Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Моделирование речевой ситуации рассказа о месте, где живут ученики. Наблюдение образования слов в русском языке. Закрепление правила переноса слов
Задачи урока: моделировать речевую ситуацию рассказа о месте, где живут ученики; наблюдать образование слов в русском языке; закрепить правило переноса слов.
Упражнение 1 (язык) — повторение материала предыдущего урока. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников может не проводиться.
Упражнение 2 (речь) — моделирование речевой ситуации рассказа о месте, в котором живёшь. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Вопросы к тексту учитель может задать в свободной форме. Если ученики испытывают затруднения, отвечая на вопросы, учителю следует познакомить их с какими-то интересными сведениями о том городе (селе, деревне), где они живут. Затем, опираясь на рассказ учителя, ученики отвечают на вопросы упражнения.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за образованием слов в русском языке. Текст рубрики читает учитель. Вторую часть рубрики для классов с высоким уровнем подготовленности можно озвучить следующим образом: «Ребята, подумайте, какое слово имеет значение „находящийся в Москве“? Как называют жителей России? Какое слово имеет значение „находящийся в Туле или связанный с ней“?» Не рекомендуется на данном этапе приводить дополнительные примеры.
Рубрика «Тайны языка» подводит итоги наблюдения и знакомит с образованием слов в русском языке.
Обратите внимание. Практически весь языковой материал первого класса является пропедевтическим и направлен на формирование мотивации к изучению русского языка. В связи с этим не рекомендуется перегружать этот и последующие уроки дополнительными примерами (если это не предусмотрено заданием к упражнению или рекомендациями авторов). Целесообразно сосредоточиться на наблюдении за примерами, языковыми закономерностями или на отработке приёмов анализа языковых единиц, которые предлагаются в учебнике. На данном уроке ученики знакомятся с приёмом развёрнутого толкования слова — приёмом, помогающим установить словообразовательные связи между словами.
Упражнение 3 (язык; работа в парах) — закрепление материала предшествующих рубрик. Выполняется в парах только сильными учениками, в остальных классах — фронтально. Учитель записывает на доске ответы учащихся. Не следует добиваться от учеников точного развёрнутого толкования; достаточными являются краткие ответы: городской — город, морозный — мороз, ледяной — лёд.
Дополнительное задание. В классах с высоким темпом работы можно предложить подумать над вопросом: «Ребята, а какие слова, отвечающие на вопрос „какой?“, будут образованы от оставшихся слов — Самара, море, гора, след?» Возможные варианты ответов: самарский, морской, горный и горский, следовой. Если слово следовой будет названо детьми, следует убедиться, что им понятно его значение («имеющий отношение к следу, следам»; слово используется как специальный термин, например, контрольная следовая полоса на границе). Если прилагательное следовой на уроке не прозвучит, учителю не стоит привлекать внимание к этому вопросу.
Упражнение 4 (язык) — закрепление правила переноса слов. В зависимости от темпа работы класса выполняется частично (например, выписать из упр. 1 слова, которые нельзя перенести, — очень, свою) или в полном объёме. Сильным ученикам может быть предложено для самостоятельной работы (полностью или частично).
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе написания заглавных и строчных букв Я, Ф, я, ф. Выполняется письменно, фронтально. Как обычно, необходимо попросить учащихся обратить внимание как на сходство, так и на различия между буквами. На третьей строчке можно предложить написать строчные буквы ф, х. Четвёртую можно использовать: а) для записи подобранных учениками слов с буквами Я и Ф в начале слова, с буквами я и ф в середине слова; б) для записи буквосочетаний Ях, ях, яф, Фх, фх, фя.
Упражнение 3 — развитие внимания к месту ударения в слове в процессе наблюдения за омографами (термин не используется), встретившимися в стихотворении. Сначала учащимся предлагается самостоятельно прочитать стихотворение, подчеркнуть нужные слова, поставить в них знак ударения. Потом хорошо читающий ученик читает стихотворение вслух. После этого можно поработать с текстом по частям, анализируя встретившиеся омографы. При необходимости нужно объяснить значение слов белки и пироги. (Белки — множественное число слова белок — часть яйца; пироги — множественное число слова пирога — узкая длинная лодка у индейцев.) После фронтального разбора учащиеся самостоятельно выписывают шесть пар слов: гвоздики — гвоздики, белки — белки, стрелки — стрелки, дороги — дороги, пироги — пироги, замок — замок.
Дополнительное задание. Найти в стихотворении и выписать слова, в которых три слога и ударным является второй слог; слова, в которых два слога и ударным является второй слог.
Упражнение 4 — отработка написания словарных слов. Перед самостоятельным выполнением упражнения нужно попросить учащихся прочитать словарные слова и объяснить, почему первые два слова нужно писать с заглавной буквы.
Вариант выполнения. В слабом классе выполняется фронтально.
Дополнительное задание. Списать получившиеся предложения в рабочую тетрадь.
Упражнение 5 — работа над умением давать развёрнутое толкование слова, находить слово, от которого образовано данное. Выполняется фронтально, при необходимости учитель оказывает помощь. Примерное рассуждение может быть таким: «Домашний — связанный с домом; слово домашний образовано от слова дом». При работе со словом владимирский стоит предупредить возможную ошибку и до записи названия города Владимир спросить, с какой буквы будет писаться это слово.
Дополнительные задания
1. Задать вопрос к словам, написанным на строчках первыми.
2. Определить, что объединяет эти слова. (Все слова отвечают на вопрос «какой?», во всех ударным является второй слог.)
Упражнение 6 — закрепление действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Поскольку текст упражнения несложный, можно предложить учащимся самостоятельно провести ту подготовительную работу, которая обычно выполняется фронтально.
Дополнительные задания
1. Внимательно несколько раз вслух прочитать первое предложение, потом записать его по памяти в рабочую тетрадь, после чего сверить свою запись с предложением в тетради на печатной основе (нужно предупредить учеников, что найденные и исправленные ими самими ошибки не считаются ошибками).
2. Внимательно несколько раз про себя прочитать второе предложение, потом записать его по памяти в рабочую тетрадь, провести самопроверку.
3. Внимательно прочитать третье предложение, записать его в рабочую тетрадь под диктовку учителя, провести самопроверку.
Рубрика «Переменка». Ребусы не должны вызвать затруднения, поэтому лучше предложить разгадать их самостоятельно. Зашифрованные слова: люк, лей.
Ваш комментарий к уроку