Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Активизация речевой ситуации представления при знакомстве. Ознакомление с именами собственными и их написанием. Обучение работать в паре. Отработка порядка действий при списывании

Задачи урока: активизировать речевую ситуацию представления при знакомстве; знакомить с именами собственными и их написанием; учить работать в паре; отработать порядок действий при списывании.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — обсуждение ситуации знакомства и представления себя. Выполняется фронтально. Учитель читает текст из рассказа В. Драгунского и последовательно задаёт вопросы к упражнению. Особое внимание следует обратить на вопрос: «Как обычно задают вопрос, когда хотят познакомиться?», так как некоторые ученики не владеют речевыми формулами вежливого знакомства и представления. Учителю необходимо не только получить ответы учеников, но и познакомить их с выражениями речевого этикета в общении с ровесниками и взрослыми: «Извини, можно с тобой познакомиться?», «Давай познакомимся: меня зовут Дима. А как тебя зовут?», «Извините, пожалуйста, как вас зовут?», «Простите, я не знаю вашего имени и отчества». Также следует обратить внимание учеников на то, что невежливо и грубо звучат обращения к собеседнику: «Эй, как тебя», «Эй, вы...», «Ну, ты...», «Пацан...». Необходимо объяснить ученикам, что при знакомстве, в первые минуты общения, собеседник уже может представить, общается ли он с воспитанным, вежливым или невоспитанным, невежливым человеком. В заключение обсуждаются ситуации речевого общения, в которых необходимо называть своё имя или имя и фамилию (представление себя): знакомство, запись в секцию, библиотеку, на приёме у врача, при покупке железнодорожного или авиабилета.

Обратите внимание. Одной из проблем современного русского речевого этикета является проблема обращения к незнакомому взрослому человеку. В советское время таким обращением — независимо от пола собеседника — было слово «товарищ», которое постепенно выходит из употребления в функции обращения и в данной функции практически незнакомо ученикам младшего школьного возраста. Обращения взрослых друг к другу или младших к старшим с использованием слов «мужчина» и «женщина» также нельзя при знать нормативными, однако в современной речи, к сожалению, отсутствуют слова, способные заместить нейтральное «товарищ» или слова «мужчина» и «женщина». Попытки ввести в речевую практику обращения «господин», «госпожа», «сударь», «сударыня» выглядят искусственными. Эти слова пока не стали нормативными (за исключением слов «господин», «госпожа» в деловой переписке, о чём ученикам 1 класса сообщать нецелесообразно). Таким образом, перед учителем встаёт проблема: какой вариант обращения к незнакомому взрослому человеку представить ученикам 1 класса в качестве нормативного. Для решения этого вопроса рекомендуем смоделировать и проиграть с учениками ситуации обращения к взрослым незнакомым людям, акцентируя внимание на том, что наиболее приемлемым является вариант, в котором нет собственно обращения, например:

 1. Ситуация: в автобусе нужно пройти к выходу. Варианты: а) «Женщина, вы выходите?» — неверный; б) «Тетенька (бабушка), вы выходите?» — неверный; в) «Извините, пожалуйста, вы выходите?» — верный.

 2. Ситуация: прохожий уронил перчатки и не заметил. Варианты: а) «Мужчина, вы потеряли перчатки» — неверный; б) «Дяденька (дедушка), вы перчатки потеряли» — неверный; в) «Простите, пожалуйста, не вы потеряли перчатки?» — верный. Рекомендуется на этом и последующих уроках моделировать подобные ситуации, чтобы ученики закрепили формулы речевого этикета при обращении к взрослым и незнакомым людям, что будет способствовать повышению уровня речевой культуры первоклассников и их успешной социализации.

Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги анализа ситуации и проблемных вопросов из упр. 1.

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за именами собственными. Выполняется фронтально. Для усиления восприятия, особенно в классах, где ученики испытывают трудности в изучении русского языка, рекомендуется вынести на доску сочетания слов из рубрики, записав их в столбики, чтобы ученики более чётко увидели повторяемость нарицательных существительных (термины ни в коем случае не вводятся!) и уникальность собственных имён. Вероятно, многие ученики не смогут ответить на вопрос, почему некоторые слова повторяются. Чтобы стимулировать мышление учеников, следует сказать следующее: «Ребята, вас в классе тридцать человек, и все вы ученики. И любого второклассника, третьеклассника и даже одиннадцатиклассника можно назвать словом „ученик“. Но каждый из учеников особенный, неповторимый, ни на кого не похожий, у каждого своё, собственное имя». (То же самое говорится о городах, реках и т. п.)

Упражнение 2 (язык) — наблюдение за именами собственными как словами, несущими более полную, конкретную информацию (называются признаки, доступные для восприятия учеников 1 класса). Выполняется фронтально. Если учитель обнаружит, что не все учащиеся уяснили данный признак собственных имён, рекомендуется использовать следующий приём: произносить предложения без имён собственных, например: Мою кошку зовут. (Ясно ли из данного предложения, как зовут кошку?) Важно, чтобы ученики сами задали вопрос: «Как зовут вашу кошку?» Получив ответ, например, Мою кошку зовут Марта, ученики придут к выводу, что это собственное имя кошки.

Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдений в упр. 1 и 2 и даёт первоначальные представления об именах собственных и их правописании — «пишутся с прописной (заглавной) буквы». Рекомендуется сообщить ученикам, что подробнее с собственными именами они познакомятся в 3 классе.

Упражнение 3 (язык) — закрепление первоначальных представлений об именах собственных. Выполняется фронтально (сильным ученикам может быть предложено для самостоятельной работы с обязательной последующей проверкой).

Упражнение 4 (язык, работа в парах) — закрепление правописания имени собственного с заглавной (прописной) буквы, организация работы в парах.

 Обратите внимание. Уже с первых уроков в 1 классе необходимо учить работать в парах, группах, так как парная и групповая работа не только способствует успешной социализации учеников младшего школьного возраста, но и формирует личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Однако следует иметь в виду, что обращение учителя: «А теперь, ребята, выполните вместе с соседом по парте это упражнение» — не даст желаемого результата: парной работе необходимо учить. В связи с этим рекомендуется выделить тех учеников, которые готовы к совместной работе (они могут сидеть за разными партами). Возможно, в классе будет только одна пара. В этом случае рекомендуется после проработки задания к упр. 3 предложить ученикам, работающим фронтально, выписать собственные имена, а в это время обсудить с учениками, которые работают в паре, что и в какой последовательности они будут делать. Учителю необходимо помнить, что в данный момент он учит двух первоклассников совместной работе; можно продемонстрировать своё «непонимание» задания или «несогласие» с последовательностью его выполнения. Например, учитель считает, что в упр. 4 нужно самим придумывать фамилии (хотя рядом с текстом стихотворения даны подсказки). Можно предположить, что кто-то из двух учеников будет возмущён таким непониманием («Вы что, не видите, что даны подсказки?!») или оба ученика без анализа ошибочного предложения учителя согласятся с ним, опираясь на учительский авторитет. В обоих случаях для учителя это сигналы «непарной» работы: в первом случае возмутившийся ученик будет не сотрудничать с напарником, а «руководить» им, «продавливать» свою правоту без учёта мнения партнёра. Во втором случае оба ученика продемонстрируют пассивность перед иной точкой зрения, неспособность её совместного обсуждения. Задача учителя — скорректировать реакции учеников, научить их прислушиваться друг к другу и договариваться в процессе обсуждения, так как цель парной работы — научить сотрудничеству, вниманию к другой точке зрения, умению учитывать пожелания партнёра при анализе совместной проблемы. Обучение парной работе не может быть фронтальным. Нельзя, опираясь на значок парной работы, автоматически организовать весь класс для правильного и эффективного её выполнения. На последующих уроках учитель наблюдает за учениками, выделяет следующие пары, объединяет «новичков» с теми, кто уже обучен работать в паре.

Упражнение 5 (язык) — закрепление материала о собственных именах, повторение порядка действий при списывании. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 — совершенствование графического навыка. Выполняется письменно, фронтально. Первая строчка направлена на отработку написания элемента, составляющего букву ь и являющегося первым элементом буквы ы. На следующих строчках идёт отработка букв, которые учащиеся начальной школы иногда склонны смешивать. Важно проговорить, чем похожи буквы и чем они различаются (на строчках представлены элементы, которыми различаются буквы). Прописывание этих элементов перед написанием буквы способствует пропедевтике ошибочных написаний. Последнюю строчку учитель использует в зависимости от особенностей класса.

Вариант выполнения. Прописать заглавные и строчные буквы И, и, У, у.

Упражнение 3 — привлечение внимания к звуковой стороне слова, сопоставление звукового состава и буквенной записи слов. Начинается выполнение с самостоятельной работы учащихся, после этого идёт анализ выполнения с подробным разбором. При прочтении задания нужно обратить особое внимание на слово звуки. Основная трудность этого упражнения связана с тем, что при наличии буквенной записи слов учащиеся склонны ориентироваться именно на эту запись и отмечать только те звуки, которые обозначены разными буквами, не обращая внимания на парные по твёрдости-мягкости звуки, которыми различаются слова, так как эти разные звуки обозначены одной и той же буквой. Скорее всего, в процессе самостоятельного выполнения учащиеся отметят только по одному разному звуку в каждой паре слов. Во время проверки выполнения важно, чтобы учащиеся класса пришли к выводу: в первых трёх парах слов должны быть отмечены первый и второй звуки, в последней паре слов — третий и четвёртый. Например:

Упражнение 4 — закрепление правила написания заглавной буквы в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, рек, озёр. Целесообразно предложить первоклассникам самостоятельно выбрать и подчеркнуть нужное слово в скобках, потом фронтально обсудить вы бор и попросить учеников самостоятельно вписать слово.

Дополнительное задание. Подобрать для каждого упоминаемого в упражнении случая пример слова, которое будет писаться с заглавной буквы, т. е. пример имени, фамилии, клички и т. д.

Упражнение 5 — поиск имён в тексте стихотворения. Выполняется фронтально. Выполненное задание выглядит так:

(кто?) Катя, Тоня, Таня, Валя, Галя, Толик

Можно организовать проблемную ситуацию, попросив сосчитать девочек и мальчиков. Обязательно возникнет вопрос: «Валя — это девочка или мальчик?» В результате обсуждения ученики придут к выводу, что понять это из стихотворения невозможно, поэтому ответить точно на вопрос о количестве мальчиков и девочек тоже невозможно.

Дополнительное задание. Подобрать и записать ещё несколько имён.

Упражнение 6 — закрепление действия списывания. Перед самостоятельным списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги.

Возможная трудность. Чтобы предотвратить ошибки, целесообразно заранее подчеркнуть в словах фамилии, рассказать «опасные» места.

Дополнительное задание. После записи текста предложить выписать в рабочие тетради встретившиеся в тексте фамилии.

Рубрика «Переменка». Ребус с использованием запятых уже встречался, поэтому можно предложить учащимся самостоятельно разгадать ребусы. В результате получаются слова мороз, мель. Важно, чтобы учащиеся не предлагали несуществующих слов, например, мёлка (если рисунок «прочитать» как ёлка), а контролировали себя и при получении «странного» слова искали другой вариант ответа. В затруднительных случаях можно помочь им правильно назвать рисунок.

Дополнительная работа. Запись на доске:

Я знаю три имени: ...

Я знаю три фамилии: ...

Я знаю три клички: ...

Списать в рабочие тетради, устно подобрать свои примеры и в ходе фронтальной работы (учитель чётко проговаривает и записывает на доске предлагаемые слова) дописать предложения.

Ваш комментарий к уроку