Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Моделирование речевой ситуации, при которой необходимо указывать профессию родителей. Изучение точности формулирования вопроса. Ознакомление со словами, отвечающими на вопросы что делать?, что сделать? и т. п.. Отработка навыка постановки вопросов к словам и порядок действий при списывании

Задачи урока: моделировать речевую ситуацию, при которой необходимо указывать профессию родителей; учить точности формулирования вопроса; знакомить со словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?» и т. п.; отработать навык постановки вопросов к словам и порядок действий при списывании.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — обсуждение речевой ситуации, при которой необходимо указывать профессии родителей. Выполняется фронтально. Следует предвидеть, что не все ученики знают точное название профессий своих родителей, а иногда даже сферу их деятельности. В этом случае учитель ориентирует класс на обсуждение известных ученикам профессий. Названия упомянутых в стихотворении профессий — пилот, лётчик, милиционер, инженер, повар — учитель выписывает на доске, отмечая при этом, что слова пилот и лётчик по-разному называют одну и ту же профессию (термин «синонимы» не употребляется).

Упражнение 2 (речь) — обучение точности формулирования вопроса. Выполняется фронтально. Очень важно обсудить с учениками ситуации, при которых на первые два вопроса могут быть даны ответы, не связанные с профессией, например: «Кто твоя мама? — Моя мама — Ирина Николаевна», «Чем занимается твоя мама? — Моя мама пошла в магазин». (При анализе данного вопроса важно обратить внимание учеников на то, что отвечающий может указать занятие мамы в данный момент времени.) Подробная работа с предложенными вопросами призвана обратить внимание учеников на необходимость правильно выражать свои мысли, точно формулировать вопрос (аналогичная работа продолжится на уроках 19 и 23).

Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги наблюдений в упр. 2 и формулирует правило речевого поведения: для успешного общения речь должна быть точной.

Упражнение 3 (язык) — знакомство на основе наблюдения со словами, отвечающими на вопрос «что делает?». Категорически запрещается, как и в случаях со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?», «какой?» и т. п., вводить термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»: вся работа по ознакомлению учеников со словами, отвечающими на различные вопросы, строится с опорой на конкретный языковой материал (тексты упражнений и рубрик) и является пропедевтикой к последующему изучению частей речи во 2 и 3 классах.

Рубрика «Тайны языка» вводит полный набор вопросов к глаголам (термин не используется). Не рекомендуется также акцентировать внимание учеников на том, что слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и т. п., обозначают действие предмета.

Упражнение 4 (язык; если осталось время) — отработка навыка постановки вопроса к словам, отвечающим на вопросы «что делает?», «что сделал?». Выполняется в классах с высоким темпом работы. После того как ученики назовут слова, и учитель запишет их на доске, ученики списывают эти слова вместе с вопросами в тетрадь:

(что делает?) отправляется, называется

(что сделал?) ответил

Упражнение 5 (язык) — закрепление названий профессий, повторение порядка действий при списывании, знакомство с изменением формы слова (термин не используется) с опорой на речевой опыт учащихся. Выполняется фронтально. Учитель выписывает на доске названия тех профессий, которые называют ученики.

Вариант проведения. Учитель задаёт вопрос: «Ребята, а кем я работаю?» — и, получив ответ, записывает на доске:

Светлана Николаевна работает учителем (учительницей).

Для учеников 1 класса допустимо употребить в предложении существительное женского рода учительница, хотя стилистически правильным является употребление существительного мужского рода учитель. Не следует акцентировать внимание учеников на данном явлении, так как их опыт речевого общения пока не связан с текстами официально-делового стиля, в котором работает учителем является нормативным в отличие от работает учительницей (вариант разговорного стиля).

Упражнение 6 (язык; если осталось время) — повторение порядка действий при списывании и отработка навыка постановки к словам вопроса «кто?». Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Учитывая, что при выполнении упр. 1 названия профессий выписаны на доске, ученики самостоятельно или с помощью учителя находят названия профессий из упр. 3, которые ещё не были названы: доктор, учительница.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе прописывания линий сложной конфигурации. Как и на предыдущем уроке, линии нужно писать за один приём, не отрывая ручки от листа тетради. При работе на первой строчке нужно очень внимательно следить за точками пересечения петель с линиями рабочей строки. Целесообразно перед работой на строке «прописывать» заданные линии в воздухе. После завершения работы на первых двух строчках можно предложить учащимся самим придумать линии сложной конфигурации. Каждый желающий выходит к доске и демонстрирует свою линию, потом на третьей и четвёртой строчке прописываются самые интересные, но доступные по уровню трудности линии.

Упражнение 3 — отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах. Первая часть задания (составление новых слов и их запись) выполняется письменно, в парах, вторая часть (постановка ударения, ответ на вопрос) выполняется фронтально.

Возможная трудность. Если учащиеся неправильно разделят слова ласка и нитка на слоги (лас-ка вместо ла-ска, нит-ка вместо ни-тка), слова скала и ткани не получатся.

После постановки ударения в словах учащиеся смотрят, изменился ли ударный слог (стоит оговорить, что нужно обращать внимание именно на сам слог, а не на место ударного слога). Можно предложить им пользоваться значками «=» и «≠». Если ударный слог остался тем же, ставится знак «=», если изменился, ставится «≠». Посчитав потом знаки, учащиеся сделают вывод, что ударный слог не изменился в четырёх случаях: рады — дыра, камыш — мышка, ласка — скала, кабан — банка.

Упражнение 4 — закрепление умений определять, на какой вопрос отвечает слово, работать с группами родственных слов (без использования терминологии). Выполняется письменно, фронтально. Возможны два пути: последовательно работать со словами-подсказками, определяя место записи каждого слова, или работать по строчкам, подбирая из слов-подсказок нужные слова для заполнения строчек. Выполненная работа выглядит так:

Дополнительные задания

1. Поставить в словах ударение.

2. Списать две любые строчки в рабочую тетрадь.

Упражнение 5 впервые организует работу с деформированным текстом, поэтому нужно максимально подробно разобрать последовательность действий. Выполняется фронтально. На доске необходимо продублировать материал упражнения, чтобы была возможность показать, как вносить исправления. Прежде всего учащиеся должны прочитать текст, в котором отсутствуют границы предложений, и прийти к выводу, что при такой записи понимание затруднено, поэтому изменения необходимы. Далее учитель просит прочитать самое начало и определить, где заканчивается первое предложение, напомнив, что предложение должно выражать законченную мысль. После выслушивания ответов и выбора правильного варианта учитель просит определить, какой знак должен быть поставлен в конце предложения. Ставится точка, строчная буква в слове он зачёркивается, пишется заглавная буква О. В таком же порядке идёт работа над следующими предложениями. Важно, чтобы при этом учащиеся были нацелены не на механическое деление текста на предложения, а на осознанный поиск такого фрагмента текста, который передаёт определённую мысль. Хорошо, если учащиеся сами обратят внимание на особую интонацию третьего предложения и предложат поставить в конце восклицательный знак; в случае необходимости учитель помогает им прийти к этому выводу. Завершается работа обязательной проверкой: текст прочитывается ещё раз целиком, оценивается целесообразность сделанных изменений. Учителю нужно обязательно подойти к слабым учащимся и проверить, внесли ли они необходимые изменения, так как без этого невозможно правильное выполнение следующего упражнения.

Упражнение 6 — закрепление результатов работы над предыдущим упражнением, отработка действия списывания в усложнённых условиях. Выполняется письменно, самостоятельно. Результат выполнения:

Лёня мечтает стать капитаном корабля. Он будет плавать в разные страны. Это так интересно! А пока ему нужно хорошо учиться.

Вариант выполнения. В очень слабом классе проводится фронтально с параллельной записью на доске. В ходе работы чётко контролируется постановка знака препинания в конце предложения, написание с заглавной буквы первого слова следующего предложения. Для усиления контроля можно

предложить учащимся подчёркивать знак в конце предложения и заглавную букву в начале.

Рубрика «Переменка». Ребус очень простой по способу разгадывания, но стоит остановиться на значении слова фрак. Идеальный вариант — показать картинку с изображением фрака. Если найти её не удастся, дать толкование слова: «Фрак — верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади».

Ваш комментарий к уроку