Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Продолжение знакомства с правилами записи адреса на конверте. Наблюдение за многозначными словами и правилами их записи. Уточнение правил переноса слов

Задачи урока: продолжить знакомить с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточнить правило переноса слов; закрепить действие постановки вопросов к словам.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — наблюдение за записью адреса, в котором указано название страны. Выполняется фронтально. Необходимо, чтобы ученики самостоятельно обнаружили, что в тексте упр. 1 есть дополнительная информация: указаны названия стран — Россия и Республика Беларусь. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников учитель может предложить дополнительный вопрос: «С какой целью в этом адресе названа страна?» В остальных классах следует сразу познакомить учеников с материалом следующей рубрики.

Рубрика «Обрати внимание» объясняет необходимость указывать название страны в адресе.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит со случаями различного написания многозначных слов (термин не употребляется). Материал рубрики читает учитель. Не рекомендуется приводить дополнительные примеры, так как цель данного урока не столько в знакомстве со словами, пишущимися с прописной и строчной буквы, сколько в ознакомлении со значением слова Родина, пишущегося с прописной буквы, — «название страны, в которой человек родился и гражданином которой является».

Упражнение 2 (язык) — закрепление материала предыдущих рубрик и упражнений. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Последний абзац может прочитать хорошо читающий ученик. Необходимо повторить порядок действий при списывании.

Рубрика «Тайны языка» знакомит со сложными случаями при переносе слов.

Обратите внимание. Знакомя учащихся с правилами деления слов для переноса, необходимо не только разобрать сложные случаи, но и объяснить ученикам, что при переносе слов важно учитывать благозвучие тех частей слова, которые остаются на каждой строке. Учителю также важно помнить, что для многих учеников проблема переноса часто связана с отсутствием ориентации в расположении текста на строке (отсюда частые дополнительные «красные строки» справа, когда ученик, боясь допустить ошибку при переносе или зайти за границу полей, оставляет пустое место). Подобные примеры свидетельствуют, к сожалению, об уже сформированном неврозе, причиной которого послужили слишком жёсткие требования учителя. Если в классе имеются такие ученики, необходимо предложить им писать в тетрадях или на листах без полей. Учителю следует также снизить уровень требований к записи текста на строке. Совершенствуя навык переноса слов, учитель должен также предлагать ученикам возможные варианты, учитывая, какую часть слова ученик собирается перенести: так, на при мер, в упр. 3 слова пальто и деньки можно перенести как па-льто, паль-то и де-ньки, день-ки. Подобные варианты (с учётом принципа сохранения благозвучия) учитель должен приводить всякий раз, когда предлагается работа, связанная с переносом слов.

Упражнение 3 (язык) — отработка материала предшествующей рубрики. Выполняется фронтально. Сначала ученики должны выявить слова, которые нельзя перенести (язык, въезд), и объяснить причины невозможности переноса. Затем анализируется каждое слово и записывается на доске деление для переноса: стра-на, ро-ди-на, на-род, па-льто (паль-то), лей-ка, де-ньки (день-ки).

Упражнение 4 (язык) — закрепление навыка постановки вопросов к словам, наблюдение за значением и сочетаемостью слов. Рекомендуется подробно разобрать данное упражнение с учениками, слабо владеющими русским языком. Выполняется фронтально. В классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся или медленным темпом работы достаточно разобрать два-три примера. Не рекомендуется для самостоятельной работы. Учитель особо обращает внимание на то, что не следует менять форму слова (нарядный на нарядная и т. п.). Ответы учитель записывает на доске:

адрес (какой?) точный, правильный

страна (какая?) большая, прекрасная

 город (какой?) красивый, нарядный

 улица (какая?) прямая, широкая

 дом (какой?) высокий, кирпичный

 квартира (какая?) светлая, чистая

Возможно, ученики с достаточно развитым языковым чутьём или воображением подберут из слов-подсказок другие слова, тогда квартира может стать смешной, улица — светлой, дом — нарядным. Если приведены подобные примеры, нужно попросить учеников объяснить, что они имеют в виду, какие придумают предложения с данными словами. В случае затруднения учитель должен привести собственные примеры, напомнив ученикам о приёме сравнения.

Упражнение 5 (язык) — совершенствование проведения звукового анализа и подбор собственных слов к заданным моделям. Сначала учитель просит учащихся прочитать модели, т. е., опираясь на модель, рассказать всё, что известно о слове. (О первом слове можно сказать, что оно состоит из четырёх звуков, все согласные в этом слове твёрдые, первый согласный звонкий, второй глухой, из гласных звуков первый является ударным; во втором слове пять звуков, два слога, все согласные твёрдые и глухие, ударным является первый гласный.) Выполняется устно, в парах с последующей проверкой. На выполнение учитель даёт определённое время, по истечении которого пары называют подобранные слова, а класс следит за правильностью подбора слов.

Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности, учитель пишет на доске ряд слов, из которых учащиеся выбирают слова к предложенным моделям. Среди написанных на доске слов должны быть как необходимые, так и лишние.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе написания строчных и заглавных букв х, ж, Х, Ж. Выполняется письменно, фронтально. Как обычно, до начала прописывания необходимо попросить учащихся обратить внимание как на сходство, так и на различия между буквами. На третьей строчке можно записать под диктовку слоги с отрабатываемыми буквами, а на четвёртой — подобранные учениками слова с буквами х и ж в начале слова; с буквами х и ж в середине слова.

Упражнение 3 — отработка умения определять количество слогов в слове и место ударения. Выполняется письменно, в парах с последующей фронтальной проверкой. Перед началом выполнения следует вместе с учащимися выработать алгоритм работы: сначала ставить ударение в слове, делить его на слоги, а потом записывать в нужный столбик; или не записывать, если оно не соответствует ни одной из двух схем (надо обратить внимание учащихся на то, что это возможно). Результат выполнения:

Слова родина, место, люди, планета не должны быть записаны.

Дополнительные задания

1. Рассказать, что общего у слов каждого столбика.

2. Подобрать и записать два слова во второй столбик (возможные варианты: поезда, адреса, города, грузовик).

Упражнение 4 — закрепление правил переноса слов со строки на строку. Чтобы избежать ошибочного запоминания, целесообразно выполнить это упражнение фронтально.

Вариант выполнения. Предложить открыть форзац учебника и с опорой на правило самостоятельно вписать пропущенные слова.

Упражнение 5 — отработка умения делить слова для переноса. Выполняется письменно, фронтально. Так как умение делить слова для переноса относится к прикладным и развивается для дальнейшего применения в реальной ситуации переноса, для слов, имеющих два и более варианта переноса, целесообразнее предпочесть запись: со-бирайся, соби-райся, собирай-ся (а не запись со-би-рай-ся), поскольку такой вариант лучше помогает представить разделение слова для переноса. Выполненное упражнение будет выглядеть так (приводится пример наиболее предпочтительных переносов):

 боль-шой

 объ-явление, объя-вление (объяв-ление), объявле-ние

 чай-ка

 умы-вайся, умывай-ся

 со-бирайся, соби-райся, собирай-ся

 чай-ник

 стуль-чик

 бе-ленький, белень-кий

 паль-чик

 маль-чик

 подъ-ём

Возможная ошибка связана с тем, что при работе со словом умывайся учащиеся могут разделить его не для переноса, а на слоги (у-мывайся). Стоит обратить дополнительное внимание на варианты деления некоторых слов: бо-льшой, беле-нький, ма-льчик.

Упражнение 6 — отработка умения определять, на какой вопрос отвечает слово. Выполняется письменно, фронтально. В каждый столбик нужно записать по два слова. Слова из текста распределяются следующим образом:

Возможная трудность. Учащиеся могут предположить, что слово человечество отвечает на вопрос «кто?», идя от значения слова: «Человечество — это все люди». Если такая ситуация возникнет, стоит сообщить, что данное слово отвечает на вопрос «что?», и добавить, что в русском языке много секретов, которые ученикам предстоит узнать за годы обучения. Важно также не записывать в первый столбик слово она.

Дополнительное задание. Если на уроке есть время, можно предложить учащимся списать текст этого упражнения в тетрадь или после ещё одного внимательного прочтения записать текст под диктовку (первое предложение лучше продиктовать без обособленной конструкции).

Упражнение 7 — закрепление действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Поскольку текст упражнения несложный, можно предложить учащимся самостоятельно провести ту подготовительную работу, которая обычно выполняется фронтально. Стоит лишь обратить внимание на слово солнце.

Дополнительная работа. Материал упр. 6 и 7 позволяет провести наблюдение и организовать обсуждение: почему в упр. 6 слово Земля написано с заглавной буквы, а в упр. 7 — со строчной буквы; почему в упр. 6 слово родина написано со строчной буквы, а в упр. 7 — с заглавной? Во время обсуждения и при формулировании выводов роль учителя очень велика, так как самостоятельно сделать нужные выводы учащимся трудно. Но очень важно, чтобы они задумались над поставленными вопросами, попробовали найти объяснения.

Ваш комментарий к уроку