Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Отработка порядка действия при списывании. Повторение работы со слоговыми моделями
Задачи урока: продолжить анализировать ситуации, в которых необходимо описать чью-то внешность; отработать порядок действий при списывании; повторить работу со слоговыми моделями.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — обсуждение ситуаций, в которых необходимо описать внешность другого человека. Выполняется фронтально. Если ученики с готовностью описывают внешность своих родителей, необходимо в процессе обсуждения помогать уточнить описание: не просто рассказать о цвете волос, глаз, о том, носит ли очки, и т. п., а выделить отличительные черты, например, сравнивая с кем-то или чем-то (такая работа готовит к восприятию материала следующего урока). Если же ученики затрудняются описать внешность родителей, рекомендуется продемонстрировать заранее подготовленный дополнительный наглядный материал — картины или фотографии, чтобы ученики, глядя на них, с помощью учителя могли научиться правильно составлять словесный портрет человека. Подобная работа не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и учит использовать определённые синтаксические конструкции, например, конструкции сравнения, конструкции с использованием синонимов и антонимов (термины не вводятся). Учителю важно помнить, что, занимаясь развитием речи учащихся, в некоторых случаях он должен приводить пример образцового высказывания, т. е. при необходимости давать собственные ответы, чтобы ученики усвоили определённую речевую конструкцию.
Упражнение 2 (речь) выполняется аналогично упр. 1 в классах с высоким темпом работы; в остальных может не проводиться.
Упражнение 3 (язык) — расширение словарного запаса учащихся, повторение правил написания заглавной (прописной) буквы. Тематически объединено с предыдущими текстами. Выполняется фронтально. Текст могут прочитать хорошо читающие ученики. Заголовок стихотворения — «Близнецы».
Упражнение 4 (язык; если осталось время) — повторение правил написания слов с прописной буквы и порядка действий при списывании. Проводится в классах с высоким темпом работы или предлагается для самостоятельной работы хорошо успевающим ученикам.
Упражнение 5 (язык) — отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения в слове. Выполняется письменно, фронтально. Учитель предлагает классу рассмотреть слогоударные схемы и прокомментировать, какие слова должны быть подобраны к каждой из схем, например: к первой схеме нужно подобрать слова, в которых два слога, ударным является первый слог, и т. д. Далее учитель даёт некоторое время на самостоятельный поиск слов к первой схеме в тексте стихотворения из упр. 3, после чего выслушивает ответы. Если ученики дали неправильные ответы, разбираются ошибки, и учащиеся записывают одно-два слова (в зависимости от темпа работы), после чего такая же работа организуется с остальными схемами. Возможные варианты ответов:
Нади, Кати, платья, лицам, сёстры, тоже
совсем, носы
шапочки, тапочки, волосы, голоса, капельки
похожих, похожи, глазёнки, сестрёнки
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе написания строчных и заглавных букв е, Е, з, З. Выполняется письменно, фронтально. При написании заглавных букв важно обращать внимание на соразмерность верхнего и нижнего элементов. На третьей строчке можно записать несколько слов, первой буквой которых будет заглавная Е или З. Лучше предложить учащимся самим называть такие слова. Набор слов может быть таким: Елена, Зоя, Егор, Захар, Елизавета, Зинаида. Последнюю строчку учитель использует в зависимости от особенностей класса.
Упражнение 3 — отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения; закрепление написания имён с заглавной буквы. Выполняется письменно, в парах. Рекомендуется сразу обратить внимание учащихся на наличие слов-подсказок. Ударение нужно ставить и в самих словах, и в схемах (схемы чертятся под словами).
Возможную трудность может вызвать деление на слоги слова Илья. В этом случае учитель сообщает правильный ответ: Иль-я.
Упражнение 4 — развитие внимания к звучанию слов. Выполняется письменно, фронтально. Слову дорога соответствует вторая схема, при перемещении ударения на третий слог получается слово дорога. Очень важно поработать над значением этого слова, предложить включить его в предложения. Самое интересное предложение можно записать в рабочих тетрадях.
Дополнительное задание. Под диктовку учителя записать предложение Нам любые дороги дороги.
Упражнение 5 — повторение словарных слов в процессе разгадывания кроссворда. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов. Ответы: 1. Спасибо. 2. Дорога. 3. Фамилия. 4. Пожалуйста.
Дополнительное задание. Устно придумать с отгаданными словарными словами предложения, наиболее удачные под диктовку учителя записать в рабочую тетрадь.
Упражнение 6 — отработка умения находить слова, отвечающие на заданный вопрос. Выполняется письменно, самостоятельно. Для облегчения последующей проверки лучше заранее перенести материал упражнения на доску и попросить нескольких учеников параллельно поработать у доски. Результат выполнения:
голос (какой?) мужской, громкий платье (какое?) короткое, модное сестра (какая?) любимая, родная друзья (какие?) надёжные, верные Дополнительные задания
1. Определить, на какие вопросы отвечают слова голос, платье, сестра, друзья.
2. Устно подобрать для каждой строки ещё несколько слов. Упражнение 7 — отработка действия списывания. Перед самостоятельным списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги, подчеркнуть в них «опасные» места.
Дополнительное задание. Внимательно прочитать первое предложение, готовясь к письму под диктовку; записать его в рабочей тетради под диктовку. Внимательно несколько раз прочитать второе предложение, запомнить его, готовясь к письму по памяти; записать предложение по памяти.
Рубрика «Переменка». Ребусы, разгадка которых связана с правильным определением местоположения одних букв по отношению к другим, встречаются впервые. Следует объяснить, что надо попробовать рассказать о положении букв разными способами, пока не получится слово. Зашифрованные слова: наука, тыква. Ребус с использованием запятых не вызовет затруднений у учащихся (слово шина).
Ваш комментарий к уроку