Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Ознакомление с правилами употребления слов ты и вы при общении. Повторение признаков имён собственных и правило их написания

Задачи урока: знакомить с правилами употребления слов ты и вы при общении; анализировать ситуации представления (использования имени и фамилии); повторить признаки имён собственных и правило их написания; повторить работу со звуковыми моделями.

Упражнение 1 (речь) — обсуждение текста, в котором ставится проблемный вопрос об использовании в речи слов ты и вы (термин «местоимение» не используется). Выполняется фронтально. Задача учителя — объяснить учащимся правила употребления слов ты и вы. В дополнение к заданию упражнения учитель может задать вопрос: «Какое слово — ты или вы — следует использовать, если обращаешься: к маме, директору школы, старшей сестре друга (подруги), продавцу и т. д.?»

Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги наблюдения в упр. 1.

Обратите внимание. Выбор местоимения ты или вы при общении обусловлен не только возрастом и социальным положением собеседников. В некоторых семьях до сих пор дети обращаются к родителям, бабушкам и дедушкам, тётям и дядям на «вы», тогда как в других семьях нормативным является использование местоимения ты по отношению ко всем членам семьи. Рекомендуется не акцентировать внимание учеников на возможных обращениях на «ты» внутри семьи, объяснив учащимся, что в любой ситуации при выражении уважения к собеседнику и при отсутствии между говорящим и слушающим семейных или тесных дружеских отношений используется местоимение вы. Именно поэтому обязательным по отношению к старшему является обращение вы, но и старший по возрасту может обратиться к младшему на вы, подчёркивая тем самым своё уважение (можно назвать ученикам функцию местоимения в данном употреблении — «вы вежливости»). Не рекомендуется анализировать с учениками ситуации использования местоимения вы в ироническом кон тексте.

Упражнение 2 (речь) — анализ речевой ситуации, изображённой на рисунке, решение проблемного вопроса о необходимости представления себя при общении. Выполняется фронтально. Рекомендуется предложить ученикам проанализировать рисунки и подписи к ним. Затем учитель задаёт вопрос: «Как вы думаете, почему взрослый человек не понял вопроса мальчика?» Очень важно, чтобы в ответах учеников прозвучало как можно больше вариантов ответов: мальчик не назвал фамилию мамы, мальчик не представился, не ясно, чью маму нужно позвать, и т. п. Если какие-то из аспектов данной ситуации не названы учащимися, учитель называет их сам или задаёт необходимые вопросы. Такое обсуждение способствует пониманию учениками необходимости представления себя при общении на расстоянии (как по телефону, так и при интернет-общении).

Обратите внимание. Любое устное или письменное речевое общение всегда целенаправленно: говорящий и слушающий преследуют определённые цели — общения, сообщения, воздействия. Если целевые установки не реализованы, такая ситуация называется коммуникативной неудачей (неудачей речевого общения).

Упражнение 3 (язык; трудное) — закрепление навыка записи собственных имён. Данное упражнение помечено значком «гиря» (трудное), так как каждый из учеников должен самостоятельно записать необходимую информацию. Если учитель считает, что ученики его класса не готовы к подобной работе, то с помощью учителя на доске записывается любое предложение, например: Нашу учительницу зовут... Затем это предложение ученики списывают в тетради. Следует также иметь в виду ситуации, когда у детей отсутствуют родители, бабушки или дедушки: если учитель располагает подобной информацией хотя бы об одном ребёнке из класса, рекомендуется заменить предложения из упражнения на нейтральные, не касающиеся темы семьи.

Упражнение 4 (язык; работа в парах) — закрепление знания русского алфавита и повторение правила написания собственных имён. Рекомендуется для парной работы подготовленным ученикам или фронтально в классах с высоким темпом работы; в остальных классах может не проводиться.

Упражнение 5 (язык) — повторение работы со звуковыми моделями. Рекомендуется для индивидуальной работы с учениками, испытывающими трудности в звуковом анализе. В классах с высоким темпом работы может быть рекомендовано для парной или самостоятельной работы. В классах, где ученики испытывают трудности в изучении русского языка, перед выполнением упражнения рекомендуется несколько раз произнести слово фамилия, выделяя каждый звук, особенно предпоследний — согласный [j’]. Ответ: звуковую схему слова фамилия правильно выложил Антон.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе отработки букв, которые учащиеся начальной школы иногда склонны смешивать. Выполняется письменно, фронтально. Первая строчка направлена на отработку написания строчных букв в и д. Перед началом работы нужно обязательно обсудить, чем эти буквы похожи и чем они различаются. Если в классе есть дети, склонные к смешиванию этих букв, целесообразно именно их попросить рассказать о различиях между буквами, при этом можно обратить их внимание на элементы, прописанные на строке. Особое внимание при написании элементов этих букв необходимо обращать на место пересечения линии, завершающей петлю: оно должно точно совпадать с точкой пересечения начинающей петлю линии с линией рабочей строки.

Вторая строчка направлена на отработку написания строчных букв б и д, при этом также необходимо отметить, что они различаются вторыми элементами, поэтому именно эти элементы и вынесены на строчку.

На третьей строчке отрабатывается написание строчных букв д и у. Последнюю строчку целесообразно использовать для проведения диктанта букв по описанию: учитель, не называя букву, описывает, из каких элементов она состоит; учащиеся записывают её. Текст диктанта может быть таким: «Это строчная буква, её первый элемент — овал, второй элемент — длинная линия с петлёй внизу (д); это строчная буква, её первый элемент — петля над рабочей строкой, второй элемент — овал (в); это строчная буква, её первый элемент — короткая линия с закруглением внизу, второй элемент — длинная линия с петлёй внизу (у) и т. д.».

Вариант выполнения. Диктант букв в обычной форме: учитель называет букву, учащиеся записывают её.

Упражнение 3 — поиск слов, различающихся одним звуком. После выразительного прочтения стихотворения самим учителем и совместного обсуждения описанных в нём двух ситуаций следует попросить учащихся прочитать стихотворение ещё раз и ответить на вопрос: «Что перепутал художник?» Важно, чтобы учащиеся заметили, что в стихотворении слово Мишка написано с заглавной буквы, значит, автор имел в виду мальчика по имени Миша, а художник нарисовал не мальчика Мишу, а медведя (мишку).

После этого начинается работа в парах: учащиеся ещё раз читают стихотворение и выписывают пары слов:

песочком — пешочком, (с) миской — (с) Мишкой, (за) малиной — (за) Мариной.

Модели слов в парах будут полностью совпадать.

Упражнение 4 — закрепление написания словарных слов дорога, фамилия, до свидания. В зависимости от уровня подготовленности класса возможны два варианта выполнения. В более сильном классе учащиеся самостоятельно вставляют пропущенные буквы, затем в ходе проверки сообщают, какие буквы выбраны, а потом вписывают пропущенные слова в предложения. В слабом классе лучше использовать это упражнение не столько для контроля, сколько для отработки написания слов. Для этого работу лучше организовать максимально развёрнуто, с обязательным постоянным орфографическим проговариванием слов. Сначала учащиеся читают слово с пропуском, догадываются, что это за слово, далее учитель просит проговорить это слово орфографически, чтобы было понятно, какая буква должна быть вписана. После проговаривания буква называется и вписывается. Перед записью слов в предложения они также проговариваются орфографически.

Дополнительные задания

1. Списать предложения в рабочую тетрадь.

2. Устно придумать свои предложения с данными словарными словами, при наличии времени самые интересные предложения записать под диктовку учителя в тетрадь (по одному предложению с каждым из слов).

Упражнение 5 — повторение порядка букв в русском алфавите, практическое применение знания алфавита. Выполняется фронтально, при этом важно выработать алгоритм выполнения задания в ходе совместного обсуждения с учащимися, а не предлагать им его в готовом виде. Перед началом выполнения целесообразно повторить алфавит. В слабом классе после повторения можно разрешить открыть форзац учебника с алфавитом. При выполнении прежде всего нужно обратить внимание учащихся, что в алфавитном порядке нужно будет располагать фамилии авторов (а не имена, хотя каждая строчка начинается с имён), поэтому целесообразно сначала подчеркнуть фамилии одной линией, а первую букву в них ещё одной дополнительной короткой линией. После этого стоит выслушать мнение учащихся, как лучше организовать работу. В результате можно идти двумя путями: 1) по порядку называть буквы алфавита и проверять, есть ли фамилия на эту букву; 2) выписать первые буквы фамилий и смотреть, какая из них ближе к началу алфавита. Последовательность цифр должна быть такой: 3, 1, 6, 2, 4, 5.

Упражнение 6 — отработка действия списывания. Перед самостоятельным списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударения, разделить слова на слоги.

Возможная трудность. Чтобы предупредить ошибки в написании слов коротышек, Торопыжка. Растеряйка, необходимо заранее подчеркнуть в этих словах «опасные» места.

Вариант выполнения. В сильном классе можно усложнить задание, предложив в каждом предложении писать имена коротышек не в заданном порядке, а в алфавитном, предварительно сверху проставив цифры.

Дополнительное задание. После записи текста предложить сильным учащимся выписать в рабочие тетради все встретившиеся в тексте имена коротышек в алфавитном порядке, а учащимся, испытывающим трудности, — только имена коротышек из второго предложения. При этом сильные учащиеся встретятся с проблемой: как определять порядок написания имён, начинающихся на одну и ту же букву (Пилюлькин — Пончик; Винтик — Ворчун). Если они не найдут выхода самостоятельно, нужно сообщить им, что в этом случае нужно ориентироваться на вторую букву в имени.

Дополнительная работа. Записать отработанные в упр. 3 словарные слова под диктовку учителя.

Ваш комментарий к уроку