Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Правильная запись адреса на конверте. Повторение правила переноса слов. Отработка порядка действий при переносе слов и при списывании

Задачи урока: учить правильной записи адреса на конверте; повторить правила переноса слов; отработать порядок действий при переносе слов и при списывании.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — наблюдение за правильностью записи адреса на конверте или открытке. Учитель записывает на доске какой-либо адрес, опираясь на ответы учеников. Рекомендуется познакомить учеников с адресом школы, записать его на доске и предложить списать в тетради. При списывании следует опираться на памятку (урок 1, рубрика «Обрати внимание»).

Упражнение 2 (речь) аналогично упр. 1. Выполняется в классах с высоким темпом работы учащихся, в остальных может не проводиться.

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за словами, перенесёнными со строки на строку, повторение правил переноса.

Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги наблюдения, напоминает правила переноса слов. Рекомендуется записать на доске дополнительные примеры слов, разделённых для переноса, без стечения согласных и без ъ и ь. Не следует на данном этапе работы усложнять языковой материал, приводя для примера более сложные случаи переноса слов.

Упражнение 3 (язык) — отработка действия переноса слов. Выполняется фронтально. Текст стихотворения читает учитель. Слова из стихотворения, которые необходимо разделить для переноса, может предложить сам учитель, например: слова, стоит, сурово, вопроса, знает (не рекомендуется предлагать более сложные слова). В классах с невысоким уровнем подготовленности учеников выполняется фронтально с комментариями учителя (слова обязательно выписываются на доске, при необходимости фиксируются их слоговые схемы).

Обратите внимание. При ознакомлении учащихся с правилами переноса, а также при оценке того, как ученики переносят слова, учитель должен руководствоваться новой редакцией «Правил русской орфографии и пунктуации» (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. — М.: Эксмо, любой год издания. § 211 — 219). Данные правила допускают различные варианты переноса слов в случаях стечения согласных на стыке частей слова.

Упражнение 4 (язык; работа в парах) — повторение правила переноса слов. Предлагается для работы в парах только тем, кто предварительно обучен работать в паре. Сильным ученикам может быть предложено для самостоятельной работы. В классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся выполняется фронтально: учитель выписывает на доске слово, ученики анализируют его слоговую структуру и предлагают вариант деления для переноса; учитель записывает этот вариант на доске, ученики списывают его в тетради.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе написания заглавных букв И, Ц, Щ. Выполняется письменно, фронтально. Проводится аналогично упр. 2 урока 12. Особое внимание нужно обратить на то, что, петля начинает прописываться только после полного завершения элемента «длинная линия с закруглением внизу»; петля не должна быть слишком большой. Примерный текст диктанта букв на четвёртой строке может быть таким: «Это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и длинной линии с закруглением внизу и короткой петлёй (Ц); это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и линии с закруглением внизу и короткой петлёй (ц); это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и длинной линии с закруглением внизу (И); это строчная буква, которая состоит из двух коротких линий с закруглением внизу (и); это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу, длинной линии с закруглением внизу и длинной линии с закруглением внизу и короткой петлёй (Щ); это строчная буква, которая состоит из двух коротких линий с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петлёй (щ); это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и двух длинных линий с закруглением внизу (Ш); это строчная буква, которая состоит из трёх коротких линий с закруглением внизу (ш)». Буквы могут повторяться несколько раз.

Упражнение 3 — отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения. Выполняется письменно, фронтально. Следует сначала ставить ударение в слове, делить его на слоги, а потом рядом чертить слогоударную схему. При сравнении слогоударных схем важно, чтобы учащиеся обращали внимание на количество слогов и на место ударения.

Дополнительный вопрос. Что общего у слов первого столбика? (Все слова состоят из двух слогов — это отчётливо видно на схемах.)

Упражнение 4 — подписывание конверта. Упражнение относится к числу трудных. Для некоторых учащихся может представлять трудность написание собственной фамилии, которую к тому же нужно записать в форме родительного падежа. Могут оказаться трудными для записи и некоторые названия улиц. На доске заранее стоит сделать запись, указывающую на способ сокращения слов: город — г., улица — ул., дом — д., квартира — кв.

Варианты выполнения

1. Обсудить в классе правильный способ выполнения, предложить учащимся устно проговорить то, что они должны записать, и предложить по желанию дома вместе с родителями письменно выполнить упражнение.

2. Всем записать фамилию, имя и адрес вымышленного отправителя, на при мер:

 От кого Ларионовой Оксаны

 Откуда г. Красноярск, ул. Зелёная, д. 20, кв. 35

Упражнение 5 — отработка умения делить слова для переноса. Выполняется письменно, фронтально. В связи со сложностью вопроса о слогоделении в русском языке для слов со стечением согласных допускается два варианта: вариант, соответствующий фонетическим слогам, и традиционный для начальной школы подход разбивки стечения согласных: бу-ква — бук-ва, во-прос — воп-рос, бабу-шка — бабуш-ка, тетрадь — тет-радь. Слово конверт делится на фонетические слоги следующим образом: кон-верт.

Возможная ошибка. При работе со словом указать учащиеся могут разделить его не для переноса, а на слоги (у-ка-зать). В этом случае стоит напомнить задание и ещё раз обратить внимание на то, что, если в слове есть слог из одной буквы, деление для переноса не совпадает с делением на слоги.

Упражнение 6 — отработка действия списывания. Как всегда, важно провести подготовительную работу. Особое внимание стоит обратить на слова понемногу, серебристый.

Дополнительная работа

1. Записать в рабочей тетради слогоударные схемы как заголовки двух столбиков:

Записать в нужный столбик диктуемые учителем слова: имя, земля, гора, город, домик, рука, адрес, конверт. Можно включить в список диктуемых и слова из трёх слогов, но при этом заранее предупредить, что не все слова удастся записать в эти два столбика.

2. Приготовиться к письму по памяти и записать первое предложение упр. 6. Второе предложение этого упражнения после предварительной подготовки записать под диктовку учителя.

Ваш комментарий к уроку