Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Ознакомление с использованием этикетных слов в речи. Повторение знаков конца предложения. Ознакомление со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?
Задачи урока: продолжить знакомить с использованием этикетных слов в речи; повторить знаки конца предложения; познакомить со словами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?».
Упражнение 1 (речь) — повторение материала предыдущих уроков. Выполняется фронтально. Текст стихотворения читает учитель. Отвечая на вопрос к тексту, ученики могут использовать в предложениях не только слово пожалуйста (это определено текстом стихотворения), но и слова будь добр (о возможной замене напоминает учитель).
Упражнение 2 (речь) — закрепление использования этикетных слов на примере конкретной ситуации общения. Выполняется фронтально. Ученики анализируют дидактический рисунок и называют изображённую на нём ситуацию: девочка опоздала на урок. Затем эта ситуация с опорой на рисунки раскладывается на составляющие, которые должны назвать ученики: девочка здоровается с учителем, просит извинения за опоздание, получает разрешение пройти на своё место и совет никому не мешать. В классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся целесообразно проговаривать каждую из ситуаций совместно с учениками, например: «Ребята, девочка опоздала. Она стучит в дверь класса, ей открывает учитель. Кто должен первым поздороваться? Что должна сказать девочка?» и т. д. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников можно предложить обыграть рисунок из учебника, для этого кому-нибудь из учеников предлагается сыграть роль опоздавшей девочки. Остальные внимательно слушают диалог и стараются запомнить «добрые» слова, которые прозвучали в процессе общения учителя и ученицы. Затем учитель просит учащихся перечислить те добрые слова, которые они услышали, и выписывает их на доску. После этого этапа работы следует спросить учеников: «Ребята, а кто из вас в этой ситуации будет использовать какие-то другие „добрые“ слова?» Если находятся желающие, ситуация, изображённая на рисунке, обыгрывается снова, и на доске появляются слова, которых не было в предыдущем диалоге. Если учитель видит, что ученики, анализируя и обыгрывая ситуацию, представленную на рисунке, не употребили или не назвали каких-то возможных для этой ситуации «добрых» слов, он называет их сам и записывает на доске.
Упражнение 3 (язык; если осталось время) — закрепление постановки знаков препинания в конце предложения. Проводится, если позволяет время. Выполняется фронтально; может быть предложено для самостоятельной работы сильным ученикам. Перед началом работы с языковым материалом (знаки препинания конца предложения) ученики отвечают на вопросы по содержанию в конце упражнения. Целесообразно предложить ученикам привести свой пример ситуации, в которой дети просят прощения за свой поступок, за то, что они сказали неправду, и сформулировать извинение. Затем происходит выбор знаков конца предложения. В классах с невысоким уровнем подготовленности учеников текст выразительно читает учитель: сначала необходимо прочитать текст всего стихотворения, а затем каждую строку в отдельности, выделяя голосом вопросительную интонацию.
Возможная трудность. В классе могут быть и такие ученики, которые в силу своей эмоциональности ответные реплики детей будут оформлять как восклицательные предложения, и те, кто произнесёт предложения «Мы не проливали», «Мы не разбивали» с невосклицательной интонацией. Важно обратить внимание учеников на допустимость постановки знаков препинания в собственных текстах или там, где нельзя однозначно определить, с какой интонацией — восклицательной или невосклицательной — было произнесено предложение.
Упражнение 4 (язык) — подготовка к знакомству со словами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?» (с опорой на речевой опыт учащихся). Выполняется фронтально. Важно обратить внимание учеников на то, что в «подсказках» есть слова, которые не подходят по смыслу к тексту из упр. 3, однако и они могут отвечать на вопросы «кто?» или «что?». При выписывании слов, отвечающих на вопрос «кто?», ученики должны руководствоваться памяткой порядка действий при списывании.
Рубрика «Тайны языка» знакомит со словами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?». Материал рубрики читает или пересказывает своими словами учитель. Категорически запрещается предлагать ученикам самостоятельно читать текст рубрики. Для лучшего понимания материала рубрики можно записать на доске по столбикам слова смысловых групп «люди», «звери», «птицы» и т. д., а затем попросить учеников до пол нить стол би ки свои ми примерами.
Вариант проведения. В классах, где учащиеся испытывают трудности в изучении русского языка, необходимо разобрать материал данной рубрики, опираясь на вопросно-ответную форму, например:
Крокодил живёт в Африке. — Кто живёт в Африке?
Журавли улетают на юг. — Кто улетает на юг?
Свете подарили альбом. — Что подарили Свете?
Миша не любит кашу. — Что не любит Миша? И т. п.
После отработки этого этапа следует попросить учеников самостоятельно задавать вопросы к предложениям, которые произносит учитель, например:
Серёжа прочитал книгу. — Задайте вопрос к слову Серёжа, а затем к слову книга. (Кто прочитал книгу? Что прочитал Серёжа?)
Повар сварил компот. — Задайте вопрос к слову повар, затем к слову ком пот.
Паук сплёл паутину. — Задайте вопрос к слову паук, затем к слову паутина и т. д.
Вопросы и слова-ответы учитель записывает на доске.
Упражнение 5 — закрепление материала предшествующей рубрики, отработка порядка действий при списывании. Выполняется фронтально. Не рекомендуется для самостоятельной работы даже сильным ученикам. В классах с невысоким уровнем подготовленности учеников учитель, опираясь на ответы учащихся, выписывает на доске слова, отвечающие на вопрос «что?», затем ученики списывают эти слова с доски: книга, дверь, голос, тетрадь, окно.
Возможная трудность. Слово голос употребляется в первую очередь по отношению к человеку, и ученики могут ошибочно задать к нему вопрос «кто?». Однако вопросно-ответная форма поможет учителю избежать указанного затруднения: «У Оли был звонкий голос. — Что было у Оли?» Для сравнения предложить: «У Оли жил попугай. — Кто жил у Оли?»
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — совершенствование графического навыка. Выполняется письменно, фронтально. Учитель просит назвать пер вый эле мент на первой строчке (длинная наклонная линия с закруглением внизу влево), назвать местоположение точки начала написания элемента, направление движения, место изменения траектории движения, место завершения написания элемента, продиктовать всю последовательность действий при написании элемента. Вариант полного ответа: «При написании длинной наклонной линии с закруглением внизу влево ставлю ручку ровно посередине между верхней линией рабочей строки и линией, ограничивающей высоту строчных букв, начинаю вести наклонную линию вниз и, не доводя до нижней линии рабочей строки, начинаю закругление влево, касаюсь нижней линии рабочей строки, вывожу закруглённую линию вверх и останавливаюсь, отрываю ручку от листа». Учащиеся должны заметить, что данный элемент является первым элементом написанных после него букв. На следующей строчке идёт отработка букв, которые учащиеся начальной школы иногда склонны смешивать. Важно проговорить, чем похожи буквы и чем они различаются. Количество линий перед буквами Г, П и Т указывает на количество вертикальных линий в составе буквы. Последнюю строчку учитель использует по собственному усмотрению в зависимости от особенностей класса.
Вариант выполнения. Сравнить отрабатываемый элемент и первый элемент заглавных букв А, Л, М.
Упражнение 3 — совершенствование проведения звукового анализа. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. В ходе проверки важно попросить объяснить, в чём причина ошибки у тех учащихся, которые составили неверные модели.
Вариант выполнения. В классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности, выполняется фронтально с подробным комментированием. Результат выполнения: со словом ягоды должна быть соединена правая модель, со словом чашка — левая, со словом белка — левая.
Упражнение 4 — отработка умения задавать вопрос к слову. Выполняется письменно, самостоятельно. Если учитель считает целесообразным, можно до начала самостоятельного выполнения устно в ходе фронтальной работы задать вопрос к каждому слову.
Дополнительное задание. Подобрать ещё одно слово для второго столбика.
Упражнение 5 — отработка умения выбирать знак в конце предложения, а также выбирать нужное слово речевого этикета. Выполняется фронтально. Можно предложить учащимся подумать, как ещё могла поздороваться дочка с мамой.
Упражнение 6 — закрепление действия списывания. Перед самостоятельным списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги.
Дополнительное задание. После записи текста предложить ребятам вспомнить «добрые» слова, а потом записать эти слова на оставшихся чистых строчках (параллельно делается запись на доске).
Рубрика «Переменка». Ребус с использованием запятых вводится впервые, поэтому нужно объяснить, что в ребусах запятая используется как знак исключения буквы. Если стоит одна запятая, исключается одна буква, если две — две буквы и т. д. Если запятая стоит перед словом, исключается первая буква, если после слова — последняя. Дальше можно дать ученикам время попробовать разгадать ребус, а потом попросить отгадавшего выйти к доске и объяснить способ решения. Если никто не догадается, учитель сам показывает принцип решения: пишет ТИ, потом ГРИБ, зачёркивает две последние буквы в слове гриб, просит прочитать, что получилось. В результате разгадывания ребусов получаются слова тигр, витрина.
Дополнительная работа
1. Разделить оставшиеся после списывания упр. 6 свободные строчки на два столбика, озаглавить столбики кто? и что? и записывать диктуемые учителем слова в нужный столбик. Слова для записи: ручка, тетрадь, ученик, школьник, сынок, карандаш, дочка, книга, учитель, класс.
2. Записать под диктовку предложение: Мы знаем много вежливых слов.
Ваш комментарий к уроку