Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Ознакомление со сравнительными конструкциями как приёмом. Повторение сопоставления слов со звуковыми моделями и правила постановки знаков препинания в конце предложения
Задачи урока: знакомить со сравнительными конструкциями как приёмом, помогающим более точно, ярко составить описание; отработать постановку вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?» и т. д.; повторить сопоставление слов со звуковыми моделями и правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — наблюдение за текстом, в котором использовано сравнение. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. После обсуждения ответов учащихся, можно предложить им вспомнить, с кем или с чем ещё сравнивают очень худого человека. Если в ответах учеников прозвучат «обидные» сравнения, рекомендуется сразу перейти к материалу рубрики «Обрати внимание», где обращается внимание на необходимость аккуратного использования сравнений в речи.
Упражнение 2 (речь) — обсуждение текста, в котором использовано не совсем удачное сравнение, знакомит с одним из правил речевого поведения. Если упражнение выполняется сразу после упр. 1, важно, чтобы ученики самостоятельно или с помощью учителя пришли к выводу, сформулированному в рубрике «Обрати внимание» (можно предложить ученикам самостоятельную работу по аналогии с упр. 1).
Рубрика «Обрати внимание» знакомит со сравнением как речевым приёмом, помогающим составить более точное, яркое описание; предупреждает об осмотрительности при использовании сравнений в речи.
Упражнение 3 (речь; если осталось время) — поиск сравнений, использованных в тексте. Выполняется в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся, в остальных классах может не проводиться. Не рекомендуется для самостоятельной работы. В тексте использованы следующие сравнения: ресницы, как бабочки; настоящая принцесса; волосы лились, словно золотой водопад.
Возможная трудность связана с тем, что некоторые ученики увидят в словосочетании золотистые косы сравнение. Следует отметить хорошее языковое чутьё этих учеников и показать всему классу, что в словосочетании золотистые косы действительно есть сравнение, только скрытое (для демонстрации достаточно «развернуть» словосочетание: косы, как золото; косы, похожие на золото). Не рекомендуется подробно останавливаться на данном языковом явлении (метафора), тем более вводить термин и объяснять первоклассникам его природу (метафора — это скрытое сравнение).
Упражнение 4 (язык) — отработка навыка постановки к словам вопросов «кто?», «что?», «какой?» и т. д. Выполняется фронтально. Учитель обязательно записывает на доске по приведённому в учебнике образцу ответы учеников. В классах с невысоким темпом работы достаточно записать в тетрадь одно словосочетание с вопросами. Не рекомендуется для других форм проведения, кроме фронтальной работы.
Упражнение 5 (язык; работа в парах) — закрепление навыка проведения звукового анализа и работы со звуковыми моделями. Рекомендуется для проведения в парах только тем ученикам, кто готов и обучен работать в парах. В остальных классах проводится фронтально только в том случае, если учитель считает необходимым повторить данный вид работы. Первой звуковой модели соответствует слово принц, второй — травинка, третьей — жираф. Если ученики допустили ошибки в подборе слов к заданным моделям, необходимо подробно разобрать каждую ошибку и рекомендовать тем ученикам, которые их допустили, дополнительную работу со звуковыми моделями в тетради «Русский язык» (№ 1). Если позволяет время и темп работы учащихся, рекомендуется составить предложения с использованием приведённых сравнений. Составленные предложения обязательно записываются учителем на доске.
Упражнение 6 (язык) — повторение правила постановки восклицательного знака. Выполняется только в том случае, если учитель считает, что ученики не усвоили данное правило. В этом случае текст из упр. 1 снова читает учитель, выделяя интонацией восклицательные предложения.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе написания строчных букв и, ц, щ. Выполняется письменно, фронтально. На первой строчке отрабатываются короткая линия с закруглением внизу и короткая линия с закруглением внизу и короткой петлёй. Короткая линия с закруглением внизу и короткой петлёй относится к числу наиболее сложных для написания элементов, поэтому надо обязательно подробно его разобрать, обратив внимание на два момента: а) петля начинает прописываться только после завершения написания короткой линии с закруглением внизу (целесообразно показать ошибочное написание, когда не выполняется закругление и сразу прописывается петля); б) при написании петли очень важно, чтобы точка, в которой завершающая петлю линия пересекается с нижней линией рабочей строки, точно совпадала с точкой пересечения начинающей петлю линии с нижней линией рабочей строки; петля не должна быть слишком большой. Перед началом работы на второй строчке важно обсудить с учащимися, в чём сходство и различие между строчными буквами и и ц, а перед началом работы на третьей строчке — в чём сходство и различие между буквами ц и щ.
Последнюю строчку целесообразно использовать для диктанта букв по описанию. Примерный текст может быть таким: «Это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петлёй (ц); это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и ещё одной короткой линии с закруглением внизу (и); это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу, ещё одной короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петлёй (щ); это буква, которая состоит из трёх коротких линий с закруглением внизу (ш); это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и длинной линии с петлёй внизу (у)». Буквы могут повторяться несколько раз.
Упражнение 3 — отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения. Выполняется письменно, самостоятельно. Перед началом работы нужно обратить внимание на то, что по традиции знак ударения над буквой ё не ставится, так как её наличие в слове однозначно указывает на место ударения. Над столбиками должны быть начерчены следующие слогоударные схемы:
Упражнение 4 — активизация словарного запаса, отработка умения задавать к слову вопрос. Выполняется письменно, фронтально. Очень важно не допустить появления у учащихся неверного представления о том, что вопрос к словам лиса и медведь ставится от слов, написанных в начале строк. Чтобы избежать этого, нужно обязательно в ходе выполнения упражнения предложить задать вопрос от слова лиса: лиса (какая?) рыжая, лиса (какая?) хитрая, лиса (какая?) ловкая. Так же следует поработать со словом медведь. После проведения устной работы в рабочей тетради делается запись:
(кто?) лиса (какая?) рыжая, хитрая, ловкая (кто?) медведь (какой?) бурый, косолапый, сильный Упражнение 5 — закрепление написания кличек животных с заглавной буквы; различение слов, обозначающих животных, и слов, обозначающих клички. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов. Возможный вариант выполненного упражнения: корова Зорька кот Пушок коза Белянка кошка Мурка пёс Шарик конь Вихрь
Дополнительное задание. Материал упражнения списать в рабочую тетрадь или записать под диктовку учителя.
Упражнение 6 — отработка действия списывания. Перед самостоятельным списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги, подчеркнуть в этих словах «опасные» места. Особое внимание стоит обратить на слово счастлива. Объём списывания учитель определяет в зависимости от темпа работы класса.
Рубрика «Переменка». Ребусы не должны вызвать трудности, если правильно будут названы картинки. Зашифрованные слова: защитник, калитка, зверь.
Ваш комментарий к уроку