического навыка. Выполняется письменно, фронтально. Учитель просит назвать первый элемент на первой строчке (короткая наклонная линия с закруглением вверху и внизу), назвать местоположение точки начала написания элемента, направление движения, место изменения траектории движения, место завершения написания элемента, продиктовать всю последовательность действий при написании элемента. Вариант полного ответа: «При написании короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу ставлю ручку ниже линии, ограничивающей высоту строчных букв, начинаю вести наклонную линию вверх и вправо, готовясь к закруглению, касаюсь линии, ограничивающей высоту строчных букв, плавно веду наклонную линию вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки начинаю закругление вправо, касаюсь нижней линии рабочей строки, вывожу закруглённую линию вверх и вправо, останавливаюсь, отрываю ручку от листа». Целесообразно спросить, почему именно эти буквы написаны после элемента (в их со став входит отрабатываемый элемент). На следующих двух строчках идёт отработка букв, которые учащиеся начальной школы иногда склонны смешивать. Важно очень чётко проговорить с учащимися, чем похожи буквы и чем они различаются. Количество линий перед буквами п и т указывает на количество элементов в составе буквы. Последнюю строчку учитель использует по собственному усмотрению в зависимости от особенностей класса.
Упражнение 3 — повторение последовательности проведения звукового анализа слова с опорой на схемы. По-прежнему возможны два варианта организации: 1) составление моделей с помощью фишек; 2) штрихование клеточек схемы красными, синими и зелёными карандашами или ручками. Выполняется фронтально.
Варианты выполнения. Модель слова рюкзак составляется фронтально, после этого учащиеся самостоятельно составляют модель слова ручка. В классах с хорошим уровнем подготовки учитель предлагает учащимся самостоятельно составить модель одного из слов по выбору. Результат работы:
Дополнительные вопросы
1. Чем похожи слова ручка и рюкзак? (Два слога, начинаются со звонкого согласного и т. д.)
2. Чем различаются слова ручка и рюкзак? (Одно начинается с твёрдого, другое — с мягкого согласного; в одном ударный первый гласный, в другом — второй и т. д.)
Упражнение 4 — привлечение внимания к буквенной оболочке слов. Выполняется письменно, самостоятельно. При необходимости (если в первом полугодии при работе по «Букварю» такие задания не выполнялись) принцип выполнения можно показать на первом слове. Можно сразу предупредить о возможности двух вариантов ответа. Результат работы: шар, утка или шут, шина, ребёнок, щит или щи, ура.
Упражнение 5 — отработка умения выбирать слова прощания, соответствующие ситуации. Начинается выполнение устно, в парах, после чего идёт фронтальное обсуждение. Важно, чтобы учащиеся заметили несколько особенностей выбора слов: форма прощания до свидания уместна во всех случаях; в первом диалоге можно использовать любые слова прощания; во втором диалоге нельзя использовать слово пока, а две другие формы прощания одинаково возможны. Перед вписыванием слов важно обратить внимание на их написание.
Упражнение 6 — закрепление материала учебника и организация запоминания вежливых слов. Первая часть (поиск и подчёркивание слов) выполняется самостоятельно, затем результаты обсуждаются и слова записываются. При выборе формы записи предпочтение лучше отдать записи в виде отдельных предложений:
Извините. Добрый день! Здравствуйте. До свидания.
Дополнительное задание. Придумать ситуацию, в которой уместно будет использовать записанные слова.
Рубрика «Переменка». В результате разгадывания ребуса получается слово булка. Ребус такого типа вводится впервые, поэтому следует показать на доске принцип его решения: написать слово белка, зачеркнуть в слове букву е, над ней написать букву у, попросить прочитать получившееся слово.
Дополнительная работа. Если позволяет время, можно провести зрительный диктант. На доске нужно написать предложение, например: Не забывай говорить вежливые слова! Прочитать его, потом попросить учащихся прочитать вслух орфографически, дать время на запоминание этого предложения, закрыть запись на доске и предложить написать предложение по памяти. После завершения работы большинством учащихся открыть запись на доске, попросить сверить запись и самостоятельно исправить ошибки. В более слабом классе можно предложить более короткие предложения: Помни вежливые слова. Будь вежливым. И т. д.
Ваш комментарий к уроку