Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Закрепление использования этикетных слов в речи. Продолжение отработки поиска слов, отвечающих на вопросы кто? и что?. Отработка порядка действий при списывании
Задачи урока: закрепить использование этикетных слов в речи; продолжить отрабатывать поиск слов, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; отработать порядок действий при списывании; повторить знаки препинания в конце предложения.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» стимулирует использование учащимися этикетных слов в речевой ситуации вежливого отказа. Работу можно организовать как с опорой на рисунок в учебнике, так и смоделировав без учебника аналогичную ситуацию (ситуацию, когда необходим вежливый отказ). Важно, чтобы как можно больше учеников повторили вслед за учителем или за другими учениками формулы вежливого отказа: «Извини, пожалуйста, но я не могу, потому что...», «Прости, я вынужден тебе отказать.», «Если бы это была моя вещь, то я бы с радостью тебе её дал, но она не моя: пойми меня и извини» и т. п. Следует помнить, что некоторые ученики не имеют в своём словарном запасе слов, форм, выражений речевого этикета, поэтому повторение и закрепление изученного на уроке речевого материала способствует повышению уровня речевой культуры ученика и его успешной социализации.
Упражнение 1 (речь) — анализ речевого поведения в проблемной ситуации, закрепление формул (слов, выражений) вежливого отказа. Если учащиеся хорошо подготовлены, можно разыграть предложенную в упражнении ситуацию (смоделировать реальную ситуацию общения): мама или старшая сестра просит сходить в магазин, а друзья зовут играть в футбол. При таком варианте проведения упражнения важно следить, чтобы ученики, исполняющие роли «мамы» и «друзей», также формулировали свои вопросы и предложения, соблюдая нормы речевого общения. Но обучающим и воспитательным аспектом данного упражнения, конечно, является выбор слов и выражений для вежливого отказа.
Возможная трудность. Ученики могут привести в качестве примера такую ситуацию, когда, например, мальчика зовут не просто поиграть в футбол, а принять участие в соревнованиях и время игры заранее оговорено. В этом случае мальчик должен объяснить маме или сестре, что он не может подвести друзей (вежливо отказать в просьбе сходить в магазин). При возникновении подобного вопроса необходимо разобрать с учениками обе ситуации и сформулировать два варианта вежливого отказа. Если ученики сами не задали вопрос об обязательствах мальчика перед друзьями, не рекомендуется усложнять задание.
Упражнение 2 (речь) и рубрика «Давай подумаем» — повторение этикетных (вежливых) слов и ситуаций, в которых они используются. Текст стихотворения читает только учитель. Если темп работы учащихся высокий, можно предложить выписать из стихотворения два-три вежливых слова.
Упражнение 3 (язык; трудное) — отработка поиска слов, отвечающих на вопрос «кто?». Несмотря на помету «трудное», рекомендуется для проведения во всех классах. Перед началом выполнения упражнения учитель перечисляет (или выписывает на доске) названия смысловых групп слов, отвечающих на вопрос «кто?»: люди, звери, птицы, рыбы, насекомые. Для совершенствования операции контроля рекомендуется включить в этот список одно неправильное название, например, книги. Если ученики не заметили ошибки, снова вернуться к рубрике «Тайны языка» из урока 5. Важно, чтобы перед выписыванием ученики нашли в стихотворении все слова, отвечающие на вопрос «кто?».
Возможная трудность. Ученики могут не знать значения слова кассир и задать к нему неправильный вопрос. В этом случае учитель объясняет значение слова и в вопросно-ответной форме (Кассир даёт билеты медвежонку. — Кто даёт медвежонку билеты?) демонстрирует, что слово кассир отвечает на вопрос «кто?».
Упражнение 4 (язык) — повторение знаков препинания в конце предложения. Выполняется фронтально. Так как цель этого упражнения — повторить знаки препинания конца предложения, рекомендуется либо записать на доске (без знаков препинания) предложения, соответствующие схемам, и попросить соотнести предложения со схемами, либо записать на доске отдельные слова (обязательно со строчной буквы), которые помогут ученикам правильно составить предложения, например:
1. читает, Настя, книгу
2. зимой, красиво, как
3. гулять, идёшь, ты
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1. Выполняется самостоятельно.
Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе отработки букв, которые учащиеся начальной школы иногда склонны смешивать. Выполняется письменно, фронтально. Первая строчка направлена на отработку написания заглавных букв Н, Ю, К. Перед началом работы нужно обязательно обсудить, чем эти буквы похожи и чем они различаются. Если в классе есть дети, склонные к смешиванию этих букв, целесообразно именно их попросить рассказать о различиях между буквами. Особое внимание при написании первого элемента этих букв необходимо обращать на место пересечения линии, завершающей петлю: оно должно точно совпадать с точкой пересечения вертикальной линии с линией рабочей строки. Вторая строчка направлена на отработку написания строчных букв н и ю. Обязательно следует обсудить, чем эти буквы похожи и чем они различаются. Учащиеся сами заметят, что именно те элементы, которыми буквы различаются, вынесены на строку и прописываются перед буквами. На свободных строчках можно повторить написание отрабатывавшихся ранее букв или отработать соединения, в которых ошибаются учащиеся класса.
Упражнение 3 — совершенствование проведения звукового анализа, сопоставление звукового состава и буквенной записи слов. Выполняется фронтально. При подведении итогов выполнения учащиеся должны зафиксировать своё внимание на том, что разные слова (одно называет оружие, из которого стреляют, другое — пространство, покрытое травой и цветами; одно называет животное, другое — лес, тянущийся на многие километры) звучат одинаково (не рекомендуется использовать термин «омонимы»), соответственно, имеют одинаковую звуковую модель. Здесь же нужно обратить внимание на то, что при совпадении звучания слова в парах пишутся по-разному. Учитель пишет на доске слова лук — луг, лиса — леса, предлагает поставить во второй паре ударение, понаблюдать, в каких случаях возникло расхождение между произношением и написанием, и подводит к выводу, что глухой звук на конце слова и безударный гласный не стоит торопиться обозначать буквой, опираясь только на произношение.
Упражнение 4 — повторение написания словарных слов. Слова проговариваются хором орфографически, потом учащиеся самостоятельно вписывают буквы, после этого осуществляется проверка — учащиеся по цепочке сообщают, какие буквы они вставили, и учитель предлагает самостоятельно списать слова.
Дополнительное задание. Придумать с каждым словарным словом предложение, самое интересное записать в рабочую тетрадь под диктовку учителя.
Упражнение 5 — отработка умения задать вопрос к имени существительному. На доске целесообразно написать вопросы «кто?», «что?» и предложить учащимся письменно, самостоятельно выполнить упражнение. Проверку выполнения можно провести разными способами: по порядку читать вопросы и слова первого столбика, потом второго; предложить прочитать только те слова из первого, а потом из второго столбика, которые отвечают на вопрос «кто?», затем так же прочитать слова, которые отвечают на вопрос «что?».
Дополнительное задание. Продолжить работу самостоятельно. В свои рабочие тетради выписать из упражнения слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?».
Упражнение 6 — закрепление действия списывания. Перед выполнением важно попросить учащихся повторить алгоритм списывания, проставить в словах ударение. Можно дифференцировать объём выполнения упражнения, предложив учащимся, испытывающим трудности, не списывать последнее предложение.
Возможная трудность. Целесообразно заранее обратить особое внимание учащихся на слова не должны, расходиться и попросить подчеркнуть «опасные» места.
Дополнительная работа
1. Зрительный диктант: попросить учащихся очень внимательно прочитать первое предложение упр. 6, одну-две минуты молча запоминать само предложение и написание слов, а потом, закрыв тетрадь на печатной основе, в рабочей тетради записать это предложение, после чего открыть тетрадь и сверить написанное.
2. После внимательного прочтения второго предложения упр. 6 записать его под диктовку в рабочую тетрадь, потом открыть тетрадь на печатной основе и сверить написание, самостоятельно исправляя ошибки.
Ваш комментарий к уроку