Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Ознакомление со словами, отвечающими на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?. Продолжение отработки последовательности действий при списывании
Задачи урока: анализировать ситуацию описания внешности; знакомить со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; продолжить отработку последовательности действий при списывании.
Упражнение 1 (речь) — обсуждение проблемной ситуации. Выполняется фронтально. Учитель читает текст стихотворения, после чего задаёт вопросы из рубрики «Давай подумаем».
Рубрика «Давай подумаем» предлагает для обсуждения два варианта действий. В результате обсуждения ученики самостоятельно или с помощью учителя должны прийти к выводу, что в подобной ситуации (мальчик потерял маму) необходимо обратиться с просьбой к взрослым дать объявление. Следует учесть, что анализируемая в стихотворении из упр. 1 и в рубрике «Давай подумаем» ситуация не только важна с точки зрения речевого общения, но также учит детей принимать правильное решение, исходя из правил безопасности жизни.
Если позволяет время, темп работы и уровень подготовленности класса, учитель может предложить ученикам описать себя для объявления: «Представьте, что вы потерялись на вокзале, в парке, в магазине, в аэропорту и вам необходимо дать объявление». При проведении такой работы учитель должен обращать внимание учеников на то, что необходимо указывать самые существенные признаки, т. е. те, которые позволят однозначно опознать потерявшегося (не следует забывать при этом материал предшествующих уроков, на которых разбирались ситуации представления и указания возраста).
Упражнение 2 (речь) — обсуждение описания внешности с опорой на рисунки в учебнике. В классах с невысоким темпом работы может не про водиться.
Упражнение 3 (речь; если осталось время) — описание собственной внешности. Проводится, если позволяет время урока. Рекомендуется либо для фронтальной работы в классах, где учащиеся испытывают трудности в изучении русского языка, либо сильным ученикам для самостоятельной работы (с опорой на текст из упр. 2). При фронтальной работе с учениками, испытывающими трудности в изучении русского языка, необходимо с как можно большим числом учащихся разобрать индивидуальные особенности их внешности: рост, цвет волос, цвет глаз, вид одежды, а со всем классом определиться в перечне тех признаков, которые необходимо указывать в проблемной ситуации.
Рубрика «Тайны языка» знакомит со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Учитель может привести дополнительные примеры, но строго по схеме «имя прилагательное + имя существительное» (без введения терминов): белая берёза, тёмная ночь, сильный ветер, яркий свет, новогоднее утро, горное озеро, ёлочные игрушки, любимые книги (в русском языке в большинстве случаев имя прилагательное предшествует имени существительному).
Упражнение 4 (язык) — закрепление материала речевых упражнений и предшествующей рубрики. Из упр. 2 ученики списывают описание внешности мальчика: среднего роста, светлые короткие волосы, голубые глаза. Учитель должен помнить, что на данном этапе языкового образования школьников не дифференцируются именная часть составного именного сказуемого (среднего роста — цельное словосочетание) и неоднородные согласованные определения (светлые короткие волосы). Важно, чтобы в разнородных с синтаксической точки зрения конструкциях ученики в примере из реальной речевой ситуации вычленили слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?» и т. п.
Упражнение 5 (язык) — отработка навыка постановки вопросов к словам, отвечающим на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Рекомендуется для выполнения в классах с высоким уровнем подготовленности учеников, в остальных классах может не проводиться.
Обратите внимание. В задании к данному упражнению предлагается подчеркнуть прямой и волнистой линиями слова в составе словосочетания. Несмотря на то что в методике преподавания русского языка в начальной школе подобная практика подвергнута справедливой критике (подчёркиваются как члены предложения слова в составе словосочетания), рекомендуется всё же при знакомстве учеников со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», придерживаться сформулированного в упражнении задания. Дело в том, что с членами предложения и их условными обозначениями (прямая линия — подлежащее, волнистая — определение и т. п.) дети, обучающиеся по данной программе, познакомятся только в 3 классе. Методическая целесообразность использования графического обозначения членов предложения обусловлена тем, что, во-первых, на данном этапе знакомства со структурой русского языка необходимо ввести обозначения, позволяющие ученикам 1 класса чётко различать в составе словосочетания слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?», и слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», а во-вторых, в 3 классе учащиеся не соотнесут одно выполненное упражнение с систематическим обозначением членов предложения.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1. Выполняется самостоятельно.
Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе написания строчных и заглавных букв е, ё, Е, Ё. Выполняется письменно, самостоятельно. При написании строчных букв необходимо обращать внимание на размер петли, а при написании заглавных букв — на соразмерность верхнего и нижнего элементов. Две последние строчки учитель использует в зависимости от особенностей класса.
Упражнение 3 — привлечение внимания к звуковой стороне слова, сопоставление звукового состава и буквенной записи слов. Начинается выполнение с самостоятельной работы учащихся, которые простым карандашом подчёркивают слова, соответствующие предложенной модели. После это го идёт анализ выполнения с подробным разбором и запись слов корона, корова.
Возможная трудность. Учащиеся могут не обратить достаточного внимания на звонкость-глухость согласных и выберут также слова ворона (первый согласный звонкий, а не глухой, как в модели), сорока (предпоследний согласный глухой, а не звонкий, как в модели).
Дополнительные вопросы
1. Какому из предложенных слов будет соответствовать модель, если над первой фишкой поставить знак звонкости? (Ворона.)
2. Какому из предложенных слов будет соответствовать модель, если над пятой фишкой убрать знак звонкости? (Сорока.)
3. Что нужно изменить в заданной модели, чтобы она соответствовала слову ворота? (Над первой фишкой поставить знак звонкости, над пятой фишкой снять знак звонкости.)
Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся с трудностями в усвоении русского языка целесообразно организовать фронтальную работу над этим упражнением. Начинается выполнение с того, что учащиеся читают модель. Примерный ответ может быть таким: «В этом слове шесть звуков, первый звук — твёрдый глухой согласный, второй звук — безударный гласный, третий звук — твёрдый звонкий согласный, четвёртый — ударный гласный, пятый — твёрдый звонкий согласный, шестой — безударный гласный». Целесообразно спросить, с чего можно начать поиск. Возможный вариант — поставить в словах ударение и вычеркнуть из списка слова с ударением на первом или третьем гласном звуке (это слова борода, голова). Следующим шагом может быть проверка первого звука в словах на соответствие характеристикам, отражённым в модели (будут исключены слова ворота, ворона), потом второго, потом третьего (в словах корона, корова, сорока звук удовлетворяет заданным характеристикам, а слово колёса зачёркивается), после этого проверяется пятый звук и зачёркивается слово сорока. На свободной строчке записываются слова корона, корова.
Упражнение 4 — отработка умения находить слова, отвечающие на заданный вопрос, обращая внимание на небольшие, но существенные различия в словах (какое — какая, сладкое — сладкая и т. д.). Выполняется письменно, фронтально. Стоит каждый раз просить учащихся назвать все слова из списка, которые отвечают на заданный вопрос, а потом выбрать из них те два слова, которые больше всего подходят по смыслу.
Дополнительное задание. Устно подобрать для каждой строчки ещё несколько слов.
Упражнение 5 — поиск в тексте слов, отвечающих на заданные вопросы. Выполняется письменно, в парах. Результат выполнения:
(кто?) медведи (какие?) бурые
(кто?) тигры (какие?) полосатые
(кто?) киты (какие?) огромные
(что?) корабли (какие?) большие
(что?) маяки (какие?) высокие
(что?) лодки (какие?) парусные
Дополнительное задание. Устно подобрать для каждого слова, отвечающего на вопрос «кто?», ещё несколько слов, отвечающих на вопрос «какие?».
Упражнение 6 — отработка действия списывания. Перед самостоятельным списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги, подчеркнуть в них «опасные» места.
Возможная трудность связана с восприятием текста, в котором, кроме букв, используются ещё и цифры. Стоит объяснить, что это типичная ситуация для текста объявления и нужно иметь опыт такой записи.
Ваш комментарий к уроку