Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Моделирование речевой ситуации приглашения на экскурсию. Наблюдение за удачно и неудачно составленными приглашениями, формируя действие самоконтроля. Закрепление навыков постановки вопросов к словам и установления словообразовательных связей

Задачи урока: моделировать речевую ситуацию приглашения на экскурсию; наблюдать за удачно и неудачно составленными приглашениями, формируя действие самоконтроля; закрепить навыки постановки вопросов к словам и установления словообразовательных связей.

Упражнение 1 (речь) — моделирование ситуации приглашения на экскурсию на основе анализа текста, формирование первоначальных навыков пересказа. Текст читает учитель. В процессе обсуждения следует стимулировать речевое творчество как можно большего числа учащихся: идея данного упражнения в том, чтобы ученики в своём приглашении на экскурсию попытались использовать элементы исходного текста, т. е. сжато его пересказали. Подводя итог работы, учитель может предложить свой вариант приглашения на экскурсию (вероятно, ученики не будут использовать в своих ответах подобный речевой приём): «Ребята, а вы стояли когда-нибудь рядом с Царь-пушкой? Видели трон, на котором сидел Иван Грозный? Нет? Тогда вам обязательно нужно посетить Кремль». Напоминаем, что работа по развитию устной речи учащихся во многом опирается на речевые образцы, предлагаемые учителем. Подобная методика работы способствует закреплению учениками речевых моделей и оборотов, которые используются в конкретных ситуациях.

Упражнение 2 (речь) — наблюдение за различными вариантами приглашений на экскурсию на основе задания к упр. 1, формирование действия самоконтроля. Выполняется фронтально. В ходе выполнения задания ученики должны сопоставить варианты, предложенные в упражнении, с приглашениями, составленными при работе с упр. 1. Необходимо проанализировать неудачное приглашение (вариант Нины), отметить, каких важных деталей в нём недостаёт. Новое приглашение на экскурсию ученики составляют по модели варианта Вити, учитывая также свой вариант приглашения в Кремль.

Упражнение 3 (язык) — закрепление навыка постановки вопросов к словам. Проводится аналогично упражнениям из предшествующих уроков.

Упражнение 4 (язык; работа в парах) — повторение знаний о постановке ударения в словах. Выполняется в парах только подготовленными к данному виду работы учениками. В остальных классах выполняется в зависимости от темпа работы класса.

Упражнение 5 (язык; трудное) — закрепление представления о слово образовательных связях, расширение словарного запаса учащихся. Выполняется самостоятельно сильными учениками или фронтально в классах с высоким темпом работы, в остальных может не проводиться. Если ученики работают самостоятельно, следует предвидеть сложности, связанные с написанием слов (в этом случае учитель обязательно индивидуально работает с каждым учеником); при фронтальной работе пары слов записываются на доске: оружейный — оружие, набережная — берег, дельфинарий — дельфин. При необходимости учитель поясняет значение слов, употребляя их в предложениях или приводя развёрнутое толкование.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе прописывания сложных петель. Каждую группу петель нужно писать за один приём, не отрывая ручки от листа тетради. Целесообразно перед работой на строке «прописывать» группу петель в воздухе.

Упражнение 3 — отработка умения определять ударный гласный звук в слове. Выполняется в два этапа. Сначала в ходе устной фронтальной работы определяется место ударения в слове и ставится знак ударения, при этом лучше организовать работу по цепочке. На втором этапе учащиеся самостоятельно распределяют слова по столбикам. Параллельно у доски работают три человека, каждый из которых записывает слова одного из столбиков. После завершения работы учитель просит сверить запись на доске с записями в тетрадях, в случаях расхождений обсуждается, кто прав. Запись на доске и в тетрадях:

Если у учащихся не хватит места для всех слов, достаточно записать по три слова в каждый столбик.

Упражнение 4 — работа с моделями слов. Выполняется фронтально с подробным обсуждением, каждый раз ученик должен доказывать свой выбор. Моделям соответствуют слова: синичка, флажок, мяч, змея.

Возможную трудность может представлять узнавание картинок: синица — синичка, флаг — флажок, мяч — мячик, змея — крокодил.

Упражнение 5 — отработка умения делить слова для переноса, развитие действия контроля в процессе поиска допущенных ошибок. Выполняется самостоятельно. До начала выполнения нужно предупредить, что учитель попросил Зину записывать толь ко один вариант переноса для слов, которые можно переносить по-разному (бель-чонок и бельчо-нок), поэтому отсутствие других вариантов ошибкой считать не нужно. Ошибки допущены в словах мал-ьчик, тро-йка, стал-ьной.

Дополнительное задание. Самостоятельно найти слова, для которых возможен второй вариант переноса, записать их (бельчо-нок, ка-питан, зе-лёный, лу-жайка). В классе, где много учащихся, испытывающих трудности в усвоении русского языка, целесообразно эти слова найти в ходе совместного обсуждения, подчеркнуть их и только после этого предложить записать самостоятельно.

Упражнение 6 — закрепление навыка установления словообразовательных связей. Выполняется фронтально, при необходимости учитель оказывает помощь. После завершения работы очень важно спросить учащихся, считают ли они, что слова, значения которых пришлось объяснять, образованы от дописанных слов. Чтобы помочь учащимся дать положительный ответ, можно ещё раз прочитать получившиеся предложения.

Дополнительное задание. Списать любые два предложения в тетрадь.

Упражнение 7 — отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Подготовительную работу лучше провести фронтально. Особое внимание нужно обратить на слова дымчатый, подоконнике, скребутся.

Дополнительные задания

1. Несколько раз внимательно прочитать вслух предпоследнее предложение, подготовиться к письму по памяти и записать предложение в рабочую тетрадь, после чего сверить свою запись с записью в тетради на печатной основе.

2. Внимательно несколько раз про себя прочитать последнее предложение, потом записать его по памяти в рабочую тетрадь, провести самопроверку.

Рубрика «Переменка». Учителю нужно быть готовым оказать помощь. Ребусы на первый взгляд похожи, а разгадываются по-разному: на «ТА» «ША» (Наташа), «А» на «ТОЛИЙ» (Анатолий). Такое сочетание ребусов стимулирует гибкость мышления, понимание, что об одном и том же можно рассказать двумя способами.

Ваш комментарий к уроку